Уважаемые коллеги, я глубоко признателен за ваше приглашение прочитать лекцию памяти ректора Роберта Маретта — замечательного учителя социальной антропологии и моего личного друга и помощника на протяжении 20 лет. Я тронут и вашим решением провести ее в этом знакомом зале1. Я выбрал своей темой достаточно объемный вопрос — вопрос метода. Успехи, сделанные социальной антропологией за последние 30 лет, и факт возникновения новых кафедр в ряде университетов требуют, как мне кажется, определенного переосмысления существа нашей дисциплины и того направления, в котором она развивается или, если хотите, должна развиваться, поскольку антропология перестала быть любительским занятием и превратилась в профессию. Среди самих антропологов по данному вопросу наблюдается некоторое расхождение мнений, разделяющее, условно говоря, тех, кто считает антропологию естественнонаучной дисциплиной, и тех, кто, подобно мне самому, видит в ней одну из гуманитарных наук. Это расхождение мнений, нередко выражающее самые различные ценностные и эмоциональные позиции ученых, откровенно проявляется везде, где только возникает дискуссия о методах и целях нашей дисциплины. Пожалуй, наибольшую остроту оно приобретает в тех случаях, когда обсуждаются взаимоотношения антропологии с историей. Я собираюсь посвятить достаточно большую часть моей лекции обсуждению этих взаимоотношений, поскольку в них затронутый вопрос высвечивается самым отчетливым образом. Но для того чтобы составить определенное представление о том, как возникли все эти дисциплинарные проблемы, нам сначала необходимо бросить взгляд на период зарождения и становления нашей дисциплины. Становление дисциплины в XVIII в.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ» з дисципліни «Історія антропологічної думки»