ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В РАННЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ ЭПОХИ ЭНЕОЛИТА И БРОНЗЫ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ СНГ
В природно-ландшафтном отношении делятся на 3 неодинаковых региона: оазисы в степи и полупустыне Юга Средней Азии, предгорьях Копетдага: предгорья и долины Кавказа; степь и лесостепь Украины и Молдавии. Хронологические рамки: V - нач. IV - нач. - сер. II тысячелетий до н.э.
29 Хозяйственно-культурный тип в энеолите - ручное земледелие (с использованием палки-копалки, мотыги, заступа в разных регионах) и стойловое скотоводство (мелкий рогатый скот в Средней Азии, мелкий и крупный рогатый скот на Кавказе, крупный рогатый скот и свиньи на Украине (Триполье). В эпоху бронзы - пашенное земледелие,, появление упряжных животных и средств транспорта типа арбы в Средней Азии и на Кавказе (в последнем случае колеса из сплошных спилов дерева), двухосные в Триполье. Упряжные животные - волы на Кавказе и в Триполье, верблюды и ослы в Средней Азии (Анау). Поселки долговременные (некоторые до 3 тысяч лет на одном месте), в среднем, на несколько сот жителей, в Средней Азии есть гиганты - протогорода на несколько тысяч жителей - Намазга-Депе, слой - да 30 м; Алтын-Депе (город был разделен на 4 квартала, в каждом из которых жили определенные социальные слои: ремесленники, в основном, гончары и литейщики бронзы (самый бедный квартал, многокомнатные дома на 6-8 семей каждый, по 27 м2 на семью); купцы (одноквартирные дома на одну семью площадью 43-102 м2); аристократия (дворцы площадью 150-180 м2). Четвертый квартал был священный. Там находился зиккурат, на вершине его стоял храм, в котором были обнаружены статуэтки быка, козла из драгоценных металлов, вдоль стен стояли лавки, стены были расписаны изображениями хищников. Укрепления (земляные валы) есть лишь в раннем Триполье, затем заменяются расположением домов концентрическими кругами с центральной площадью. В Средней Азии - частично крепости с сырцовыми стенами (толщина до 1 м) и круглыми башнями. На Кавказе V сырцовые стены на каменной "циклопической" кладке, на скальных платформах есть подземные ходы (Шенгавит, Мешоко). В долинах - неукрепленные "жилые холмы" со слоем 10-30 м (особенно в долинах Азербайджана, например Кюль-Тепе). Жилища - стационарные, глинобитные, на несколько семей каждое. Планировка и конструкция - разные, зависят от природных условий и традиций населения. В Средней Азии - из кирпича сырца, из нескольких комнат, двери которых выходят во внутренний дворик с вкопанными в землю хумами (сосудами для хранения зерна и воды) и печами - тандырами. На Кавказе - сырцовые, на каменном цоколе дома, круглые в плане, сводчатые, с отверстием в центре свода для освещения выхода из дома. К центральному - общему для всех семей залу с очагам примыкают, как соты в улье, несколько круглых семейных спален. В Триполье дома вытянуты в длину на 20-30 м при ширине в 5-6 м. Имеют 2 этажа, со входом на 2-й снаружи (сохранились их модели - игрушки из глины). По оси -- общий коридор от входа до "домового" святилища в торце здания. Двери комнат выходят в коридор с несколькими очагами. Стены из плетня, обмазанного глиной (на манер украинских хат - мазанок). Керамика повсеместна плоскодонная, из хорошо отмученной глины, покры-
30 та розоватым ангобом (слоем еще более тонкой розоватой глины) или трехцветной росписью (охра, сажа, мел). Форма сосудов связана с оседлым образом жизни, позволявшим сооружать стационарные печи с плоским подом для обжига сосудов и приготовления пищи. Характер орнаментации разный. В Средней Азии и на Кавказе - сочетание геометрического орнамента с изображениями животных (в азербайджанском варианте кура-аракской культуры - прочерченный орнамент), в Триполье - геометрический, особенно примечателен спиралевидный - отражение либо морских волн (зафиксированы связи с Критом для II тысячелетия до н.э.), либо природного годового круговорота. Особые формы сосудов - имитирующие торс женщины и "биноклевидные", назначение которых непонятно. В эпоху бронзы, в конце III - начале II тысячелетий до н.э., появляется (ранее всего в Средней Азии) гончарный круг - одно из свидетельств ремесла и товарного производства. Сосуды-зернохранилища (хумы - в Средней Азии, карасы - на Кавказе) вкапывались в землю, по размерам могли вместить человека (Диоген жил в глиняной бочке - пифосе). На Кавказе в них хранилось вино, появившееся впервые именно здесь. Материалы для изготовления орудий труда: в энеолите, в основном - камень, вытесненный в эпоху бронзы металлом (из камня - лишь сверла, наконечники стрел, зернотерки, статуэтки, мраморные сосуды (в Анау), мраморные и нефритовые ритуальные топоры и булавы (Триполье: Карбунский клад), каменные детали строений (подпятники дверей, на Кавказе - фундаменты, цоколи зданий и оборонительных стен). Из меди - мелкие предметы, но есть плоские топоры.без проуха (Триполье), ножи, кинжалы и даже меч с загнутой рукоятью типа "зонта" длиной 65см и весом 1,5 кг (Хара-Депе, Средняя Азия). Из бронзы - проушные топоры, наконечники копий, в Средней Азии - зеркала, матрицы печатей. О местном изготовлении изделий свидетельствуют каменные и глиняные литейные формы. Искусство и религия представлены как схожими, так и отличными элементами. К первым относятся глиняные, по преимуществу, статуэтки обнаженных стоящих и сидящих в -моделях кресел женщин. В Средней Азии и Триполье их тела покрыты росписью охрой (геометрические, солярные знаки), на Кавказе -прочерченным орнаментом. По пропорциям наиболее худые женщины изображены в Триполье, наиболее полные - на Кавказе. В тесто статуэток иногда вмазывали зерна злаков, что говорит об их культовом (богини плодородия) назначении. Повсеместно встречаются также статуэтки диких и домашних животных, в Триполье и на Кавказе - из глины (игрушки?), в Средней Азии (храм Алтын-Депе) - из серебра, золота, бирюзы, ляпис-лазури (бык и козел)>В Триполье - в каждом доме свой священный очаг и "алтарь" - глиняное возвышение с поставленными на него женскими фигурками в торце здания; на Кавказе в каждом поселении - отдельное небольшое святилище; в Средней Азии поселения - религиозные центры (либо "священные кварталы" - Алтын-Депе).
31 Погребальный обряд - везде трупоположение (ингумация). В Анау выделяются отдельные некрополи на окраинах поселений с четкой социальной дифференциацией погребений (одиночные захоронения, сырцовые мавзолеи на семью; дети погребены в керамических сосудах). На Кавказе - отдельные погребально-культовые центры (Триалети) с выдолбленными в скале шахтными гробницами (до 11 м глубиной) и курганами над ними. Выделяется захоронение вождя в повозке со сплошными колесами - дисками из дуба и немногочисленными золотыми и серебряными изделиями, среди которых выделяется кубок хеттского производства с кусочком балтийского янтаря на его дне. Есть и бедные захоронения. На Северном Кавказе (майкопская культура) - курганы и дольмены. В Триполье хоронили под полом каждого дома, что привело первооткрывателя этой культуры чешско-русского археолога Хвойку к неверному выводу об их исключительно погребальном назначении. В захоронениях - модельки домов, повозок, статуэтки животных. Во всех трех регионах встречаются скорченные и посыпанные охрой скелеты. Реконструируется антропологический облик населения - везде европеоиды южных (индо-афганских) и средиземноморских типов. Уровень социального развития наиболее высок в Средней Азии, где формируется цивилизация ближневостачного типа (земледельческие города-государства). Свидетельства - город Алтын-Депе (укрепления, улицы, социальная стратификация по кварталам, зиккурат). Знаки собственности - печати (местные и из Месопотамии), зарождающаяся письменность типа рунической. На Кавказе: захоронения вождей - князей. В Триполье до самого конца дифференциации погребений нет. Кавказские культуры эпохи бронзы перерастают в цивилизации албанцев (Азербайджан), иберов и колхов (Грузия), армян, часть из которых в IX - VIII вв. до н.э., уже в начале эпохи железа, была завоевана государством Урарту. В Средней Азии поселки постепенно превращаются в "жилые холмы" (за счет периодической перестройки и разрушения сырцовых зданий), заметаются песками. Население уходит д* Индию (?) - (цивилизация Хараппа). Причина -изменение климата и вторжение кочевников - (ариев?) с севера. Гибнет под ударами кочевников-скотоводов трипольская культура. Остатки населения уходят либо в леса севера (городская культура), либо на крайний юг - к Черному морю, переходя к скотоводству (усатовская культура). По новейшим (палеоботаническим) данным производящее хозяйство возникает самостоятельно на Северо-Западе России и в Прибалтике'еще в эпоху неолита, а в Центральную Россию, в т.ч. в Брянскую область, было принесено племенами "культуры боевых топоров". Самостоятельно оно возникает в Сибири, но только в одном регионе (Приангарье).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В РАННЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ ЭПОХИ ЭНЕОЛИТА И БРОНЗЫ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ СНГ» з дисципліни «Основи археології»