АРХЕОЛОГИЯ ДОМУСУЛЬМАНСКОЙ И РАННЕМУСУЛЬМАНСКОЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ
История народов Средней Азии в эпоху средневековья делится на два больших периода: ранний —до завоевания арабами и более поздний — после него. Поворотным событием средневековой истории народов Средней Азии было арабское завоевание в IX в. и распространение мусульманства. Наиболее ранние средневековые памятники V—VIII вв., т. е. до завоевания, несут на себе печать развития традиций античной эпохи и местных средневековых традиций. Настоящей сокровищницей средневековой Средней Азии был город Пенджикент, располагавшийся в долине Заравшана. Раскопки этого города по-настоящему начались только в 40-х годах XX в. Пенджикент был поздним согдийским городом, погибшим в результате арабских завоеваний. Укрепленное поселение Пенджикент возникло в 326 V в., а в VII— начале VIII в., как показывают раскопки, город вступил в период расцвета. Очевидно, уже в начале VII в. он стал центром отдельного согдийского владения. В центре города, за крепостной стеной располагалась площадь с двумя храмами, а за нею тянулся огромный массив различных строений. Около цитадели были разбросаны усадьбы пенджикентского пригорода, а далее к югу — погребальные склепы. В пригороде были открыты винодельни, стекольная мастерская, хозяйственные дворы. Находившиеся на центральной площади города храмы были обращены входом на восток, навстречу лучам восходящего солнца. Каждый храм имел три входа, которые были оформлены красивыми глиняными рельефами. В центре храма находился большой открытый двор, огражденный глухими стенами с расположенными внутри них помещениями. Вдоль внутренних стен двора тянулись высокие суфы для отдыха, прикрытые сверху навесами. В центре двора имелся водоем, обсаженный деревьями. Стены покрывала великолепная красочная роспись. Самое ценное в Пенджикенте — это согдийская живопись. Живопись композиционна. На поверхности стен развертываются эпические полотна. Например, на левой южной половине одного из храмов располагалась тематическая композиция — водная стихия с пенистыми гребнями волн, раскрашенных в синий цвет. В воде изображены человеческие фигуры, рыбы, дельфины и огромное морское божество Нептун, встающий из воды с трезубцем в руках. Здесь же могучий тритон и фантастическое существо с телом человека и плавниками вместо ног. На первый взгляд кажется просто невероятным, что в песках Средней Азии есть изображение морской пучины. Однако существует преемственность этого сюжета в средневековом искусстве Средней Азии с кушанским искусством Индии. Образцом сюжетной живописи является и сцена оплакивания умершей женщины. В центре композиции нарисован погребальный шатер с усопшей. Вокруг него истязают себя толпы плакальщиц и плакальщиков, причем женщины и мужчины стоят двумя отдельными группами. Они рвут на себе волосы, надрезают уши, царапают щеки. Люди различны по своему внешнему облику: одни светлокожие с овальными лицами (согдийцы), другие желто-коричневого цвета, с подчеркнуто выступающими скулами и удлиненными раскосыми глазами. Очевидно, это тюрки. Над людьми нарисованы мужские и женские божества с нимбами вокруг голов, по размерам они значительно превосходят людей. Оплакивается, судя по всему, знатная особа, а может быть, герой какого-нибудь местного культа. Богатая настенная роспись украшала не только стены храмов, но и жилые помещения. Так, в одном из помещений нарисованы юноша и девушка, едущие верхом на конях. Этот рисунок пленяет своим 327 изяществом и лаконичностью. Он выполнен на матово-красном фоне черной и белой красками. В другом доме знатного пенджикентца изображения выполнены на лазурном фоне. Высота живописной стены более 3,5 м. Она разделена на три сюжетных яруса, отделенных друг от друга поясом крупных белых полос, нанесенных по черному фону. На нижнем ярусе бордюра изображены сцены, повествующие о подвигах какого-то сказочного богатыря. Герой верхом на гнедом коне едет во главе дружины. Затем он предстает вступившим в единоборство с другим всадником. В двух других сценах он сражается с фантастическим чудовищем — крылатым драконом с головой льва, телом змеи и человеческими руками, из ран чудовища вырываются языки пламени. В одном из углов изображена поразительно динамичная сцена борьбы со свирепыми демонами-дивами, персонажами многих среднеазиатских сказок. На головах у дивов рога, у них козлиные бороды и козлиные ноги с копытами. Двое из свирепых демонов, натянув луки, стремительно летят в бой на крылатой колеснице. Искусство Пенджикента ярко и самобытно, оно одновременно реалистично и сказочно по сюжету и свидетельствует о высоком уровне развития домусульманской культуры Средней Азии. Пенджикент — не единственный город с замечательной настенной живописью. Огромное научное значение имеет городище Варахша, расположенное на западе долины Заравшана, где в последние годы были открыты настенные росписи, в ряде случаев даже превосходящие живопись Пенджикента. Это поистине жемчужины домусульманской культуры Средней Азии. В VIII в. Средняя Азия подпала под влияние арабов. Многие города пришли в запустение, превратились в развалины, возникли новые города — центры мусульманской культуры. Изменилась даже планировка городов: в центре располагался арк — цитадель с дворцом правителя, вокруг него —шахристан с домами аристократии и базарами. Шахристан, в свою очередь, был окружен рабадом, состоявшим из ремесленно-торговых поселений. Такое деление характерно для средневекового города. Оно прослежено во время раскопок Афрасиаба, средневековых Согда и Бухары. В эпоху господства мусульманской идеологии претерпело^ изменение, и искусство среднеазиатских городов. На всей культуре лежит печать мусульманской идеологии. Искусство, воспевавшее человека, героев и богов, было заменено условно-схематичным орнаментом. Стены зданий этого времени украшает причудливый геометрический орнамент из комбинаций пересекающихся многоугольников, которые сплетаются в сложный звездчатый узор. В орнаментах часто использовались стилизованные цветы и ветки растений. Искусство орнамента в Средней Азии было доведено до совершенства: орнаментальные 328 мотивы составляли даже буквы арабского алфавита. Произошли некоторые изменения и в строительной технике: в сооружении монументальных зданий стал применяться обожженный кирпич, поливные голубые изразцы. Шедевром домонгольской архитектуры является мавзолей Саманидов в Бухаре, выстроенный в конце IX в. Здание мавзолея прекрасно сохранилось. Стены его украшены красивым мозаичным орнаментом из мелких квадратных кирпичиков. Средневековые архитектурные памятники и городское строительство в целом с характерным для них отсутствием правильной планировки, беспорядочным нагромождением строений настолько резко отличаются от античных памятников, что создается впечатление, будто они созданы разными народами. Но перед нами не культура двух различных народов, а всего лишь памятники различных социально-экономических эпох — рабовладельческой и феодальной. Эти принципиальные изменения коснулись не только городского строительства и городской культуры, но и ирригационной системы и сельского хозяйства в целом. В ходе археологических исследований в Хорезме выяснилось, что античная ирригация Хорезма представляла собой систему огромных широких и мелких каналов, шедших параллельно руслу реки. Ирригационная система совершенствовалась: каналы становились более узкими и глубокими, с многочисленными ответвлениями и мелкой оросительной сетью. Такая система орошения очень близка современной. Однако в XII—XIV вв., в период максимального развития орошения в средневековой Средней Азии, общая площадь орошаемых земель составляла не более двух третей площади орошения в античную эпоху. В средние века значительно увеличилась плотность населения в отдельных районах страны, в то время как многие старые сельскохозяйственные районы превратились в зоны кочевого и полукочевого скотоводства. Сельское хозяйство стало вестись, видимо, более интенсивно. Это заметно хотя бы по ассортименту сельскохозяйственных культур. Наряду с просом, пшеницей и ячменем в средние века выращивали хлопок и кунжут, виноград и персики, абрикосы, сливы, груши, широко были распространены бахчевые и огородные культуры —дыни, арбузы, тыквы, огурцы, морковь, бобы. В античную эпоху не было существенной разницы между сельским и городским населением. Все население, в том числе и земледельческое, было сосредоточено за стенами больших укрепленных городов. В средние века наблюдается резкое различие между поселениями городскими и сельскими. Расцвет средневековой Средней Азии приходится на XII в. Самой могущественной державой в Средней Азии в то время был Хорезм, а самым крупным городом—Ургенч, столица Хорезма. В это время возникла колоссальная по своим размерам империя Хорезм-шахов, 329 простиравшаяся от берегов Тигра на западе до Нила на востоке. Однако эта империя просуществовала очень недолго и в 1221 г. пала под ударами полчищ Чингисхана. Материалы, полученные в результате раскопок, рисуют полную драматизма борьбу среднеазиатских городов с монголами. Например, древний Самарканд был совершенно разрушен и потом возник на другом месте, рядом с развалинами старого города. Разрушению подверглись все города Средней Азии. Этой участи не избежал и Ургенч с его прекрасными минаретами и дворцами. Монголы разрушили почти всю оросительную систему Средней Азии, в результате чего пустыня в течение короткого времени поглотила многие созданные человеческим трудом земледельческие районы. Монгольское разорение для Средней Азии было таким же губительным, как и для Древней Руси. Надолго было приостановлено всякое городское строительство. Только в XIV в. начинается возрождение. Раскопки показали, что в это время возродился Хорезм. В XIV в.· он стал юго-восточным центром Золотой Орды. Однако в конце XIV в., как свидетельствуют археологические раскопки, весь Хорезмийский оазис и его столица были разорены Тимуром, а на месте развалин Ургенча Тимур приказал посеять ячмень. Разрушены были каналы Хорезма, и почти вся страна надолго превратилась в пустыню. Совершенно по-иному сложилась судьба Самарканда. Он стал столицей гигантской империи Тимура. Город приобрел новую, невиданную для средневековья планировку: прямые, широкие радиальные улицы пересекали город. К этому времени относится сооружение многих грандиозных зданий, среди которых выделяется построенная в 1405 г. усыпальница Тимура — Гур-Эмир, щедро отделанная прозрачным зеленоватым и белым мрамором. В XV в. внук Тимура, могущественный правитель и ученый человек,Улугбек построил вблизи Самарканда обсерваторию. В результате раскопок обсерватории обнаружен гигантский секстант, сооруженный под землей в специально вырытой для него шахте. Секстант, служивший для астрономических наблюдений, представляет собой вертикально поставленную шестую часть окружности. Это сооружение точно ориентировано по меридиану. Нигде в мире не удалось еще найти столь совершенного сооружения XV в. Не менее ярким свидетельством высокого уровня развития среденевековой культуры является здание Самаркандской медресе — высшей духовной школы. Здание совершенно по своим формам и архитектурному убранству: оно украшено бесчисленными комбинациями многолучевых звезд и многолепестковых цветков. Для архитектурных сооружений этого времени характерно применение мозаичных изразцовых розеток и мраморных плит. Изразцы в это время становятся многокрасочными.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АРХЕОЛОГИЯ ДОМУСУЛЬМАНСКОЙ И РАННЕМУСУЛЬМАНСКОЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ» з дисципліни «Археологія»