Проблема цен на книги на Западе в последнее время обострилась. Свя- зано это отчасти с изменением психологии покупателя в сторону прагма- тизма: определяющим теперь становится не внешний облик книги, а ее достоинства и цена. Аналитики также считают, что цена на книгу является чрезмерно высокой, причем не только субъективно (в восприятии покупа- телей), но и объективно. Ситуацию кардинально не смогло изменить и вве- дение новых технологий (НИС и др.). Высокими являются все составляю- щие конечной потребительской цены книги, как полиграфическое исполнение и авансы и роялти авторам, так и расходы на книгораспрост- ранение, на которое может приходиться более половины розничной цены. Все это относится не только к изданиям в переплете, но и к более дешевым изданиям в мягкой обложке, где структура цены, пропорции ее составляю- щих все равно примерно те же. Исключением здесь могут быть лишь по- явившиеся сравнительно недавно так называемые «сверхдешевые изда- ния» — издания стоимостью 1 фунт стерлингов, 10 франков, 100 песет, 1000 лир и т.д., т.е. по цене чашки кофе или пачки сигарет.512 Другой обострившейся проблемой, связанной с ценами на книги, явля- ется проблема единых твердых цен, практикуемых в большинстве развитых стран. Здесь борются две тенденции: ужесточения и узаконивания полити- ки единых твердых цен и ее отмены. То есть имеют место два подхода к книге: как к товару, требующему к себе особого отношения, или как к това- ру, не отличающемуся от всех прочих. Сторонники отмены твердых цен счи- тают, что именно твердые цены (отсутствие скидок) тормозят дальнейшее увеличение выпуска и продаж. Проблема стоит довольно остро, и какая тен- денция победит, сказать пока трудно. Хотя кое-какой опыт на этот счет в мире есть. Например, во Франции в 70-е годы твердые цены были отмене- ны, но это чуть было не стало катастрофой для национального книгоизда- ния: цены на книги подскочили вдвое и почти на столько же упал выпуск. В Великобритании в сентябре 1995 г. твердые цены фактически оказа- лись отмененными, однако ожидаемого результата это не дало, прибыли большинства книготорговых цепей упали. С пересмотром отношения к книге как к товару связаны и другие более частные проблемы. Так, высказываются мнения о пересмотре самого ха- рактера отношений внутри цепочки издатель — книгораспространитель- дистрибьютор (или оптовик) — розничный книготорговец, доказывается, что существующая система, отличная от системы торговли любым другим товаром, стала уже тормозом развития, и ее особенности таковы, что все составляющие этой цепочки не несут ответственности друг перед другом и не заинтересованы в результатах своего труда. Например, узаконенная система возвратов не дает возможности издателю рассчитать свои дохо- ды, а книготорговца не стимулирует прилагать какие-либо усилия; нали- чие промежуточного звена книгораспространителя-дистрибьютора, кото- рый является лишь посредником, удлиняет сроки расчетов и усложняет их систему, что также не стимулирует издателя и делает его кредитором по отношению к магазину; наличие агентов-представителей или даже специ- альных агентских фирм, которые предлагают книги издательств магази- нам, само по себе, по мнению многих, является излишеством, к тому же они также не заинтересованы в своей работе, так как получают причитаю- щийся им процент только после окончательного расчета магазина с изда- тельством (т.е. через б или даже 9 месяцев). Ясно, что вся эта система вза- имоотношений претерпит существенные изменения лишь в том случае, если книга будет восприниматься как обычный товар.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проблемы, связанные с ценами на книжную продукцию» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»