Согласно «Повести временных лет», Киев был основан братьями — Кием, Щеком и Хоривом. Имена братьев сохранились в названии его частей (Щековица), в летописном названии Хоревица. Летопись не указывает точной даты основания города. Раскопками установлено, что на его территории существовало несколько небольших славянских поселений — предшественников будущего города. Основное ядро Киева VIII—X вв. составляло поселение на Андреевской горе. Оно представляло собой небольшой укрепленный замок с языческим капищем в виде большого, круглого, сложенного из неотесанных камней жертвенника. Вокруг него были найдены обломки лепной керамики и многочисленные кости жертвенных животных. Возможно, что в центре площадки капища стоял деревянный идол. Древнейшая городская стена, возведенная вокруг Андреевского холма, была сделана из дерева. Во времена княжения Владимира она была перестроена, а город включил ряд соседних с Андреевским холмом территорий. В ходе раскопок установлено, что Ярослав Мудрый построил новую городскую стену. По площади город при Ярославле в несколько раз превосходил Киев при Владимире. Стена была сооружена из дубовых срубов, примыкавших друг к другу. Каждый отдельный сруб представлял собой прямоугольник размером 19 χ 6 м. Оборонительные валы Ярославова города достигали в ширину 20 м и по своей мощи не имели себе равных в истории древнерусской фортификации. В политической и административной жизни Киева важнейшее место занимал княжеский двор. В X в. на княжеском дворе была выстроена гридница, предназначавшаяся для приемов, пиров княжеской дружины, больших собраний. Княжеский двор и древнейшая на Руси каменная постройка — Десятинная церковь, возведенная в 989—996 гг., были архитектурным центром Киева. Постройки княжеского двора окружали Торжок, ремесленные мастерские и дома знатных горожан. До постройки Софийского собора Десятинная церковь, видимо, играла роль городского центра. Основу церкви составляло здание с тремя апсидами (полукруглыми выступами) с восточной стороны. Внутри его свод поддерживали три пары каменных столбов. Здание было сложено из блоков, состоявших из тонких квадратных кирпичей, скрепленных раствором извести, перемешанной с толченым кирпичом. Для отделки деталей применялся так называемый лекальный кирпич с закругленными углами. Церковь украшала покрытая росписью штукатурка и глиняные 405 поливные разноцветные плитки различной формы, из которых выкладывались сложные орнаментальные композиции. К северу и к югу от Десятинной церкви были открыты развалины больших дворцов. Наиболее ярким архитектурным памятником Киева домонгольского периода является построенный в начале XI в. при князе Ярославе Владимировиче Софийский собор. Он играл значительную роль как центр церковно-политической жизни Киевского государства. За время своей 800-летней истории собор неоднократно подвергался перестройкам. Внутреннее пространство храма было разделено столбами на пять частей — нефов. Над боковыми нефами возвышались хоры, предназначавшиеся для князя, его семьи и придворной знати. Своды и стены храма украшали композиции на библейские темы; монументальные колонны и суровые фигуры святых великолепно вписывались в архитектурный мотив. Поток света сверху падал на роскошные мозаичные полы. Парапеты украшали барельефы. В архитектурной композиции Софии угадываются традиции византийского зодчества. Во времена правления князя Ярослава в Киеве были сооружены большие каменные крепостные ворота, получившие в истории русского градостроительства название «Золотые ворота» — по аналогии с византийскими. Это название потом перешло к главным воротам Владимира. Возникшее в Киеве раньше, чем в других городах Древней Руси, каменное зодчество имело большое значение для развития всей русской архитектуры. В ряде мест в Киеве были открыты жилища горожан, ремесленников. В большинстве своем это полуземлянки с глинобитной печью в одном из углов. ν Раскопки показали, что Киев был крупнейшим центром древнерусского ремесла XII— первой половины XIII в. Киевские ремесленники изготавливали самые разнообразные вещи—от простой глиняной посуды и деревянной ложки до тончайших ювелирных изделий. Ремесленное производство удовлетворяло основные потребности городского населения, а его предметы вывозились далеко за пределы города. Здесь были развиты кузнечное, керамическое, деревообрабатывающее, ювелирное, стеклодельное, костерезное и другие ремесла. В XI—XII вв. развиваются искусство камнетесов и резчиков по камню, изготовление строительного кирпича. Труднее проследить археологически развитие таких ремесел, как кожевенное, ткацкое и портняжное, но и они были широко известны в Киеве. Осенью 1240 г. Киев был разрушен полчищами татаро-монголов под предводительством хана Батыя. Археологам удалось восстановить отдельные конкретные события этой трагедии. Установлено, что Десятинная церковь была последним оплотом оборонявшихся киевлян. Под ее развалинами был открыт тайник глубиной в 5 м, на дне которого лежало несколько скелетов вместе с драгоценными вещами. Очевидно, 406 там погибли богатые горожане. Недалеко от ворот, которые позднее были названы Батыевыми, раскопаны два жилища. В печи одного из них найдены скелеты двух девочек, в другом — целая группа скелетов. Упадок Киева прослеживается по историческим и археологическим источникам. Центр политической и экономической жизни Руси передвинулся на север.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Древний Киев» з дисципліни «Археологія»