В ходе рассмотрения науки как института и ее особенностей мы недостаточно четко выделили один аспект, отличающий научный и технический прогресс от всех остальных аспектов достижений общества. Этой особенностью Введение 27 наук является их кумулятивный характер. Методы ученого имели бы небольшую ценность, если бы он не овладел огромными запасами знаний и опыта, «акопленного раньше. Вероятно» ни одно из этих положений нельзя считать совершенно точным, но они достаточны для ученых-практиков, которые нашли отправные точки для будущей работы. Наука является развивающимся комплексом знаний, базирующихся на ряде соображений и идей, но еще больше— на опыте и действиях огромного потока мыслителей и тружеников. Одного знания того, что уже известно, недостаточно; чтобы называться ученым, необходимо внести что-то свое в общее дело. Наука в любое время представляет собой общий итог всего того, чего она достигла к этому времени. Но этот итог не статичен. Наука—это нечто большее, чем общий комплекс известных фактов, законов и теорий. Критикуя, часто столько же разрушая, сколько и создавая, наука постоянно открывает новые факты, законы и теории. Тем не менее все сооружение науки никогда не перестает развиваться. Она, если можно так сказать, вечно находится в ремонте, но в то же время всегда используется. Именно этот кумулятивный характер науки отличает ее от других важнейших институтов человечества, таких, как религия, право, философия и искусство. Разумеется, эти последние имеют более древнюю историю и традиции, чем история и традиции науки, и им уделялось больше внимания, чем науке, но все же они в принципе не являются кумулятивными. Религия имеет дело с сохранением «вечной» истины, в то время как в искусстве имеет значение скорее деятельность индивидуумов, чем школа. Ученый же всегда -сознательно старается изменить принятую истину, и его работа очень скоро растворяется, вытесняется и теряет характер индивидуальной деятельности. Не только сами художники, поэты, но и все люди любуются, слушают или читают великие произведения искусства, музыки и литературы прошлого в оригинале, в точном воспроизведении или переводе. Благодаря своему непосредственному воздействию на человека они всегда остаются живыми. И, наоборот, лишь незначительное меньшинство ученых и историков науки и вряд ли кто-либо другой изучает великие исторические труды науки. Результаты этих трудов включаются в современную науку, тогда как их оригиналы хоронятся. Именно эти установленные отношения, факты, законы и теории, а не способ их открытия или того, как они были впервые преподнесены, имеют значение для большинства результатов 1Л7 Кроме того, существует глубокое различие другого рода между традицией в науках, в частности в естественных науках, и традициями в религии или же в свободных искусствах. Последние являются произвольными в том смысле, что их окончательное мерило—открытие или суждение, переданное нам изустной или письменной традицией. Поскольку они претендуют на рациональное оправдание, это—дело идеалистической логики. С другой стороны, традиции науки, а следовательно, и техники, из которой она выросла, могут быть непосредственно апробированы наблюдениями над материальным миром, которые можно проверить и повторить. Однако каждое достижение в науке, новое или старое, подлежит проверке в любое время на определенных материалах и определенными приборами. Критерий истины в науке, как давно указывал Бэкон (стр. 241), заключается в успехе ее применения в материальном мире, будь то неодушевленный мир, как, например, в физических науках, живые организмы, как в биологических науках, или л<е человеческие общества, как в общественных науках. И только поскольку они обладают небольшим опытом или вообще не имеют его, постольку они еще не получили статуса истинной науки (стр. 529 и далее). С помощью наук в этом смысле мы обязательно ссылаемся на те части знаний человечества, которые уже в достаточной степени развиты, чтобы использоваться для непосредственного улучшения практики, а не представляют собой только систематическое описание очевидных фактов. Не вызывает сомнения тот факт, что в древней Греции существо- 28 Возникновение и отличительные особенности науки вали биология и даже социология так же, как и математика и астрономия, но, тогда как двумя последними науками можно было пользоваться при планировании городов и предсказании небесных явлений, первые лишь объясняли образованным людям обычным путем то, что было известно каждому земледельцу, рыбаку или политическому деятелю. Реальное использование достижений научной биологии для нужд медицины возникает лишь в XIX веке, а научная социология только лишь появляется. Этапы, по которым происходило накопление знаний в науке и технике, будут описаны в последующих главах, хотя и не будут рассматриваться подробно. Это, собственно, входит в задачу истории науки, на роль которой не претендует данная книга, хотя такая критическая история науки, повествующая не только о фактах открытия, но и об их причинах, еще должна быть написана. В данном случае достаточно показать некоторые из основных принципов, которыми руководствовались при построении здания науки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НАКОПЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ТРАДИЦИЙ» з дисципліни «Наука в історії суспільства»