ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Історія науки

Человек как космическое существо
Идеи о связи человека с космосом существуют с начала возникновения
духовной культуры во всех ее областях — от мифологии и религии до современной
науки. Быть может впервые Пифагор утверждал, что мысли, слова, эмоции
человека запечатлеваются навеки в мировом пространстве. Развивая «духовное
видение», человек может приобрести способность заглядывать в прошлое и
будущее. Пифагор считал, что Вселенная — разумное существо, в котором есть
341
Раздел HI. Современные проблемы и концепции естествознания
духовный центр — Единый Бог. Идеи космической
сущности человека породили пантеоны богов в
Древней Греции, астрологию, суеверия, вошли в
религиозные представления. Они, наконец, стали
важной частью современного научного
мировоззрения, чертой современной культуры.
На связь солнечной активности с процессами,
проистекающими в биосфере, указал основатель
гелиобиологии известный русский ученый
Александр Леонидович Чижевский (1897 — 1964).
Обобщив опыт предшественников, Чижевский
установил существование биоритмов. Человеческий
организм как бы «подстраивается» к ритмам био- А л чижевский
сферы, которые диктуются Солнцем.
Установлены циклы функционирования органов человеческого организма,
вегетативной нервной системы.
Чижевский указал на связь солнечной активности с возникновением
эпидемий на нашей планете. Изучив историю многих стран и народов, Чижевский
связал годы максимумов солнечной активности и количество исторических
событий с участием народных масс. Оказалось, что максимумы общественной
активности и солнечной активности совпадают. Чижевский пришел к гипотезе об
универсальности явления цикличности процессов во Вселенной. Он пишет:
«И кто знает, быть может, мы, дети Солнца, представляем собой лишь слабый
отзвук тех вибраций, которые проходят окрест Земли, слегка коснулись ее,
настроив в унисон дотоле дремавшие в ней возможности...».
Идеи Чижевского о связи космоса, человека и биосферы использовал
Л.Н. Гумилев, выдвигая гипотезу о пассионарном толчке, результатом
которого может быть появление новых этносов. Пассионарные толчки
происходят, по мнению Гумилева, через 300-500 лет и инициируются
специфическим космическим излучением.
Проявлением космизма в естествознании можно считать проникновение
идей, связанных с космическим прошлым Земли, с эволюцией Вселенной,
в прикладные науки. Космос стал своеобразной «лабораторией» как в
прямом, так и в переносном смысле. Процессы, происходящие в космосе,
недоступны для их воспроизведения на Земле. Вся наблюдаемая нами
Вселенная — Метагалактика дает обширный практический материал для изучения
ядерных реакций, происходящих в недрах звезд.
На единство человека со всем мировоззданием указывает так называемый ан-
тропный принцип: Вселенная такова, какой мы ее видим, поскольку мы
существуем в ней. Этот принцип был сформулирован впервые в 1958 году Г.М. Ид-
лисом и позже связан с фундаментальными мировыми константами: зарядом
электрона е, постоянной Планка h, скоростью света с, постоянной закона
тяготения G, массой протона m . Значение этих констант теоретически никак
не обосновано, а получено чисто эмпирическим путем. Как показали расче-
342
4. Биосфера и человек
ты, даже небольшие отклонения
фундаментальных констант от их действительного значения
оказываются недопустимыми с точки зрения
существования жизни в наблюдаемом нами виде.
Так, например, нуклеосинтез — процесс,
лежащий в основе образования энергии Солнца и
звезд, невозможен при изменении постоянной
Планка более, чем на 15%.
Если значение фундаментальных констант
случайно, то гипотетически могут существовать другие
Вселенные, в которых также случайно образовалась
комбинация физических параметров, позволяющих
этой гипотетической Вселенной развиваться.
Вероятность этого очень мала. Но если признать, что значение фундаментальных
констант не случайно, то приходится признать и существование принципа,
организующего Вселенную, пока недоступного нам для понимания.
Предопределенной окажется и линия развития Вселенной, ее будущее, появление
человека и сама «цель» развития, доселе от него скрытая.
Идеи космизма проникли и в психологию. Создатель «аналитической
психологии» швейцарский ученый Карл Густав Юнг (1875—1961) высказал
идею, что в психике человека существуют слои «коллективного
бессознательного», где хранится древнейший опыт всего человечества. Юнг считал
«коллективное бессознательное» принципом, связывающим человека со
всем человечеством, с Природой и Вселенной. Из гипотезы существования
«коллективного бессознательного» в психике человека следует возможность
доступа каждого человека к мировому информационному полю. Академик
М.А. Марков так охарактеризовал информационное поле:
«...Информационное поле Земли слоисто и структурно напоминает «матрешку»,
причем каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до
Абсолюта, и является, кроме банка информации, еще и регулятором начала в
судьбах человека и человечества».
Мысль о регулирующем начале созвучна идее о том, что сегодняшние
проблемы людей, каждого человека, определяются обстоятельствами судеб
их предков. Эти проблемы передаются, по существующему мнению, через
генетический код от родителей к детям. Таким образом, смыслом жизни
можно считать очищение генетического кода, чтобы не создавать проблем
своим потомкам.
Для объяснения психофизических феноменов, возможности доступа к
информационному коду Вселенной наиболее понятной представляется го-
лографическая модель информационного поля. Для осмысления этой
модели напомним принцип голографической записи информации. Голографи-
ческое изображение получают в виде интерференционной картины,
образующейся при взаимодействии двух когерентных потоков излучения: один
поток (опорный) направляют непосредственно на фотопластину, а другой
343
Раздел III. Современные проблемы и концепции естествознания
когерентное
освещение
объекта

фотопластинка
Рис. 3.26. Схема получения голограммы
(предметный) образуется при
отражении от объекта (рис. 3.26).
Записанную на фотопластине
интерференционную картину называют
голограммой. Голограмма
регистрирует полную картину волнового
фронта («голография» от греч. holos —
«весь, полный»). Сама голограмма
представляет не объект, а его
волновой фронт. Для получения
изображения объекта голограмму
освещают, и изображение объекта можно
увидеть в отраженном от
голограммы потоке. Это изображение будет
объемным, поскольку интерференционная картина определяется разностью
фаз опорного и предметного потоков, а разность фаз, в свою очередь, —
рельефом предмета, то есть тремя координатами: х, у и г.
Интерференционная картина записывается в каждой точке всем потоком, поэтому
голограмма обладает очень важным свойством: если разделить ее пополам, то
каждая половина будет содержать фазовую информацию о предмете в целом, то
есть можно получить два изображения объекта. При разделении
голограммы на множество частей каждая часть даст изображение объекта.
Вернемся к информационному полю Вселенной. Предполагается, что
информация в нем организована подобно интерференционной картине
голограммы. Информационное поле формируется всем мирозданием, и
каждая его деталь дает свой информационный поток, запечатляющийся в ре-
зультирующейся картине. Каждый ее фрагмент создается взаимодействием
потока информации от объекта (допустим, от человека) с потоком от
Вселенной в целом. Другими словами, каждый из нас формирует
информационное поле, и доступ к нему возможен через каждого. Информация хранится
как бы в форме прямого преобразования Фурье, человеческое сознание
осуществляет обратное преобразование.
Разумеется, это лишь модель, дающая более или менее наглядное
объяснение пока непознанному.
Идеи связи человека с космосом особенно близки русскому народу.
Русский космизм как представление о единстве человека и природы начал
складываться в умах русской интеллигенции в прошлом веке и сформировался
под влиянием замечательных ученых, писателей, художников, философов.
Идеи русского космизма нашли свое отражение в творчестве Л.Н.
Толстого, СТ. Аксакова, Ф.М. Достоевского, Д.И. Менделеева, В.И.
Вернадского, А.Л. Чижевского, B.C. Соловьева, А. Белого и многих других
выдающихся представителей русской культуры, рассматривающих мир как живой
организм, когда моральные категории оказываются выше любых других.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Человек как космическое существо» з дисципліни «Історія науки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: АУДИТОРСЬКИЙ ЗВІТ ТА ВИСНОВОК
МАКРОЕКОНОМІЧНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ
Програмне забезпечення та основні стандарти АРІ для комп’ютерної ...
ФОРМИ ГРОШЕЙ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
ДИЗАЙН, ЙОГО ОБ’ЄКТИ ТА ПРОГРАМИ


Категорія: Історія науки | Додав: koljan (18.05.2013)
Переглядів: 1897 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП