Законы должны были развиться для предотвращения таких сделок, которые вели к убыткам храма или к кровопролитию. Эти законы встречаются в самых ранних письменных документах. В некоторых из них мы находим все—регулирование цеп, заработной платы и платы врачу. Так, например, в кодексе Хаммурапи мы находим, что плата за правку кости или за лечение больных внутренностей составляла пять чекелей с человека, три чекеля со свободного человека и два чекеля с раба—последнее должно быть заплачено его хозяином. Сила, обеспечивающая соблюдение этих законов, не могла уже оставаться, как во времена охотничьего хозяйства или даже сельской общины, лишь традиционным знанием того, что разрешается и что запрещено, или даже родовой ответственностью за дела любого члена данного рода, когда все дела разрешались кровной местью или улаживались торжественным вознаграждением. Для города, где существовало социальное неравенство, был необходим аппарат насилия. В городах Месопотамии первоначальный совет горожан, встретившись с угрозой внешнего и внутреннего насилия, пролагает путь к единоличному правлению либо в форме энси, или верховного правителя храма, либо в форме лугаля, или великого военачальника, а одновременно и жреца бога, В Египте божественный жрец-король—фараон с самой первой династии был главой государства. Проведение в жизнь законов, а также сбор налогов осуществлялись служителями храма с помощью полицейских сил. Король также присвоил себе право наказания посредством наложения штрафа, заключения в тюрьму, избиения или смерти. Власть в государстве хотя номинально и принадлежала одному человеку, в действительности зависела от поддержки всех высших классов жрецов и купцов, сдерживаемых лишь боязнью народного восстания. Мы проследим в этой книге подъем и упадок—развитие и дифференциацию классового общества в течение его пятитысячелетнего существования. Мы увидим его в свою очередь в качестве общественной формы, содействующей, тормозящей или уничтожающей возможности прогресса человечества. Однако нет ни капли сомнения в том, что оно имеет в основном прогрессивный характер с самого начала своего существования. Классовое общество дало огромный толчок развитию техники и началу рационального подхода к ней» из чего должна была возникнуть наука.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Закон и государство» з дисципліни «Наука в історії суспільства»