ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Історія антропологічної думки

ВАН ГЕННЕП (1873-1957)
Арнольд ван Геннеп написал ряд важных антропологических работ и множество книг по фольклору, включая несколько томов незаконченного «Руководства по современному французскому фольклору». Но, несмотря на его эрудицию и прекрасные исследования, он не получил должного признания в академических кругах. В самом деле, Дюркгейм и его коллеги по «Annee sociologique» смотрели на ван Геннепа с прохладцей и свысока, может быть потому, что он несколько раз подвергал сочинения Дюркгейма суровой критике, особенно в своей книге «О современном состоянии проблемы тотемизма» (Van Gennep 1920). И возможно, отчасти поэтому большинство его работ
не получили широкого распространения среди антропологов, этнологов и социологов и с течением времени ван Геннеп стал вспоминаться в основном как автор «Les rites de passage» (Van Gennep 1908)1.
Эта книга принесла ван Геннепу известность. В ней он обратил внимание на факт широкого распространения однотипной символической структуры в так называемых ритуалах перехода, проводимых в ознаменование перехода человека или группы людей из одного социального состояния в другое (т.е. в ритуалах, связанных с беременностью, родами, достижением зрелости, браком, смертью и т.д.). Некоторые его современники, например Герц и еще задолго до него Фюстель де Куланж, обращали внимание на подобную символическую структуру, но только ван Геннеп рассмотрел ее подробно.
Ван Геннепа интересовали не физиологические процессы как таковые, а изменения в социальном статусе человека. Связь между первыми и последними, конечно, существует, но социальная зрелость, к примеру, не всегда совпадает с физической зрелостью и смерть с социальной точки зрения не обязательно совпадает с моментом физического разрушения тела. Ритуалы, проводимые в таких случаях, по мнению ван Геннепа, были неправильно поняты Тайлором, Фрэзером и авторами их круга, поскольку рассматривались изолированно, а не как последовательные и составляющие единое целое события. Но именно с такой точки зрения, полагал ван Геннеп, раскрывается истинный смысл этих ритуалов и становится ясно, что каждый из них состоит из трех тесно связанных фаз, представленных самостоятельными ритуалами отделения, переходными ритуалами и ритуалами включения.
Сначала человек (или группа людей) отделяется от привычного социального окружения, затем проходит период изоляции, а затем включается либо в новое социальное окружение, либо в старое, но в каком-то ином качестве. Именно такой закономерностью характеризуются все церемонии указанного типа. Более того, учитывать только эту внутреннюю закономерность недостаточно, чтобы полностью понять смысл той или иной церемонии. Необходимо также рассматривать, как каждая из них соотносится с другими церемониями такого типа, т.е. с точки зрения последовательности, организующей жизненный цикл человека и проводящей этого человека от статуса к статусу от его рождения до смерти, а также и далее, в потусторонний мир. Всякое изменение в положении человека представляет собой возмущение порядка в социуме, и функция ритуалов перехода — восстановление общественного равновесия и смягчение побочных эффектов, нежелательных для коллектива.
228
История антропологической мысли
Приложения.
229

Это и есть основной тезис ван Геннепа. Сегодня он может показаться общим местом, но в момент публикации книги он стал своего рода открытием. Он проиллюстрировал как силу, так и слабость сравнительного метода, который, будучи умело употреблен ван Геннепом, показал, как общий характер социального явления может быть выведен из частных культурных форм. Однако акцент на общем характере привел к тому, что попытка функционального толкования явления («восстановление общественного равновесия») приобрела неясный, недостаточно обоснованный и даже просто неглубокий смысл. Это было особенно очевидно в тех местах, где ван Геннеп игнорировал или оставлял без должного внимания неубедительные либо противоречивые факты. Тем не менее его книга не потеряла свою теоретическую ценность и историческое значение.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ВАН ГЕННЕП (1873-1957)» з дисципліни «Історія антропологічної думки»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Внутрішня норма дохідності
ПРИЗНАЧЕННЯ, СТАТУС ТА ОСНОВИ ОРГАНІЗАЦІЇ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКУ
Наголос
Железнодорожный вагон
Дохідність залученого капіталу


Категорія: Історія антропологічної думки | Додав: koljan (17.05.2013)
Переглядів: 863 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП