ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Історія науки

Афинский этап
Афинский этап охватывает 480—330 гг. до н.э., от окончания персидских
войн до подчинения Александром Македонским греческих
городов-полисов. В этот период возвышаются Афины — город-империя. В
Афинский этап окончательно выделились две линии античной философии.
Первую из них представляет великая троица античных философов:
Сократ (469—399 гг. до н.э.), Платон (428—347 гг. до н.э.) и Аристотель
(384—322 гг. до н.э.). Вторую — Демоктрит (460—370 гг. до н.э.) и Лев-
кипп (500—440 гг. до н.э.).
28
2. Античная наука. Эпоха философии
Строго говоря, Сократ не занимался
натурфилософией, но его философские взгляды оказали на
развитие науки существенное влияние. Природа в
философии Сократа отражалась в этических
категориях. Жизнь Сократа прошла в беседах и
критике. Прежде всего Сократ критиковал афинскую
демократию, считал ее главным недостатком —
некомпетентность должностных лиц, избиравшихся
путем жребия. Сократ ничего не писал. Его
философские воззрения дошли до нас в форме бесед,
диалогов, переданных учениками Сократа — Ксе-
нофонтом и Платоном. В молодые годы Сократ
был воином, показывавшим чудеса храбрости и
самообладания. Даже в холода он ходил в плаще и
босиком. Женился поздно, в 40 лет. На вопрос,
следует ли жениться, отвечал: «Как бы ни
поступил, все равно будешь раскаиваться». Жил бедно и
не стремился к богатству. Сократ был казнен по
приговору суда. Обвинение против него
содержали три пункта: безбожие, введение новых божеств
(имелся ввиду его «внутренний голос», «демон
Сократа») и развращение юношества. Приговор он
привел в исполнение сам, как того требовали
законы: спокойно выпил бокал с ядом.
Сократ считал строение мира непознаваемым.
Познать можно только самого себя. «Познай
самого себя» — это формула Сократа. Задача
знания — искусство жить. Разработанный Сократом
своеобразный метод исследования, основанный
Платон на вопросах, получил название «сократовской
иронии».
Платон принадлежал к знатной аристократической семье. В молодые
годы он попал под философское влияние Сократа, стал его виднейшим
учеником и последователем. В своей философии Платон опирался также на
учение пифагорейцев, Парменида, Гераклита. Платон излагал свои взгляды в
форме философских диалогов. Известно около тридцати таких сочинений,
среди которых «Софист», «Парменид», «Государство» и др. Платон
выдвинул теорию существования бестелесных форм вещей, называемых «видами»
или «идеями». Идеи вечны и являются бытием, а материя и пространство
по Платону — небытие. Чувственный мир при этом занимает некоторое
промежуточное положение между бытием и небытием, поскольку чувства
преходящи, зависят от пространства и времени. Источником познания служат
воспоминания бессмертной души о мире идей, созерцаемом душой до
вселения в смертное тело, душа же бессмертна. Мир Платона —
фантастический мир идей, образов совершенства, по отношению к которому
материальный мир всего лишь отражение, тень мира идей. Абсолютными ценностя-
29
Раздел I. История науки в доклассический период
ми являются истина, добродетель и красота.
Платон приводил доводы в пользу этих ценностей на
основе знаний, полученных в математике и
астрономии. Термин «астрономия» («упорядочивание
звезд», «nomos» — порядок) Платон заменяет
термином «астрология» («рассуждение» о звездах,
«logos» — рассуждение). Позднее термины
«астрономия» и «астрология» стали существовать
независимо. Платон принимал взгляды Пифагора на
значение чисел и идеальных пропорций. Он
придавал божественное значение звездам, Солнцу,
Луне, планетам.
В течение сорока лет Платон излагал свое
учение в созданной им Академии. Название
«Академия», философской школы Платона, происходит
от имени легендарного героя Академоса. Занятия проходили в саду имени
этого героя. Платон был прекрасным оратором, что немало содействовало
успеху его школы. Преподавание в Академии не прекратилось после
смерти Платона. Академия просуществовала почти 1000 лет и была закрыта
Юстинианом в 525г.
Мировоззрение Платона оказало существенное значение на становление
и развитие естественных наук. Платоновское понятие космоса было
классическим в античной науке. Космос появился, по Платону, в результате акта
творения. Космос имеет семь небесных кругов, соответствующих известным
тогда пяти планетам, Солнцу и Луне, которые движутся вокруг
шарообразной Земли.
Платону не была чужда и изобретательская деятельность. Так, например,
он построил своеобразный будильник, применив принцип реле.
Попадавшая в сосуд по каплям вода, дойдя до определенного уровня, с силой
прорывалась в другой, нижний по отношении к первому сосуд. Вытесненный
воздух проходил по трубе в статую флейтиста, которая издавал достаточно
громкий звук.
Творческий гений Аристотеля сочетался с великим даром организатора
науки, позволившим свести разрозненные сведения, обширный научный
материал, накопившийся к тому времени, в единое целое, в стройную
научную систему. Сочинения Аристотеля, дошедшие до нас, представляют
собой энциклопедию научных знаний античности, включающую и
естественные науки (физику, механику, математику, астрономию, биологию), и
гуманитарные науки (психологию, историю, экономику), и философию.
Система знаний, собранных и систематизированных Аристотелем,
служила почти две тысячи лет остовом, каркасом науки.
Аристотель родился в Стагире, во Фракии (греческая колония). Отец его
был врачом. Аристотель учился в Академии Платона, пробыв в ней в общей
сложности около 20 лет. После смерти учителя он отправился путешествовать
по Греции. С 343 по 340 г. до н.э. Аристотель был воспитателем сына Филиппа
Македонского — будущего Александра Великого — и находился в столице
30
2. Античная наука. Эпоха философии
Платон построил своеобразный будильник, применив принцип реле. Вытесненный воздух
проходил по трубе в статую флейтиста...
Македонии Пелле при дворе Филиппа. Вернувшись в Афины в 335г.,
Аристотель основал свою философскую школу — Ликей, названную так по имени
священного сада Аполлона, в котором школа была расположена. Ликей
являлся одним из афинских гимнасиев (греч. «место для упражнения»).
Аристотель во время занятий или бесед любил прогуливаться с учениками по саду.
Прогуливаться, прохаживаться по-гречески — «peripateo», поэтому школа
получила название перипатетической. Аристотель руководил Ликеем 13 лет.
После смерти Александра Македонского в Вавилоне Аристотель бежал из
Афин, обвиненный в колдовстве, а по сути дела это было гонение на него как
на представителя промакедонской партии. Своим бегством Аристотель
пытался избавить афинян от вторичного преступления против философии
(первым, как считал Аристотель, была казнь Сократа в 399г. до н.э., за 76 лет до
бегства Аристотеля). Спустя год Аристотель умер в возрасте 62 лет в г.Халки-
да на острове Эвбея (по преданию, Аристотель бросился в море с утеса,
отчаявшись выяснить причину приливов и отливов).
Из наследия Аристотеля сохранились трактаты, представляющие собой
конспекты его лекций, написанные в повествовательной форме. С точки
зрения естествознания представляют интерес в первую очередь трактаты
«Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология»,
а также написанные в форме вопросов и ответов «Проблемы» и
«Механика». Сочинения Аристотеля в форме диалогов не сохранились, и мы знаем
о них из пересказов.
По Аристотелю, физика является ключом к пониманию мира, однако в
понятие «физика» он вкладывал несколько иной смысл, чем мы
вкладываем сегодня. В его «Физике» нет математических формул, приборов и
экспериментов. Под физикой он понимал природу, поведение тел в естественном
состоянии. Мы и сейчас говорим — уж такова природа того или иного
явления. Аристотель в своих исследованиях пытался отыскать «природу»,
естественный характер вещей.
Материя, как считал Аристотель, это исходный субстрат каждой вещи.
Она состоит из четырех стихий: земли, огня, воздуха и воды. К ней
добавляется и пятая — эфир. Первые четыре стихии переходят одна в другую,
образуют вещества. Пятая стихия — эфир — вечна и неизменна. Мир, по Ари-
31
Раздел I. История науки в доклассический период
стотелю, неоднороден. В подлунном мире вещи возникают, разрушаются и
исчезают. Небесный, надлунный мир — мир небесных сфер — вечен,
неизменен и нерушим.
Стержнем физических представлений Аристотеля является его учение о
движении и пространстве. Движению Аристотель придавал широкий смысл,
понимал его как любое количественное или качественное изменение.
Изменение положения тел Аристотель определял как частное, локальное
движение. В свою очередь локальные движения он разделял на естественные и
насильственные. Естественные движения бывают прямолинейными
(например, падение тел) и круговыми (вращение звезд) и не требуют никакой силы.
Регулярность и вечность кругового движения обусловлена перводвигателем,
сообщившим это движение сферам, к которым прикреплены звезды. Центр
вращения находится в центре Земли.
