ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Історія інженерної діяльності

Промышленный переворот и капиталистическая индустриализация на Украине
К середине XIX века старые производственные отношения в Российской империи пришли в явное несоответствие с развитием экономики, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Крепостной строй являлся тормозом экономического развития страны. В помещичьи хозяйства проникали элементы капитализма, что проявилось в усилении товарно-денежных отношений, связей с рынком, в отдельных попытках применения машин, наемных рабочих, улучшения агротехники. Однако в целом хозяйство развивалось не за счет вложения капитала, а за счет усиления эксплуатации "живой собственности" – крестьян и за счет расширения реализации юридического права собственности на земли. С конца 30-х годов в Российской империи начался промышленный переворот, который происходил бурными темпами. Применение сложных машин на фабриках было невозможно при крепостническом труде, так как крепостные крестьяне на помещичьих и приписных мануфактурах ломали и портили вводимые там новые механизмы. Поэтому для работы на машинах нанимали вольнонаемных рабочих. Но дальнейший рост применения наемного труда, а значит и всего производства, тормозился крепостническими отношениями. В стране не было свободных рабочих. А на фабриках нужны были постоянные квалифицированные рабочие.
118

В большинстве крупных стран Европы феодальные отношения были к этому времени уже ликвидированы, и они стали обгонять Россию по развитию промышленности. Реформа 1861 года освобождала крестьян от личной зависимости от помещиков, но отнюдь не превращала их в полноправных граждан. Для Украины значение реформ было тем более велико, что до 1861 г. крепостные крестьяне составляли здесь около 42 % населения, в то время как в среднем по империи – всего 35 %. Да и сами возможности осмысления и выражения национальных особенностей и местных интересов украинцев расширялись, поскольку улучшалось качество образования, юридической защиты и местного самоуправления. Развитие промышленности Украины нельзя рассматривать в отрыве от России в целом, ибо Украина была составной частью Российской империи. В то время русская и украинская буржуазия еще не имела капиталов, достаточных для развития отечественной промышленности. В украинскую промышленность хлынули иностранные капиталы. Главным образом капитал помещался в угольную и металлургическую отрасли. Цены на продукцию этих отраслей росли, что обеспечивало максимальную прибыль. Иностранные капиталы содействовали на первых порах некоторому развитию угольной и металлургической промышленности на Украине. Но, хищнически используя богатства и рабочую силу, используя отнюдь не передовую рабочую технику, вывозя с Украины огромные прибыли, получаемые за счет безудержной эксплуатации населения, они вместе с тем сдерживали размах индустриализации страны, превращая ее в свою полуколонию. Иностранный капитал, разрушая на Украине докапиталистические производственные отношения, ставил ее экономику в зависимость от себя. Это является одной из особенностей промышленного переворота и капиталистической индустриализации на Украине. За период с 1865 по 1890 годы число рабочих на крупных капиталистических предприятиях выросло более чем вдвое. Но важно знать, что развитие промышленности на Украине началось несколько позже, чем в Великороссии. Объясняется это тем, что Украина, до ее воссоединения с Россией в 1654 году, подвергалась жестокой эксплуатации и жестокому гнету. Производительные силы ее вследствие этого развивались крайне медленно. К концу 19 века промышленность на Украине достигает своего наивысшего расцвета. К этому времени Донбасс покрывается густой сетью железных дорог. В 1880-84 гг. была сооружена чрезвычайно важная для Донбасса магистраль – Екатерининская железная дорога, в 1893 году была построена Юго-Восточная железная дорога. Были также построены подъездные пути, связывавшие между собой главные промышленные центры Донбасса. Все это значительно облегчило вывоз продукции и дало ему новые заказы на металл и уголь. За период с 1891 по 1900 гг. было открыто большое
119

количество новых предприятий. С каждым годом возрастала концентрация рабочих. Для того чтобы лучше осмыслить особенности капиталистической индустриализации, нужно отдельно рассмотреть некоторые отрасли промышленного комплекса страны. 1 Каменноугольная промышленность и металлургия. Строительство железных дорог на Украине увеличивало спрос на уголь. Цены на уголь быстро росли. В угольную промышленность Донбасса стал притекать иностранный капитал, поэтому добыча угля быстро поднималась. Возник вопрос о расширении возможностей для сбыта угля не только в различных районах страны, но и на важнейших рынках. В связи с этим в 1889 году был открыт Мариупольский порт. Широкая торговля донецким углем содействовала развитию парового угольного флота, медленно, но стало развиваться судостроение. Уже в конце 19 века в Донбассе и Криворожье возникли крупные предприятия, где первое место занимало Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства, созданного английскими капиталистами (Дж. Юз). Усилилась разработка месторождений каменного угля. Реформа 1861 года получила особенно большое развитие в Донбассе. За первое десятилетие после реформы добыча угля увеличилась в 2,6 раза, за второе – более чем в 5 раз. Увеличение добычи угля сопровождалось усилением концентрации производства в Донбассе. Так, в 1890 году в Донбассе было 768 шахт, в 1898 г. – 760 шахт, причем количество мелких шахт уменьшилось на 116, а крупных – увеличилось на 108. Крупнейшими предприятиями каменноугольной промышленности в Донбассе были Корсуньские копи Южно-Русского общества, Александровские копи Новороссийского общества, дававшие вместе 136 миллионов пудов угля. Удельный вес Донбасса в общей добыче угля России все более возрастал. В 60-х годах Донбасс давал 32,8 % общей добычи, в 90-х гг. – 50 % и в 1900 г. – 68,9 % угля. Выросла численность рабочих на каменноугольных копях. На протяжении 6 лет (1895 – 1900) количество рабочих, занятых в каменноугольной промышленности Донбасса, увеличилось с 32 523 до 82 420, т.е. более чем в 2,5 раза. В Донбассе можно было установить современную технику угледобычи, механизировать процессы производства. Однако углепромышленники юга России (по большей части иностранцы) с целью сохранения высоких цен за счет сохранения отсталости Российской империи, пользуясь дешевизной рабочей силы, ограничивались применением дедовской техники. Капиталисты пренебрегали элементарными правилами безопасности шахтеров, желая сэкономить деньги. Вследствие чего погибали сотни шахтеров, а тысячи искалеченных выбрасывались на улицу. Если вспомогательные работы были кое-как механизированы, то добыча угля производилась вручную. Поэтому производительность была очень низкая, повышалась очень медленно, рост добычи угля достигался за счет увеличения числа рабочих.
120

С конца 19 века начинается разработка месторождений железных руд Криворожья. Центр добычи железной руды перемещается с Урала на юг России, на Украину. На протяжении 8 лет общеимперская добыча руды выросла в 8 раз, в частности на Урале в 4 раза, на Украине – в 15 раз. В связи с этим стали создаваться металлургические заводы, основываются в связи с этим различные общества. В 1895 году было основано Русско-Бельгийское металлургическое общество, построившее Петровский металлургический завод. В том же году основывается Донецко-Юрьевское металлургическое общество, тоже построившее металлургический завод. В 1896 году основывается Никополь-Мариупольское горнометаллургическое общество. Им был построен трубный завод, созданный на американский капитал. Позже завод расширился. В 1897 году бельгийское общество «Провиданс» построило вблизи Мариуполя металлургический завод и несколько металлургических заводов в Донбассе. К началу 1900 года в Донбассе и Криворожье было уже 17 крупных чугунолитейных заводов. Вокруг них строилось много мелких и средних рудников и заводов, которых в 1895 году на Украине насчитывалось не менее 100. Таким образом, к концу 19 века основная масса чугуна производилась на Украине, вдвое больше, чем на Урале, т. е. центр металлургической промышленности Российской империи перемещается на Украину. К множеству уже приведенных причин можно добавить благоприятные природные условия, а также более развитую сеть железных дорог. Южные заводы почти не производили рыночных товаров, а были заняты преимущественно казенными заказами. Рост горнозаводской промышленности сопровождался ростом концентрации производства. Вместе с ростом выплавки чугуна растет производство стали и железа. Около 80 % всего чугуна, выплавлявшегося в империи, поступало в переработку на полупродукт. В этот же период Украина становится основным районом производства рельсов (76 % от всей произведенной продукции в империи). Царское правительство усиленно покровительствовало рельсопромышленникам. Был запрещен беспошлинный ввоз рельсов иностранного производства. Государство покупало рельсы по повышенным ценам. Вследствие этого возникали новые рельсопрокатные заводы, укрупнялись старые. Вскоре по империи их было 11, из них 4 самых крупных – на Украине. 2 Развитие машиностроительной промышленности. Крупная машинная индустрия представляет высокую ступень развития капитализма в промышленности. На Украине развитие машинного производства приобретает крупный размах только после реформы 1861 года. Однако и после нее крепостнические пережитки и засилье иностранного капитала тормозят развитие машинного производства. Машиностроение и в дальнейшем оставалось самой отсталой отраслью народного хозяйства Украины. Почти все ввозилось из-за границы. Поворотным моментом в истории машиностроения является начало 90-х годов, когда начала быстро развиваться металлургическая база
121

машиностроения. Растет производство сельскохозяйственных машин и орудий труда, чего не было до реформы. Объясняется это тем, что до реформы феодальное хозяйство носило преимущественно натуральный характер и основывалось на ручной технике и даровой крепостной рабочей силе. Перемещение центра сельскохозяйственного машиностроения из северо-западного промышленного района на юг России – на Украину сопровождалось усилением концентрации промышленных предприятий. На Украине находилось 177 предприятий сельскохозяйственного машиностроения из 826 общеимперских, в эту цифру не входят кустарные предприятия. Быстрое развитие сельскохозяйственного машиностроения свидетельствует о том, что капитализм на Украине, как и во всей России, уже полностью созрел и являлся тем фактором, которых вызывал все более возрастающее потребление машин в сельском хозяйстве. Применение машин в сельском хозяйстве вело к концентрации производства, распространению капиталистической кооперации в землевладении. Но оно было доступно только крупным хозяевам. Количество наемных рабочих сохраняется, их труд заменяется женским и детским трудом, который низко оплачивается. И все-таки, несмотря на относительно быстрое развитие капитализма в сельском хозяйстве Украины, уровень сельскохозяйственного машиностроения был все еще далеко недостаточным. Тракторов, комбайнов не было. Второе место после производства сельскохозяйственных машин занимало на Украине транспортное машиностроение, которое было сосредоточено в Харькове, Луганске, Николаеве и некоторых других городах. Паровозы изготовлялись на Харьковском и Луганском заводах. Продукция этих заводов составляла 35 – 40 % всего выпуска паровозов в России. Судостроительная и судоремонтная промышленность Украины была сконцентрирована в Одессе, Николаеве и Киеве. Недостаточно оборудования выпускалось для химической и горнометаллургической отраслей промышленности Украины. Поскольку ручной труд был дешевле, чем машинный (разорявшиеся крестьяне продавали свою рабочую силу за гроши), тормозилось широкое применение капиталистами машинного производства. Тем не менее, отдельные капиталисты вводили у себя новые машины и передовые методы производства и добивались повышения производительности труда выше среднего уровня, существовавшего в данной отрасли, поэтому они получали дополнительную прибыль.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Промышленный переворот и капиталистическая индустриализация на Украине» з дисципліни «Історія інженерної діяльності»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Ложный путь изобретательства
ISDN в Україні
Етапи процесу кредитування
Індивідуальна вартість джерел капіталу
СУТНІСТЬ ТА ВИДИ ГРОШОВИХ РЕФОРМ


Категорія: Історія інженерної діяльності | Додав: koljan (18.05.2013)
Переглядів: 1189 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП