Однако физическая работа, необходимая для поддержания экономики, не выполнялась жрецами или выполнялась только символически. Например, мы видим изображения верховных жрецов древних шумерийских городов, несущих первую корзину с землей при рытье канала, и египетских фараонов, держащих в руках мотыгу совсем так же, как их потомки в наше время закладывают камни в основание чего-нибудь. Для сбора, хранения и охраны прибавочного продукта требовалась целая группа служителей храмов. Сам по себе храм превратился в учреждение, нуждающееся в строительных и ремонтных работах н приготовлении к чрезвычайно пышным обрядам и празднествам. Трапеза бога должна была быть хорошо обеспечена. Возвышенный бог, естественно, интересовался лишь духовным содержанием пищи, тогда как жрецы были вынуждены довольствоваться ее материальными остатками. Вся эта деятельность требовала наличия рабочих, которые стремились все более специализироваться и постепенно отходили от сельскохозяйственных работ. Строители и плотники, гончары и ткачи, мясники, пекари и пивовары скоплялись вокруг храма, и на их долю доставалась, хотя и умеренная, часть его доходов. Первое полное разделение труда имело место тогда, когда эти ремесленники занялись своим делом, оторвавшись от земли. Ничто не могло быть слишком хорошим для богов, и при наличии снабжения сырьем, которое гарантировалось излишком сельскохозяйственных продуктов, ремесленники быстро совершенствовали свою технику. К старым ремеслам прибавились новые, такие, как ремесло ювелира и специалистов по обработке металлов. В городах Земледелие и цивилизация 67 старая родовая организация поселений, уже подорванная появлением частной собственности, ограничивалась формальной ролью или же продолжала существовать в качестве цеховой организации людей специальных ремесел
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Служители храма и ремесленники» з дисципліни «Наука в історії суспільства»