В представлениях Аристотеля о насильственном движении предполагается,
что движущееся тело постоянно находится под воздействием силы, при этом
скорость движения обратно пропорциональна сопротивлению среды. Отсюда
следует, что если сопротивление среды отсутствует (движение в пустоте), тело
приобретает неограниченную скорость. Это противоречило обыденным
представлениям, поэтому Аристотель пришел к выводу о невозможности
существования пустоты в природе. По заключению Аристотеля «природа не терпит
пустоты». Все пространство— «пленум» («полное») заполнено материей.
Свойства пространства зависят от свойств тел, движущихся в пространстве. Нет, по
Аристотелю, и времени, существующего независимо от движения и
происходящих событий. По Аристотелю, при отсутствии внешней силы тело
двигаться не может. А как быть с движением брошенного тела, каким образом оно
поддерживает свое движение? Как быть с движением стрелы, выпущенной из лука?
Аристотель объясняет это движение свойствами среды — воздуха, который
подталкивает движущееся тело, как парус по ветру, воздухом, стремящимся занять
место, освобождаемое телом при движении.
Следствием представлений Аристотеля о движении является вывод о
пропорциональности скорости падения тел в данной среде весу тела.
Постепенное увеличение скорости при падении Аристотель объяснял увеличением
веса при приближении тела к предопределенному месту.
Заслугами Аристотеля в области естествознания являются также
формулировка правила сложения перемещений (для частного случая
перпендикулярности перемещений), правил равновесия рычага, описание действия
блоков и весов.
Вклад Аристотеля в биологию считается даже большим, чем в физику. Он
собрал и классифицировал огромный материал по анатомии животных. В
биологии Аристотель руководствовался идеей стремления всего в природе
к совершенству. Он определил жизнь как способность к самообеспечению,
к независимому росту и распаду. Вместе с тем Аристотель отвергал идею
эволюции и считал, что все виды животных неизменны.
Выдающимся достижением Аристотеля является создание им
формальной логики. Основой для логики явилась идея классификации, которая
проходит через все труды Аристотеля.
32
2. Античная наука. Эпоха философии
Будучи учеником Платона, Аристотель тем не
менее отвергал ряд принципиальных позиций в
мировоззрении своего учителя. «Платон мне друг,
но истина дороже», — говорил Аристотель.
Аристотель считал, в отличие от Платона,
материальный мир реально существующим,
истинным бытием обладают конкретные вещи, а не
платоновские «идеи».
На развитие естественных наук оказало
существенное влияние идея атомистического строения
материи, выдвинутая и развитая Демокритом.
Демокрит родился в городе Абдеры во Фракии
на берегу Эгейского моря в семье богатого
торговца и рабовладельца. Демокрит много
путешествовал, побывал в Месопотамии, Египте, Индии.
Побывал он и в Афинах, где встречался с Сократом. Сочинения Демокрита не
дошли до нас, и их содержание раскрывается в сочинениях других авторов,
излагающих суть учения Демокрита об атомах (атомизм Демокрита) и
другие его воззрения. По Демокриту, атомы (atomos — неделимый)
составляют материальную основу Вселенной. Атомы вечны, и Вселенная, состоящая
из атомов и пустоты, также вечна. Атомы находятся в непрерывном
движении, перемещаются в пространстве. Атомы различны по размерам и форме
и недоступны для человеческого восприятия. Все предметы образуются из
атомов и их сочетаний, как из букв слова.
Таким образом, Демокрит положил начало материализму в философии
в противовес идеализму Пифагора и Платона. Демокрит считал
пространство бесконечным, пустоту — реально существующей, Вселенную — вечной
и бесконечной в пространстве. Он отрицал случайность событий,
рассматривал ее как результат незнания. Источником познания Демокрит считал
чувственное восприятие, но это восприятие происходит на низком «темном»
уровне. «Светлый» уровень обеспечивается только разумом, ведущим к
познанию сущности Мира, состоящего из атомов и пустоты.
Демокрит объяснял чувственное восприятие объектов истечением от них
тонких оболочек — «идолов», воздействующих на органы чувств. Демокрит
признавал существование души у человека, которая также состоит из
атомов — самых мелких.
Демокрит разрабатывал и вопросы из области математики, физики,
философии, психологии, медицины, искусства, этики.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Афинский этап» з дисципліни «Історія науки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Синоніми (ідеографічні, стилістичні, контекстуальні, перифраза, е...
ПЛАТІЖНИЙ БАЛАНС ТА ЗОЛОТОВАЛЮТНІ РЕЗЕРВИ В МЕХАНІЗМІ ВАЛЮТНОГО ...
Послідовність аудиту нематеріальних активів
Технічні засоби захисту інформації
Ліцензування банківської діяльності


Категорія: Історія науки | Додав: koljan (18.05.2013)
Переглядів: 899 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП