ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Наука в історії суспільства

НАКОПЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ТРАДИЦИЙ
В ходе рассмотрения науки как института и ее особенностей мы недоста­точно четко выделили один аспект, отличающий научный и технический про­гресс от всех остальных аспектов достижений общества. Этой особенностью
Введение
27
наук является их кумулятивный характер. Методы ученого имели бы неболь­шую ценность, если бы он не овладел огромными запасами знаний и опыта, «акопленного раньше. Вероятно» ни одно из этих положений нельзя считать совершенно точным, но они достаточны для ученых-практиков, которые нашли отправные точки для будущей работы. Наука является развивающимся ком­плексом знаний, базирующихся на ряде соображений и идей, но еще больше— на опыте и действиях огромного потока мыслителей и тружеников. Одного знания того, что уже известно, недостаточно; чтобы называться ученым, необ­ходимо внести что-то свое в общее дело. Наука в любое время представляет собой общий итог всего того, чего она достигла к этому времени. Но этот итог не статичен. Наука—это нечто большее, чем общий комплекс известных фак­тов, законов и теорий. Критикуя, часто столько же разрушая, сколько и созда­вая, наука постоянно открывает новые факты, законы и теории. Тем не менее все сооружение науки никогда не перестает развиваться. Она, если можно так сказать, вечно находится в ремонте, но в то же время всегда исполь­зуется.
Именно этот кумулятивный характер науки отличает ее от других важней­ших институтов человечества, таких, как религия, право, философия и искус­ство. Разумеется, эти последние имеют более древнюю историю и традиции, чем история и традиции науки, и им уделялось больше внимания, чем науке, но все же они в принципе не являются кумулятивными. Религия имеет дело с сохранением «вечной» истины, в то время как в искусстве имеет зна­чение скорее деятельность индивидуумов, чем школа. Ученый же всегда -сознательно старается изменить принятую истину, и его работа очень скоро растворяется, вытесняется и теряет характер индивидуальной деятельности. Не только сами художники, поэты, но и все люди любуются, слушают или читают великие произведения искусства, музыки и литературы прошлого в оригинале, в точном воспроизведении или переводе. Благодаря своему непосредственному воздействию на человека они всегда остаются живыми.
И, наоборот, лишь незначительное меньшинство ученых и историков науки и вряд ли кто-либо другой изучает великие исторические труды науки. Результаты этих трудов включаются в современную науку, тогда как их ори­гиналы хоронятся. Именно эти установленные отношения, факты, законы и теории, а не способ их открытия или того, как они были впервые препод­несены, имеют значение для большинства результатов 1Л7 Кроме того, существует глубокое различие другого рода между традицией в науках, в част­ности в естественных науках, и традициями в религии или же в свободных искусствах. Последние являются произвольными в том смысле, что их окончательное мерило—открытие или суждение, переданное нам изустной или письменной традицией. Поскольку они претендуют на рациональное оправ­дание, это—дело идеалистической логики. С другой стороны, традиции науки, а следовательно, и техники, из которой она выросла, могут быть непосредственно апробированы наблюдениями над материальным миром, которые можно проверить и повторить. Однако каждое достижение в науке, новое или старое, подлежит проверке в любое время на определенных мате­риалах и определенными приборами. Критерий истины в науке, как давно указывал Бэкон (стр. 241), заключается в успехе ее применения в материаль­ном мире, будь то неодушевленный мир, как, например, в физических науках, живые организмы, как в биологических науках, или л<е человеческие общества, как в общественных науках. И только поскольку они обладают небольшим опытом или вообще не имеют его, постольку они еще не получили статуса истинной науки (стр. 529 и далее). С помощью наук в этом смысле мы обяза­тельно ссылаемся на те части знаний человечества, которые уже в достаточной степени развиты, чтобы использоваться для непосредственного улучшения практики, а не представляют собой только систематическое описание очевид­ных фактов. Не вызывает сомнения тот факт, что в древней Греции существо-
28
Возникновение и отличительные особенности науки
вали биология и даже социология так же, как и математика и астрономия, но, тогда как двумя последними науками можно было пользоваться при пла­нировании городов и предсказании небесных явлений, первые лишь объясняли образованным людям обычным путем то, что было известно каждому земледель­цу, рыбаку или политическому деятелю. Реальное использование достижений научной биологии для нужд медицины возникает лишь в XIX веке, а науч­ная социология только лишь появляется.
Этапы, по которым происходило накопление знаний в науке и технике, будут описаны в последующих главах, хотя и не будут рассматриваться под­робно. Это, собственно, входит в задачу истории науки, на роль которой не претендует данная книга, хотя такая критическая история науки, повествую­щая не только о фактах открытия, но и об их причинах, еще должна быть написана. В данном случае достаточно показать некоторые из основных прин­ципов, которыми руководствовались при построении здания науки.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАКОПЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ТРАДИЦИЙ» з дисципліни «Наука в історії суспільства»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Умови виникнення кредитної угоди
КРИТЕРІЇ ПРИЙНЯТТЯ ФІНАНСОВИХ РІШЕНЬ
Сучасний стан систем телекомунікацій в Україні
Робота з проблемними кредитами і заходи впливу на них
ІНВЕСТОРСЬКІ КОШТОРИСИ


Категорія: Наука в історії суспільства | Додав: koljan (19.05.2013)
Переглядів: 642 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП