ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Археологія » Археологія

Культура населения лесного севера России
Железо в середине I тысячелетия до н. э. распространилось далеко
к северу, с ним были знакомы жители лесной полосы Восточной
Европы. Однако культура племен, живших в лесах в I тысячелетии до
н. э., значительно отличалась от культуры скифов и сарматов. В
материальной культуре этих племен по-прежнему большое место
занимали изделия из кости и рога, а в их хозяйстве значительную роль
продолжала играть охота. Но наряду с охотой развивалось домашнее
скотоводство и подсечно-огневое земледелие. Племена, населявшие
лесостепную и степную части Восточной Европы, этнически
отличались от индоиранцев. На западе этой территории жили балты, а весь
восток и север занимали в основном финно-угорские племена.
На западе территории в междуречье верховий Днепра и Двины в
VIII в. до н. э.—IV в. н. э. сложилась днепро-двинская культура.
Известно много укрепленных частоколом, с деревянными стенами и
земляными валами поселений. Они располагались на возвышенных,
естественно укрепленных приречных мысах. Размеры поселков
небольшие, люди жили в прямоугольных мазанках и срубовых деревянных
домах с каменными очагами. Такие поселения хорошо изучены около
Смоленска: Демидовка, Акатово и др.
Рядом с поселками располагались удобные для возделывания
участки. На земледельческий характер культуры указывают орудия труда —
каменные, бронзовые и железные проушные топоры, железные серпы
и каменные плиты-зернотерки, а также найденные зерна злаков. В
Условиях этой местности земледелие было подсечно-огневым,
требующим больших затрат труда для расчистки лесных участков под поле.
Значительную роль в хозяйстве играло скотоводство. Жители
поселений днепро-двинской культуры разводили свиней, коров, овец и
лошадей. На поселениях обнаружены и железные шлаки,
свидетельствующие о том, что железо получали и обрабатывали тут же. Однако
245
больше всего на поселениях керамики и изделий из кости. Основную
массу посуды составляют расширенные кверху, неорнаментированные
горшки, глиняные грузики. В начальный период развития культуры
преобладали изделия из кости: наконечники стрел, гарпуны, иглы
рукоятки различных орудий, мотыги.
В раннем железном веке на территории Киевской и Черниговской
областей, Волынского Полесья, в бассейнах Припяти, Горыни и их
притоков проживало население, которое оставило памятники милог-
радской культуры. Поселения этой культуры представляли собой
укрепленные городища, располагавшиеся, как правило, на берегах рек и
их притоков, а также в лесах и на болотах. Больше всего таких
поселений обнаружено в восточной части Гомельской области.
Городища, как правило, были укреплены валом и связанным с ним рвом,
иногда встречаются и деревянные укрепления. Такими укреплениями
были снабжены, например, Чаплинское и Горошковское городища.
Население милоградской культуры большей частью селилось на
высоких надпойменных террасах, и форма городищ на таких мысах зависела
от естественного очертания местности. Городища, расположенные в
низине,— так называемые болотные —имели разнообразную форму,
что продиктовано оборонительными задачами. Как правило, каждое
городище включало 20—30 жилищ, расположение которых не носило
строго фиксированного характера; были постройки общественного и
культового назначения, хозяйственные ямы. Основным типом жилища
являлся сруб, углубленный в грунт на 0,25—0,6 м, встречаются также
землянки и полуземлянки. Жилище состояло из одного помещения
преимущественно прямоугольной формы площадью 12—16 кв. м
(иногда до 50 кв. м) и было рассчитано на одну семью.
Могильники милоградской культуры располагались либо за валами
городищ, либо на некотором расстоянии от поселений, как, например,
в Горошкове, Чаплине, Молове, Асаревичах, Колочине. Они
представляли собой поля погребений с трупосожжениями. Прах после
сожжения высыпали в яму. Большую часть погребений сопровождает
небогатый инвентарь, состоящий из нескольких обломков керамики,
иногда встречаются обломки литейных форм, куски сопел и льячек.
Главным занятием населения милоградской культуры было подсеч-
но-огневое земледелие. На поселениях часто встречаются мотыжки,
топоры, серпы, зернотерки и терочники. Развивалось и скотоводство,
о чем свидетельствует большое количество костей крупного рогатого
скота, лошади, мелкого рогатого скота. Костей диких животных
значительно меньше.
К востоку от племен днепро-двинской культуры лежала обширная
область дьяковской культуры, занимавшей западную часть междуречья
Оки и Волги. Поселения расположены в лесном Поволжье, по берегам
Оки и Москвы-реки и их притокам. Одно из первых исследованных
поселений этой культуры находится у с. Дьяково на территорий
Москвы, поэтому и вся культура получила название дьяковской. Она
246
изучена по материалам городищ Топорок и Городок на Верхней Волге,
Троицкое, Щербинское, Михайловское, Романовское и др. Размеры
поселений небольшие, устраивались они на высоких берегах,
естественно укрепленных глубокими оврагами. Дьяковские городища были
0кружены валами и рвами. Нередко вокруг всей площади поселка
сооружалась деревянная стена из массивных бревен и слег. Обычно со
стороны поля городище защищали два вала и два рва. Оборонительные
сооружения городищ довольно мощные и свидетельствуют о высоком
уровне военно-оборонительного искусства. Примером может служить
[Михайловское городище. Оно было опоясано двумя кольцами валов.
Через каждый вал вел один проход. Входящий через проход в наружном
валу должен был по коридору между валами идти до его
противоположного края, где находился проход через внутренний вал.
Установлено, что более древние оборонительные системы, возведенные в
VII—VI вв. до н. э., перестраивались, усложнялись во II—I вв. до
н. э. При этом часто перестраивался весь поселок.
При исследовании городищ обнаружены остатки круглых,
овальных и четырехугольных жилищ в виде землянок и незначительно
углубленных полуземлянок. Наиболее древними были круглые
землянки. Во второй половине I тысячелетия до н. э. получает
распространение прямоугольный сруб на земле или углубленный в землю.
Наибольшее количество наземных построек исследовано на Троицком
городище. Среди них встречаются наиболее древние кольцевые
постройки — так называемые жилые стены, которые делились на четыре
жилых комплекса с отдельными входами.
Культурный слой дьяковских поселений содержит разнообразные
предметы. Раскопки на городищах дали сотни тысяч фрагментов так
называемой сетчатой керамики, украшенной оттисками рогожи, сетки
и грубой ткани, и своеобразные керамические грузики. Еще в прошлом
веке исследователи обратили внимание на большую роль кости в
материальном производстве. Из кости сделано большинство
черешковых и втульчатых наконечников стрел, гарпуны, рукоятки ножей,
костяные иглы и проколки, пряжки, детали конской узды. Много
железных предметов: топоры, кельты, служившие для рубки деревьев
и для обработки земли, ножи, наконечники копий, рыболовные
крючки, копья, железные пластинки от доспехов, серпы, косари, кузнечные
инструменты. При раскопках дьяковских городищ встречаются
железные шлаки. Железную руду плавили как в поселках, так и за их
пределами.
У жителей дьяковских поселений сложились основные отрасли
Домашнего производства: кузнечное, ткацкое и гончарное. О развитии
качества свидетельствуют многочисленные находки пряслиц для
веретен и грузиков—подвесок для примитивного ткацкого станка.
Пряслица и грузики являются характерным признаком дьяковских
г°родищ раннего железного века. Вся керамика дьяковских поселений
247
лепная, сделанная в технике ленточного налепа, распространенной в
этих местах еще с неолита. В основном это грубо выполненные
плоскодонные глиняные горшки различных типов: миски, сковородки
крышки, светильники. На наружной поверхности многих из них видны
отпечатки похожей на мешковину ткани. Встречаются грубые и лоще~
ные, с гладкими стенками, штрихованные и сетчатые сосуды.
По кухонным отбросам, инвентарю и другим деталям удалось
реконструировать хозяйство. Оно было комплексным и включало
скотоводство, земледелие, охоту и рыболовство. Разводили в основном
свиней, крупный рогатый скот и лошадей. Охотились на медведей,
лисиц, лося, северного оленя, барсука, кабана, зайца. Посевы занимали
прибрежные и лесные поляны. Земледелие было подсечным. Сеяли,
вероятно, рожь, пшеницу, коноплю. Урожай убирали железными сер.
пами. Зерно мололи на зернотерках, обломки которых обнаружены на
поселениях. Жители поселков ловили рыбу, выплавляли железо,
владели техникой обработки дерева, кости, меди, камня. Значительное
место в хозяйстве занимало изготовление изделий из глины, прядение,
ткачество, обработка шкур и шитье одежды.
Поселения дьяковской культуры были родовыми поселками. В
раннем железном веке это культура дославянского населения Волго-
Окского края, который впоследствии стал центром формирования
Русского государства. Дьяковская культура просуществовала долго —
с VII—VI вв. до н. э. до середины I тысячелетия н. э. В основном она
связана с древним финно-угорским населением. В западных районах
она испытывала значительное балтское влияние.
К концу дьяковской культуры (началу н. э.) относится поселение
Березняки около г. Рыбинска. Здесь строили бревенчатые жилища,
разделенные внутри. На поселении была открыта кузница, обнаружены
кузнечные инструменты, несколько десятков криц. На позднем этапе
развития культуры изделия из кости уступили место многочисленным
железным орудиям труда.
Близки по кулЬтуре к дьяковским поселениям I тысячелетия до
н. э. памятники Эстонии и Латвии. Здесь известны такие же
укрепленные поселения, расположенные на Западной Двине и морском
побережье: Кландюкалис, Иру близ Таллинна и Аева на острове Сааремаа.
Люди жили в основном в круглых землянках. Однако на некоторых
поселениях зафиксировано наличие рубленых четырехугольных
деревянных изб. В основе хозяйства лежало скотоводство, земледелие, охота
и морской промысел. Ливо-эстонские и западнофинские племена в
отличие от дьяковских оставили могильники, получившие название
каменных курганов. Особенность их в том, что в каменных ящиках
содержатся остатки 10—12 захоронений с довольно скудным
инвентарем: костяные или железные простые булавки, проушные оронзовые
или железные топоры местного производства. Иногда в этих могилах
248
встречаются изделия южного, степного и скандинавского
происхождения.
К юго-востоку от территории дьяковской культуры жили племена
городецкой культуры (VII в. до н. э.—IV в. н. э.). Культура изучена по
укрепленным поселениям. Основным видом жилищ были
прямоугольное землянки, есть и наземные жилища. В инвентаре имеется много
обшего с дьяковской культурой. Часто встречаются изделия из кости.
Керамика, особенно ранней поры, украшена оттисками рогожи и сетки.
Это так называемая рогожная керамика. Известны Городецкие
могильники: Младший Волосовский, Рязанский и другие, содержащие тру-
поположения в неглубоких прямоугольных ямах. На поселениях
городецкой культуры встречаются жертвенные очаги, выложенные из
камней в виде большого круга. В жертвенниках находят сожженные
кости человека и животных.
На севере Восточной Европы, в бассейне Камы, Вятки и Белой
лежит область другой культуры древних финно-угорских племен,
получившая название ананьинской. Наиболее густонаселенными были
районы Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья. Здесь известны
Ананьинский могильник на Каме, могильники Сорочьи Горы и Гал-
кинское на Чусовой. Известны такие значительные раннеананьинские
памятники, как Акозинский, Тетюшский, Старший Ахмыловский
могильники, Михайловское поселение и городище Казанка I на Волге,
городище Гремячий Ключ и Новомордовский могильник на Нижней
Каме. К ранней поре ананьинской культуры, т. е. к VIII—VI вв. до
н. э., относится более 60 поселений в Волго-Камье.
Ананьинская культура развивалась на базе местной, так называемой
приказанской культуры эпохи бронзы, о чем свидетельствует
преемственность в расположении поселений и могильников, устройстве
жилищ, характере погребального обряда, в изготовлении глиняной
посуды, в орнаменте и украшениях. Большинство поселений было
укреплено. Поселения, расположенные на высоких берегах, с двух
сторон защищались труднодоступными крутыми склонами берега и
оврагов, а с третьей стороны возводился мощный земляной вал со рвом.
Такое земляное укрепление дополнялось частоколом. Площади
поселений невелики: их длина обычно 100—120 м, а ширина 50—70 м. В
поселке жило всего несколько десятков человек, представлявших одну
родовую общину. Культурный слой ананьинских поселений состоит в
основном из кухонных отбросов: расколотых костей животных, створок
Раковин речных моллюсков, обломков глиняной посуды, углей и золы.
Предметы из кости преобладают даже среди орудий труда. Это
обстоятельство позволило первым исследователям этих поселений назвать
Их «костоносными».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Культура населения лесного севера России» з дисципліни «Археологія»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА СТРУКТУРА ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ
ФОРМИ, ВИДИ ТА ФУНКЦІЇ КРЕДИТУ
Методика розрахунку витрат
Аудит розрахунку фіксованого сільськогос-подарського податку і за...
Інвестиційний процес у державі з ринковою економікою


Категорія: Археологія | Додав: koljan (14.05.2013)
Переглядів: 791 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП