Маврикий Осипович Вольф (1825-1883) после окончания варшавской гимназии поступил учеником в книжный магазин А.Е. Глюкберга, затем практиковал в Париже, Лейпциге, Праге, Вильнюсе, Кракове. В 1848 г. переехал в Петербург и поступил на работу в книжный магазин Я.А. Исакова, на должность заведующего французским отделением. Через пять лет он оставил Исакова и открыл собственный книжный магазин, установив торговые связи с издателями Англии, Франции и Германии. Одновременно с открытием книжного магазина он приступил к изданию книг на русском языке. Книгоиздание М.В. Вольфа носило универсальный характер: выпускались научные труды, научно-популярные книги, художественная и детская литература. Переиздавались неоднократно собрания сочинений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.И. Даля и др. В книжной продукции Вольфа видное место занимали серийные издания: «Библиотека знаменитых писателей», «Нравственные романы для юношества», «Наша библиотека», «библиотека юного читателя» и др. В конце 70-х годов Вольф приступил к выпуску многотомного издания «Живописная Россия». Роскошно оформленное издание в двадцати книгах было завершено в начале 1900-х годов. Видные деятели русской науки и культуры — Г.Н. Потанин, П.П. Семенов-Тян-Шанский и др. — принимали участие в составлении «Живописной России». Кроме книг, издательство Вольфа выпускало журналы: «Вокруг света», «Новь», «Новый мир», «Задушевное слово» (в двух изданиях) и др. Большинство изданий он печатал в своей типографии, организованной в 1856 г., а в 1874 г. он присоединил известную в то время типографию В.И. Головина. В 1878 г. приобрел знаменитую словолитню Е. Ревильона. Магазины книгоиздательства успешно работали в Москве, Могилеве и Витебске. Ведущую роль книгоиздательство сыграло в распространении иностранной книги в России. С именем М.О. Вольфа связана судьба другого крупного издателя и книготорговца Адольфа Федоровича Маркса (1838-1904), который родился в Штеттине (ныне Шецин, Польша) в семье фабриканта башенных часов Ф. Маркса. Получив среднее образование, он работал приказчиком в известной книжной торговле Гиршвальда. В сентябре 1859 г. по приглашению книготорговца Ф.А. Битепажа А.Ф. Маркс переехал в Россию. Проработав здесь около пяти лет, перешел к М.О. Вольфу, а в 1870 г. получил разрешение на издание массового еженедельного журнала «Для семейного чтения» – «Нива». При всей широте программы журнала, включающей исторические очерки, биографию знаменитых людей, описание путешествий, стран и городов, популярные статьи по науке и искусству, медицинские советы, Марксу все время приходилось заботиться о том, чтобы опережать конкурентов в борьбе за читателя. Поэтому в 1879 г. он с разрешения Министерства внутренних дел начал выпускать бесплатные приложения к «Ниве» — картины, портреты, календари и т.д. Тираж журнала достиг невиданной цифры – 250 тыс. экземпляров, и А.Ф. Марксу пришлось обзавестись типографией, самой крупной в то время. Увеличивая тиражи изданий, Маркс имел возможность снижать цены на книги и таким образом успешно конкурировать с другими издательствами. В числе наиболее известных изданий фирмы – выпущенные в качестве приложений собрания сочинений В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, А.П. Чехова и др. Наряду с книгами Маркс выпускал картографические издания, например «Большой всемирный настольный атлас», «Всеобщий географический и статистический карманный атлас» и др. По завещанию А.Ф. Маркса, после его смерти издательство было преобразовано в акционерное общество «Товарищество издательского и печатного дела А.Ф. Маркс». Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901) был крупным текстильным фабрикантом. Определенную роль в формировании общественных взглядов сыграли его взаимоотношения с членами московского кружка передовой интеллигенции, руководимого профессором всеобщей истории Московского университета Т.Н. Грановским. Самым близким Солдатёнкову человеком в кружке был Н.Х. Кетчер — переводчик Шиллера, Гофмана, Шекспира. Именно по инициативе Н.Х. Кетчера было создано издательство К.Т. Солдатёнкова и Н.М. Щепкина. Их первой книгой стали «Стихотворения» А.В. Кольцова, выпущенные в феврале 1856 г. Через год был открыт магазин Щепкина и Солдатёнкова на Лубянке. В 1862 г. книжная компания распалась, и затем в течение почти сорока лет Солдатёнков выпускает книги только под своей фамилией. Первой книгой, изданной им в 1862 г. своей единоличной фирмой, был роман «Отцы и дети» Тургенева. Среди книг, выпущенных Солдатёнковым, переводная литература составляет более 60 процентов названий. Русская культура обязана К.Т. Солдатёнкову изданием переводов многих фундаментальных классических трудов, прежде всего в области гуманитарных наук. Им было издано более тридцати оригинальных трудов русских ученых: историков Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, И.Е. Забелина, В.О. Ключевского и др. Следует отметить серию «Библиотека экономиста» – произведения А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля, Д. Юма и др.; памятники мировой классики – «Илиада» Гомера, «Гулистан» Саади, «Драматические произведения» У. Шекспира (9 т.) и др. 19 мая 1901 г. К.Т. Солдатёнков умер в своем кунцевском имении. По его завещанию книги и право на их переиздание были переданы Москве, а личная библиотека – Румянцевскому музею. Наряду с рассмотренными книжными фирмами важную роль начинают играть предприятия иного типа – организованные людьми с достаточно высоким уровнем образования, которые смотрели на издательскую деятельность как на культурную и общественную работу, строя ее вместе с тем на основе самоокупаемости. Таковы книгоиздательства Ф.Ф. Павленкова, Л.Ф. Пантелеева, О.Н. Поповой и М.В. и С.В. Сабашниковых. Русский книгоиздатель Флорентий Федорович Павленков (1839-1900) родился в Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию. Свое первое издание – переведенную им же небольшую книгу «Собрание формул для фотографии» Е. Бертрана, Павленков выпустил в 1863 г. в Киеве. Затем он решил издать перевод популярной книги – «Полный курс физики…» профессора А. Гано отдельными выпусками. Первый выпуск появился в начале 1864 г., последний – в середине 1866 г. Издания были полностью распроданы, принеся издателю немалый доход. Выйдя в отставку, он приобрел у журналиста П.А. Гайдебурова «Книжный магазин для иногородних». Это дало возможность осуществить давнюю мечту Павленкова – издать сочинения Д.И. Писарева, за что он подвергся судебному преследованию. Суд оправдал Павленкова, но в 1868 г. он был арестован за речь на похоронах Писарева и выслан в Вятскую губернию, где провел около десяти лет. В Вятке ему было запрещено продолжать издательскую деятельность. Однако при содействии А.А. Красовского, владевшего типографией, Павленков составил «Наглядную азбуку», изданную в 1873 г., которая выдержала двадцать два издания. Здесь же он издал публицистический сборник «Вятская незабудка» (1877-1878), вызвавший судебное преследование. В 1877 г. Павленков вернулся в Петербург, а через три года был арестован и выслан в Сибирь по подозрению в причастности к революционной народнической организации «Земля и воля». В 1881 г. ему было разрешено возвратиться в Петербург. Большой популярностью у читателей пользовались изданные Павленковым собрания сочинений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Г.И. Успенского, а также произведения классиков западноевропейской литературы: В. Гюго, Ч. Диккенса, книги для детей, научно-популярная литература отечественных и зарубежных авторов по физике, зоологии, астрономии, социологии. Павленков подготовил первое в России собрание сочинений А.И. Герцена. Последним изданием Павленкова, вышедшим при его жизни, был знаменитый «Энциклопедический словарь» (1899) – пособие для самообразования. Общедоступный по изложению и по цене, «Словарь» пользовался большой популярностью у широкого круга читателей. Издание было иллюстрировано более чем двумя тысячами политипажей, в том числе включало около 800 портретов и 40 тщательно исполненных графических карт. Выпуская книги большими тиражами, Павленков сумел значительно удешевить книгу без ущерба для ее содержания и оформления. Расходы на административно-редакционный аппарат были минимальными за счет того, что он сам читал все предлагаемые рукописи, оценивал их качество, правил, сам читал корректуры, подбирал рисунки, вел переговоры с авторами. К каждой новой книге Павленков прилагал список вышедших изданий. Книги Павленкова были небольшого формата, отпечатаны убористым шрифтом без шпон на плотной бумаге, хорошо сброшюрованы и содержали много рисунков. В 1889 г. Павленков начал издавать свою самую замечательную серию — биографическую библиотеку «Жизнь замечательных людей». При его жизни были напечатаны 191 книга серии и 40 переизданий. Каждый выпуск стоил 25 копеек и быстро расходился. Павленковская серия была первым в нашей стране универсальным собранием биографий. Умер Павленков в 1900 г., завещая свое состояние народным библиотекам и фонду писателей. Во многом напоминает Ф.Ф. Павленкова другой издатель 80-90-х годов XIX века — Лонгин Федорович Пантелеев (1840-1919). Он, как и Павленков, в 60-х годах попадает в ссылку. Вернувшись в Петербург, основывает здесь издательство, которое скоро занимает значительное место на книжном рынке. Пантелеев выпускал естественнонаучную литературу, в том числе издания, получившие большую известность (Бойс «Мыльные пузыри», Гейки «Учебник физической географии» и др.), и книги по социологии (Морган «Первобытная культура») и вместе с тем проявлял интерес к гуманитарным наукам. Он издавал сочинения научного характера, хотя и предназначенные не столько для специалистов, сколько для более широкого круга читателей, — по истории, логике и психологии, печатает переводы некоторых классических философских произведений (Спиноза «Этика», Платон «Апология Сократа» и др.), а также историко-литературные памятники (Апулей «Золотой осел», Тацит «Сочинения»). Близко по своей деятельности к книгоиздательствам Павленкова и Пантелеева издательство Ольги Николаевны Поповой (1848-1907). Ее издания по общественным наукам, естествознанию, истории и истории литературы занимали заметное место среди книг того периода. Русский издатель, журналист Алексей Сергеевич Суворин (1834-1912), в 1853 г. закончив учебу в Константиновском артиллерийском училище, вместо военной службы сдает экзамен на звание учителя истории и географии и начинает свою учительскую деятельность сначала в Бобровском уездном училище, а затем в Воронеже. В 1863 г. А.С. Суворин переезжает в Петербург, где работает секретарем «С.-Петербургских Ведомостей». Самостоятельные его издания начали выходить в 1872 г., когда он выпустил «Русский календарь». Успех этого издания побудил его издавать газету «Новое время», первый номер которой вышел 29 февраля 1876 г. Русско-турецкая война принесла успех газете, издатель которой в качестве корреспондента отправился в армию. С 1880 г. Суворин начал издавать «Исторический вестник» – один из самых распространенных русских журналов, посвященных изучению нашего прошлого. В 1878 г. издатель открыл в Петербурге книжный магазин, затем типографию. К началу ХХ века он издал около тысячи книг универсальной тематики. Особой популярностью пользовались две серии малообъемных книг «Дешевая библиотека» и «Новая библиотека» (произведения писателей разных времен и народов), а также справочные издания – ежегодники «Вся Россия», «Весь Петербург» и др. В 1887 г. Сувориным было переиздано полное собрание сочинений А.С. Пушкина (10 томов по 15 копеек), которое было распродано за несколько дней. Он переиздал памятники отечественной культуры: первое подцензурное издание «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева и «Опыт российской библиографии» В.С. Сопикова и др. Суворин владел книжными магазинами в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе и др., обладал монопольным правом на продажу произведений печати на железных дорогах. В 1911 г. на базе суворинского книжного дела было организовано акционерное общество «Новое время», которое контролировалось «Волжско-Камским коммерческим банком». Самый крупный русский издатель Иван Дмитриевич Сытин (1851-1934) — выходец из крестьян, в 1866 г. поступил мальчиком в лубочную лавку московского купца П.Н. Шарапова. Книжная торговля у Шарапова была случайным делом, доставшимся ему по наследству от брата. Ассортимент лавки состоял из лубочных сказок, песенников и азбук. Сытин понимал бесперспективность книжной торговли Шарапова и решил открыть в 1876 г. маленькую литографию на Воронухиной горе, около Дорогомиловского моста. Предприятие имело одну литографскую машину и выпускало лубочные картинки. Картинки для издательства рисовали известные художники В.В. Верещагин, В.М. Васнецов и др. Качество лубочных картинок Сытина было значительно выше, чем у других издателей. В год выпускалось свыше 50 миллионов картин. Сюжеты лубочных картин были различными: портреты царей, вельмож, генералов, иллюстрации к сказкам и песням, картины на религиозные темы, бытовые и сатирические сюжеты. Цена лубочных картин была предельно низкой. Сытин привлекал к распространению дешевых лубочных изданий многочисленных офеней. Издатель умел работать с офенями: он предоставлял им долгосрочные кредиты, сам занимался подборкой ассортимента, и это сыграло немалую роль в привлечении своего покупателя. С 1890 г. Сытин начал выпускать календари: «Общенародный календарь», а за ним «Малый всеобщий», «Киевский», «Современный», «Старообрядческий» и др. Тиражи календарей доходили до 6 млн. экз. в год. Сытинский календарь представлял собой универсальную справочную книгу для народа. Календари содержали статьи познавательного и информационного характера, биографические статьи об историках, писателях и композиторах, а также советы по пчеловодству, охоте, сельскому хозяйству, медицине и т.п. Таким образом, календари И.Д. Сытина на долгие годы завоевали постоянных читателей и стали своеобразной энциклопедией для народа – доступной и дешевой. Издания И.Д. Сытина отличались высоким уровнем полиграфического исполнения, выходили большими тиражами, были предельно дешевы. Издательство учитывало интересы широкого круга читателей. Выпускались учебники и учебные пособия (для начальной школы), научно-популярные книги (серия «Библиотека для самообразования»), детская литература, практические руководства для крестьян и религиозная литература. В период 1910-1915 гг. Сытин выпускает несколько многотомных изданий: «Народная энциклопедия научных и прикладных знаний» (т.1-14, 1910-1912); «Отечественная война и русское общество. 1812-1912» (т. 1-7, 1911-1912); «Военная энциклопедия» (т. 1-18, 1911-1915); «Детская энциклопедия» (т. 1-10, 1913-1914) и др. Важную роль в просвещении народа сыграли массовые издания собраний сочинений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. В 1916 г. издатель приобрел большинство паев издательства А.Ф. Маркса, в том числе популярный журнал «Нива». Издавал газету «Русское слово» (1897-1917), журналы «Вокруг света» (1891-1917), «Искры» (1901-1916), «Хирургия» (1897-1898) и др. Сытину принадлежали две самые крупные типографии в Москве, оборудованные первоклассной техникой (книжная и газетная, а также ряд книжных магазинов в различных городах). Предприятие Сытина было самым крупным в России. Каждая четвертая книга, выходившая в стране, печаталась в его типографиях. Опыт Сытина был использован в формировании советской системы книгоиздания. Издательство Петра Петровича Сойкина (1862-1938) было основано в 1885 г., когда он приобрел в рассрочку маленькую типографию, инвентарь которой состоял из ручных станков и 30 пудов шрифта. Главным делом издателя была популяризация естественнонаучных знаний. В своем иллюстрированном еженедельнике «Природа и люди», который издавался на протяжении почти 30 лет, он печатал научно-популярные очерки по астрономии, математике, физике и естествознанию. В приложении к журналу «Природа и люди» Сойкин выпустил целую библиотеку популярной естественнонаучной литературы. В издании этой литературы Сойкин применял принцип серийности. Его первой научно-популярной серией была «Полезная библиотека» (35 книг) – 1894-1904 гг. Признание получила книга И. Святского «Драгоценные камни», четырехтомный труд немецкого географа Ф. Гельвальда «Земля и ее народы». Серия «Народный университет» (всего вышло 12 книг, 1901-1902 гг.) представляла собой общедоступную энциклопедию, в которой были отражены вопросы геологии, географии, химии, ботаники и т.п. Большую популярность получила изданная Сойкиным в 1903 г. книга для юношества «Жизнь животных» Альфреда Брема. Большинство беллетристических изданий Сойкина составляло знаменитую серию «Библиотека романов. Приключения на суше и на море». Крупным событием явилось издание Сойкиным в 1913 г. первого в России полного 36-томного «Иллюстрированного собрания романов» Фенимора Купера. К столетию со дня рождения Ч. Диккенса Сойкин выпустил полное собрание сочинений писателя в 46 книгах (1909-1910 гг.). В советское время первым изданием Сойкина стал журнал «Мир приключений» (1922-1930). В 1923 г. Сойкин издавал «Журнал для усовершенствования врачей». Всего в советское время издатель выпустил свыше ста книг. Итогом книгоиздательской деятельности Сойкина в советское время явился «Новый энциклопедический словарь» в 12 выпусках (1926-1927 гг.). Издательство М. и С. Сабашниковых было основано в Москве в 1891 г. В этот период рынок сбыта был поделен между крупными производителями книги, и каждый из них имел свои «сферы влияния»: классиков издавал А.Ф. Маркс в приложении к журналу «Нива», приключения – П.П. Сойкин, сельскохозяйственную литературу – А.Ф. Девриен, медицинскую – В.С. Эттингер. Братья Сабашниковы серьезно и глубоко занимались естествознанием; они успешно закончили естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Именно это, несомненно, предопределило естественнонаучный профиль издательства. Первая книга, изданная с маркой «М. и С. Сабашниковы», – «Злаки Средней России», принадлежала известному ботанику П.Ф. Маевскому; вышла она в 1891 г. и была отпечатана в типографии И.Н. Кушнерева, где впоследствии печаталось большинство изданий Сабашниковых. На естественнонаучных изданиях братьев Сабашниковых выросло целое поколение выдающихся русских ученых. Многие из них выпустили свои первые книги в издательстве «М. и С. Сабашниковы». Позднее профиль издательства стал в основном гуманитарным, выпускались историко-литературные серии. Высшее достижение издательства за всю его историю – «Памятники мировой литературы». Серия выходила в период с 1913 по 1925 г.; ее главным редактором был профессор Петербургского университета Ф.