Из простого наблюдения со временем возникли два технических приема: классификация и измерение. Оба они, конечно, гораздо старше осознанной науки, а в настоящее время они употребляются совершенно иным образом. Классификация сама по себе становится первым шагом на пути к пониманию новых групп явлений. Их надо упорядочить, прежде чем можно будет с ними что-то сделать. Измерение является всего-навсего дальнейшей стадией такого упорядочения. Счет—это упорядочение одной совокупности по отношению к другой, в конечном счете по отношению к пальцам. Измерение—это подсчет количества стандартных совокупностей, соотносимый с количеством того, что надо взвесить или измерить. Именно измерение связывает науку с математикой, с одной стороны, и с торговой и технической практикой—с другой. Именно благодаря измерению числа и формы проникли в пауку, и также с помощью измерения возможно точно установить, что надо сделать для воспроизведения данных условий и достижения желаемого результата (стр. 74, 104.), Именно здесь вырисовывается активная сторона науки—то, что характеризуется словом «эксперимент», Слово «эксперимент» в конечном счете означает лишь «опыт», «пробу» («trial»), и ранние эксперименты действительно были широкими (full-scale) опытами. Раз уже было введено измерение, то стало возможным не только точно воспроизводить такие опыты, но и предпринять кое-какие смелые шаги для проведения их в миниатюре (smale-scale). Именно миниатюрные опыты-образцы являются существенной отличительной особенностью современной науки. В миниатюре можно провести значительно большее количество опытов, и обходится это значительно дешевле. Больше того, благодаря использованию математики многие миниатюрные эксперименты могут дать гораздо более ценные результаты, чем один-два сложных и дорогостоящих широких опыта. Все эксперименты сводятся к двум весьма простым операциям: разъединению и воссоединению, или, выражаясь научным языком, анализу и синтезу. До тех пор, пока вы не сможете расчленить вещь или процесс, вы ничего не сможете с ним сделать, кроме наблюдения его как нераздельного целого. До тех пор, пока вы не сможете воссоединить отдельные части и возродить вещь в целом действующей, у вас не будет возможности убедиться в том, внедрили ли вы что-то новое или же что-либо упустили в своем анализе.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация и измерение» з дисципліни «Наука в історії суспільства»