Ф. Зелинский (1859-1944). Всего в этой серии вышло 30 книг. Эту серию Михаил Васильевич выпускал без своего младшего брата, так как Сергей Васильевич после долгой и продолжительной болезни скончался 22 марта 1909 г. Издательство М. и С. Сабашниковых – одно из немногих частных издательств, не национализированных советской властью. Самой популярной советской серией М.Сабашникова явились «Записки прошлого» под редакцией историка С.В. Бахрушина и литературоведа М.А. Цявловского. В 1930 г. издательство было преобразовано в кооперативное. Успехи естествознания и медицины, развитие науки, музыкального искусства, все большая дифференциация знаний привели к появлению наряду с крупными универсальными издательствами специализированных предприятий, сконцентрировавших свое внимание на одной или двух-трех смежных отраслях знания. Специализированные издательства, стремясь сосредоточить свои усилия на работе с узкой социальной группой читателей, точно определяли специфику их запросов, вели планомерный учет их интересов. Та или иная специализация издательствобъяснялась тем, что они последовательно восполняли пробелы в книжном репертуаре, однако решающим фактором, влиявшим на ту или иную специализацию, была общественная ситуация в стране, которую чутко улавливали организаторы специализированных издательств. После поражения России в Крымской войне капитан Генерального штаба А.А. Ильин увидел необходимость в создании специализированного картографического издательства для выпуска военно-топографических и географических карт. Гвардии капитан В.А. Березовский понял, что русская армия нуждается в пособиях и руководствах для обучения военному делу, поэтому создает первое в России специализированное издательство по выпуску военной литературы. После отмены крепостного права П.И. Юргенсон и В.В. Бессель открывают нотные издательства, полагая, что общественный подъем, охвативший все слои русского общества, приведет к расцвету культуры и искусства, в том числе и музыкального. А.Ф. Девриен исходил из потребностей аграрной страны после отмены крепостного права, когда помещичий способ ведения сельского хозяйства заменялся новым, капиталистическим, требовавшим как можно больше книжных руководств для его практического претворения в жизнь. Оценивая объективно деятельность специализированных издательств, необходимо отметить, что их владельцами руководила благородная цель распространения культуры и просвещения, и они ясно сознавали и хорошо понимали свое жизненное призвание и общественную значимость издательской деятельности. В 1861 г. в Петербурге возникло первое издательство, специализировавшееся на выпуске медицинской литературы. Во главе этой издательской фирмы в течение 34 лет стоял Карл Леопольдович Риккер (1833-1895), сын немецкого врача, приехавший в 1858 г. в Петербург для работы в книжной торговле А. Мюнкса. В 1861 г. К.Л. Риккер купил предприятие Мюнкса, которое занималось продажей исключительно иностранных книг. Он расширил дело, устроив в своем магазине отделение русской литературы, и стал выпускать переводы на русский язык известных заграничных сочинений, преимущественно в области медицины. В 1862 г. фирма предприняла издание одного из первых в России специализированных журналов – «Фармацевтического журнала»; позднее ему было предоставлено право издания газеты «Врач», «Вестника психиатрии», «Летописи русской хирургии» и других специальных изданий, имеющих обширное применение в медицинских кругах. Центральное место в деятельности Риккера в 1870 г. занимало издание книг, так как в то время Россия нуждалась в оригинальных исследованиях по различным отраслям науки, в том числе и по медицине. Риккер стремился выпускать главным образом капитальные монографические труды по различным отраслям медицины, например «Учебник акушерства» К. Шредера (1872, 1876, 1881), двухтомный «Курс физиологии» русского профессора И.Ф. Циона (1873-1874), включавший лекции, прочитанные в Медико-хирургической академии, и другие издания. Предприятие К.Л. Риккера являлось поставщиком и комиссионером многих высших школ и учреждений, например Военно-медицинской Академии, Академии наук, Императорской Публичной библиотеки и др. Постепенно Риккер расширяет тематику изданий – начинает выпускать литературу по строительному делу, механике, инженерному, горному и другим знаниям, а также по математике, истории и педагогике. После смерти Риккера во главе издательства стояли его вдова и сын. Фирма существовала до 1917 г. Говоря о деятельности русских музыкальных издательств, необходимо отметить, что издание крупных симфонических произведений, при напечатании их в партитуре и голосах, не возвращало даже затраченного капитала. Таким образом, издание их не преследовало коммерческих целей, а являлось сознательным вкладом в развитие музыкального искусства. В 1829 г., после смерти петербургского музыкального издателя Дальмаса, его магазин вместе с типографией для печатания нот купил с аукциона Матвей Иванович Бернард (1794-1871). Одним из главных направлений его музыкально-издательской деятельности стало издание пьес фортепьянного педагогического репертуара, причем большинство их печаталось или в качестве приложения к журналу «Nouvelliste» или в самом журнале – наиболее значительном из всех издававшихся в России музыкальных журналов XIX века. Он выходил более 70 лет. После смерти М.И. Бернарда владельцем фирмы стал его сын Н.М. Бернард (1844-1905), а редактором журнала – его брат А.И. Бернард (1816-1901). А в 1889 г. весь издательский фонд фирмы Бернарда перешел к Петру Ивановичу Юргенсону (1836-1903). П.И. Юргенсон после работы в музыкальном издательстве Ф.Т. Стелловского, а затем в качестве управляющего нотным отделом в московской фирме К. Шильбаха, по совету Н.Г. Рубинштейна и благодаря его финансовой помощи, открывает в августе 1861 г. в Москве собственное музыкальное издательство и магазин. Юргенсон был основным издателем произведений П.И. Чайковского, А.С. Аренского и других русских композиторов; впервые в России он выпустил полное собрание фортепьянных сочинений Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена и др. После смерти П.И. Юргенсона фирму возглавил его сын Борис Петрович Юргенсон (1868-1935), а в 1918 г. на базе фирмы было создано издательство «Музыка». Еще один нотный магазин «В. Бессель и Ко» был основан осенью 1869 г. Василием Васильевичем Бесселем (он окончил в 1865 г. консерваторию с П.И. Чайковским) и его братом — коммерсантом Иваном Васильевичем Бесселем. В 1867 г. М.О. Вольф пригласил молодого лондонского книготорговца, уроженца Лозанны Альфреда Федоровича Девриена (1842 — после 1918) на должность управляющего иностранным отделом своего книжного магазина. А.Ф. Девриен получил у себя на родине высшее образование, а затем изучал книжное дело в Германии, Франции и Англии, следовательно, в Петербург он приехал уже сформировавшимся книжником и взялся в 1872 г. за издательское дело. Девриен выпускал солидные и вместе с тем рассчитанные на определенный спрос труды по естествознанию и сельскому хозяйству, а затем и детские книги, по преимуществу с образовательным уклоном, например, описания путешествий. Издатель обращал большое внимание на оформление книги: его издания превосходно были изданы. С самого начала своей деятельности Девриен стремился выпускать в основном капитальные монографические работы по сельскому хозяйству. Если это были работы иностранных ученых, то издательство предлагало обычно вводить в текст перевода сведения, применимые к русским условиям. В дальнейшем основное место среди сельскохозяйственных изданий фирмы заняли труды отечественных ученых. Среди них выделяются «Сельскохозяйственная архитектура», «Руководство к построению сельскохозяйственных зданий» (1881) Ф. Федоровича, «Луга и пастбища» (1880) В.А. Остафьева. В значительной степени успеху издательства Девриена способствовали объединившиеся вокруг него известные русские специалисты в области сельского хозяйства. Многие из изданий фирмы – «Полная энциклопедия русского сельского хозяйства» в двух томах (1900-1912), «Справочная книга русского сельского хозяйства» (1892), «Учебник агрономии» С.М. Богданова, «Почвоведение» К.Д. Глинки и др. – сослужили полезную службу сельскому хозяйству России. Большое внимание издательство уделяло справочно-энциклопедическим книгам по различным отраслям знаний, например, многотомный труд «Россия, полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга» (1899-1914). В 1917 г. А.Ф. Девриен уехал в Берлин, его издательство было национализировано. Русский издатель и книготорговец Владимир Антонович Березовский (1852-1917) происходил из потомственных дворян Владимирской губернии. После окончания 2-го Московского кадетского корпуса он поступил в Александровское военное училище, затем, после его окончания, был командирован в Пажеский корпус на должность воспитателя. Когда началась Русско-турецкая война, Березовский вернулся в Павловский полк и принял роту, во главе которой и выступил в поход. Война показала, что армия нуждается в разного рода руководствах и пособиях; это было подмечено Владимиром Антоновичем, так как он близко соприкасался с вопросами службы и обучения войск. Поэтому когда он вышел в отставку в 1879 г., то основал в Петербурге фирму, специализирующуюся на издании и продаже книг военной тематики, а также литературы универсального характера, рассчитанной на офицеров и их семьи. Березовский выпустил более 4000 изданий, среди которых сочинения русских военных теоретиков М.И. Драгомилова, А.К. Пузыревского, П.Л. Лобко и др.; «Энциклопедия военных и морских наук» под ред. Г.А. Леера (1883-1897), «Атлас сражений XIX века» (1894), серия «Солдатская библиотека», а также художественная литература, учебники, детские книги. Издательство просуществовало до 1918 г. Первое частное картографическое издательство возникло в Петербурге в январе 1859 г., когда штаб военно-учебных заведений поручил полковнику В.А. Полторацкому издать военно-исторический атлас Отечественной войны 1812 года. Полковник нашел себе компаньона в лице капитана Алексея Афиногеновича Ильина (?-1889) и открыл литографию, заведующим которой стал гравер Шинкевич. Начиная с 1867 г. фирму возглавлял А.А. Ильин. Издательство Ильина выполняло заказы по изготовлению военно-топографических и географических карт практически от всех государственных и частных предпринимателей; выпускало атласы России и частей света, глобусы, труды Русского географического общества, учебники по географии, книги о путешествиях, серию исторических романов (23 книги). В 1918 г. издательство было национализировано. Во второй половине XIX века в России стали появляться издательства, типографии и книжные магазины, владельцы которых были активными деятелями революционного подполья и использовали издательское дело в интересах освободительного движения. В условиях жестких цензурных ограничений, существовавших до середины 50-х годов XIX века, многие издатели были вынуждены перенести свою деятельность за границу. В мае 1853 г. на собственные средства А.И. Герцена в Лондоне была основана Вольная типография. Первым ее изданием была прокламация «Юрьев день», призывавшая русское дворянство уничтожить крепостное право в своих имениях. В 1855 г. вышел первый номер альманаха «Полярная звезда», в котором печатались запрещенные цензурой в России произведения Пушкина, Лермонтова, писателей-декабристов. Издателям удалось наладить двустороннюю связь со своими русскими корреспондентами. В 1856 г. в качестве приложения к «Полярной звезде» начал выходить сборник «Голоса из России», где публиковались проекты и предложения об отмене крепостного права. В 1857 г. Герцен совместно с Н.П. Огаревым приступил к изданию первой бесцензурной русской революционной газеты «Колокол» (1857-1867), которая распространялась в России и за границей тиражом 2,5-3 тыс. экз. В 1865 г. «Вольная русская типография» была переведена из Лондона в Женеву, где выпускала по заказу тайного общества «Земля и воля» прокламации и воззвания. Помимо периодических изданий, типография выпускала книги: сборник «Русская потаенная литература XIX столетия…» (1861), «Записки декабристов» (1862-1863) и др. Деятельность типографии была прекращена в 1872 г. В начале 60-х годов XIX века стали действовать первые нелегальные типографии П.Г. Заичневского и П.Э. Аргиропуло, Я.А. Сулина, П.С. Петровского-Ильенко и И.К. Сороко в Москве (1859-1861), типография «Великорусса» и «карманная типография» П.Д. Баллода в Петербурге (1862), в которых печатались прокламации (например, «К офицерам», «Подвиг … капитана Александрова»), запрещенные в России сочинения А.И. Герцена, Н.П. Огарева и др. В начале 60-х годов в Петербурге действовала типография, которая принадлежала тайному революционному обществу «Земля и воля». Во главе ее стоял последователь Чернышевского, один из революционеров 60-х годов Н.И. Утин. В типографии печатались в основном пропагандистские издания, среди которых были брошюры и листовки: «Записка» министра юстиции К.И. Палена, «Ко всем честным людям», «К рабочим всех фабрик и заводов» и др. Весной 1879 г. на съезде в Воронеже произошел раскол «Земли и воли»; возникли две новые организации народников – «Черный передел» и «Народная воля». Типографию тоже поделили. В 1871 г. в Петербурге действовала революционная народническая группа – «Кружок чайковцев». На средства чайковцев в России были изданы труды писателей-демократов. Была организована типография в Цюрихе, перенесенная затем в Женеву. Деятельность нелегальных типографий стала особенно интенсивной в середине 70-х годов. В 1875 г. в Одессе был создан «Южно-российский союз рабочих». Во главе его стоял революционер Е.О. Заславский. Он основал типографию, где печатал листовки и прокламации. В Петербурге в начале 1877 г. действовали две тайные типографии. Одна под руководством А.Н. Аверкиева и Н.А. Кузнецова, другая – «Вольная русская типография». Имел собственную типографию «Северный союз русских рабочих» (1878). Ее деятельность возглавлял С.Н. Халтурин. Под руководством революционера-народника Ипполита Никитича Мышкина (1848-1885) была организована типография с целью подпольного печатания революционной литературы. Официально она печатала сначала каталоги и брошюры по уголовным делам. Типография состояла из двух отделений. В первое вход был свободный: мужчины-наборщики набирали и печатали разного рода «благонамеренные издания». Во второе, женское наборное отделение вход посторонним не разрешался, в целях якобы сохранения «благонравного» поведения женщин. Здесь печаталась нелегальная литература. Отпечатанные брошюры и листовки отправлялись в Пензу, Самару, Рязань, Саратов и отсюда распространялись по другим местам. Все это Мышкин проделывал на средства своего ближайшего соратника, тоже революционера-народника, П.И. Войнаральского, который отвечал за распространение напечатанной Мышкиным литературы. Первой напечатанной в типографии Мышкина была книга «История одного из многострадальных» (переделка романа Эркмана-Шатриана). Очень популярной среди крестьян была прокламация «Чтой-то, братцы…». Работа типографии столь ловко была поставлена, что она избежала закрытия. Провалилось саратовское отделение Войнаральского, после чего Мышкин скрылся за границу, успев ликвидировать свою «женскую наборную». В общественном движении 60-х годов XIX века видное место занимает деятельность Иосафата Петровича Огрызко (1825-1890). В 1858 г. Огрызко приобрел за границей оборудование и устроил типографию, сначала в Коломне, а затем перевел ее в Петербург. Свою литературно-издательскую деятельность он начал с выпуска в 1859 г. газеты «Слово» на польском языке. Это была прогрессивная газета с широкой демократической программой национального возрождения. Однако существование газеты было недолгим – Александр II запретил выпуск газеты, а ее издатель был заключен в Петропавловскую крепость. Освободившись из крепости, он продолжил службу и снова начал заниматься издательской деятельностью, которая оставила заметный след в истории русской прогрессивной книги. Им были напечатаны четыре тома сочинений Добролюбова, труды по народному просвещению (К. Ушинского, Н. Пирогова), книги для народного чтения и др. За участие в польском восстании 1863-1864 гг. И.П. Огрызко был сослан в Сибирь. Николай Александрович Серно-Соловьевич (1834-1866), соратник Н.Г. Чернышевского и А.И. Герцена, совместно с одним из руководителей тайного революционного общества 60-х годов «Земля и воля» А.А. Слепцовым открыл в 1861 г. в собственном доме по Обуховскому проспекту книжную лавку и большой книжный магазин с библиотекой для чтения на Невском проспекте, игравшие роль опорных легальных пунктов «Земли и воли», и приступил к издательской деятельности, которая носила революционно-просветительский характер. Им были изданы «Стихотворения» М.Л.Михайлова (1862), «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» М.Е.Салтыкова-Щедрина (1863) и др. В 1862 г. Серно-Соловьевич за участие в революционном движении был арестован, и в 1865 г. его сослали в Сибирь, где он умер. В начале 1866 г. в журнале А.Ф.Черенина (1827-1892) «Книжник» (1865-1866) была помещена заметка о гибели Серно-Соловьевича на каторге. Это послужило поводом к закрытию книжной торговли Черенина и его библиотеки «для общедоступного пользования». Был закрыт и журнал «Книжник», в котором печатались статьи по книжной торговле, рецензии на демократические издания, давались отрицательные отзывы на книги низкопробного содержания. Демократический характер носили издательское дело и книжная торговля Николая Львовича Тиблена (1825-…). Он выпускал главным образом естественнонаучную и философскую литературу: сочинения Ф. Гизо, Т.Б. Маколея, Г.Т. Бокля, Г. Спенсера и др. В 1862 г. издательство Тиблена осуществило первое полное издание «Горя от ума» А.С. Грибоедова. В 1868 г. издатель «бежал» за границу от долгов, а его издания перешли в руки Вольфа. Отвечала интересам радикально настроенных слоев общества деятельность издателя Николая Петровича Полякова (1843-1905). Он был связан с кружком революционных народников–«чайковцев», за что неоднократно привлекался к суду, а изданные им книги подвергались, как правило, конфискации и сожжению: например, сочинения Ф. Лассаля (1870), «Романы и повести» Дидро, сочинения Вольтера (1870) и др. В 1872 г. он издал первый том «Капитала» К. Маркса (в переводе Г.А. Лопатина и Н.Ф. Даниельсона). Постоянные судебные процессы, конфискации разорили Полякова, и он был вынужден в 1873 г. ликвидировать свое издательство.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Издатели второй половины XIX века» з дисципліни «Історія книги»