Технический прогресс в полиграфической технологии и ма- шиностроении, а также в смежных отраслях, особенно в электронной технике, позволил существенно сбли- зить изобразительные возможности основных способов печати. Если чет- верть века назад технолог-полиграфист или профессиональный издатель сказали бы, что для воспроизведения написанных маслом картин пред- почтительнее способ высокой печати, а для акварелей -офсет, то сегодня практически любым способом можно отпечатать репродукцию одинаково высокого качества, и даже специалисту не всегда просто определить по репродукции, каким способом она получена. Другое дело, что в реальных условиях приходится учитывать не только теоретические возможности, но и конкретные материалы, оборудование, экономические показатели и т.д. В условиях развития рыночных отношений весьма сложно связать с полиграфической технологией экономические аспекты. Часто в типогра- фиях можно услышать: «Цены у нас договорные...», — и разброс цен за изготовление тиража одной и той же книги на разных предприятиях может быть очень велик. Несомненно, механизм рыночной экономики в конце концов повлияет на ценовую политику полиграфпредприятий, и затраты на выпуск книги придут в большее соответствие с реальной стоимостью полиграфических работ. И тогда перед издателем не может не возникнуть вопрос: «Какой способ печати целесообразнее использовать, если издание содержит только текст или текст с цветными выделениями, с черно-белы- ми или с многокрасочными иллюстрациями?» Чтобы издать чисто текстовую книгу, можно примерно с одинаковой экономической эффективностью использовать способы высокой и офсетной печати. Скорость печатания текста на так называемых ротационных ма- шинах высокой печати и на офсетных рулонных машинах примерно оди- накова. Оба эти типа печатных машин имеют «на входе» рулоны бумаги, а на «выходе» — сфальцованные (т.е. сложенные в определенном порядке) отпечатанные с обеих сторон листы (тетради).208 Использовать такие машины целесообразно с тиража примерно в 25— 30 тыс. экз., потому что при малых тиражах будет ощутима потеря бумаги на технические отходы. Если же тираж текстового издания небольшой, то используют листовые печатные машины, на которых печатают непосред- ственно на отдельных листах бумаги. Скорость печатания на офсетных листовых печатных машинах составляет 6—10 тыс. отт./ч, на листовых машинах высокой печати — до 4,5 тыс. отт./ч. При использовании машин высокой печати время, необходимое для подготовки машины к печатанию, существенно больше, чем при печати на офсетных машинах. Поэтому и общее время, необходимое при выпуске одного и того же издания способом высокой печати, больше, чем при ис- пользовании офсетной технологии. Однако оно прямо связано с организа- цией прохождения заказа и определяется руководством и производствен- ным отделом полиграфического предприятия. Если книга содержит схемы, диаграммы, чертежи, рисунки — штрихо- вые оригиналы, т.е. такие, которые выполнены тушью линиями с одина- ковой насыщенностью, то такую книгу можно изготавливать по техноло- гии и офсетной, и высокой печати. Если же издательский оригинал содержит значительное число полуто- новых изображений (например, репродукций черно-белых фотографий), то при его воспроизведении следует предпочесть офсетную печать. При выпуске книги с многокрасочными иллюстрациями (рисунки, слай- ды, сложные цветные диаграммы и т.п.) выбор офсетной технологии пре- допределен, так как только в этом случае готовое издание окажется опти- мальным по качеству полиграфического исполнения и по экономическим показателям. Отметим общую мировую тенденцию к развитию офсетной техноло- гии. В Великобритании и Франции способом офсетной печати выпуска- ется более 3/4 всех изданий. Близка к этому показателю и полиграфичес- кая промышленность России. Сейчас у нас в стране способом офсетной печати выпускают газеты и бланки, собрания сочинений и брошюры, школьные учебники и почти все детские книги. Высокая печать использу- ется для печатания неиллюстрированных изданий, в том числе крупноти- ражных, некоторых газет, бланков. Совсем невелик объем изданий, выпускаемых способом глубокой пе- чати. Это обычно журналы, альбомы, где преобладают репродукции чер- но-белых и цветных фотографий, поскольку качество воспроизведения оригиналов с большой площадью теней разной интенсивности способом глубокой печати очень хорошее — сочные, глубокие тона. Глубокая печать составляет около 1% общего объема изданий. Столь скромный показатель определяется дороговизной изготовления печатных форм глубокой печа- ти, необходимостью использования токсичных печатных красок на основе толуола и некоторыми специфическими вопросами воспроизведения изоб- ражений, которые мы коротко осветим в дальнейшем изложении.209 Для каждого из основных способов печати требуется профильная бумага. Использование, например, типографской бумаги № 1 при печатании на оф- сетных машинах не позволит достичь высокого качества полиграфического исполнения: в ряде случаев такая печать не только приведет к колоссальному количеству отходов, но и будет вообще невозможна из-за малой прочности поверхности бумаги, которая не выдерживает даже минимального увлажне- ния, неизбежного при офсетной печати, и ряда других причин. Несмотря на большие успехи электронного цветоделения, во многом определяющего качество изданий, способы печатания имеют определен- ные ограничения. Например, так называемая оптическая плотность, определяющая в извес- тной мере насыщенность изображения, при офсетной печати обычно не пре- вышает даже на мелованной бумаге 1,7—1,8. Поэтому требование «сделать насыщеннее» какой-либо участок репродукции картины, написанной на хол- сте маслом и имеющей сочные мазки, не всегда может быть реализовано. В то же время при использовании способа глубокой печати оптическая плотность может достигать 2,5—3,0 единиц, однако в светлых участках изображения (в светах) передача градаций весьма затруднена. Поэтому на воспроизведение этим способом ряда оригиналов, например выполнен- ных акварелью, накладываются определенные ограничения. Создание многокрасочных изображений способом высокой печати су- щественно меньше нормализовано, чем в офсете, и, кроме того, связано с большой сложностью и длительностью приправки (процесса перерас- пределения давления на печатную форму таким образом, чтобы оно было выше на больших печатающих участках) цветоделенных печатных форм в печатной машине высокой печати перед началом печатания. При некотором упрощении примем: для воспроизведения цветных ори- гиналов (детских книг, иллюстраций, календарей и т.п.) следует ис- пользовать способ офсетной печати. Именно при офсетной печати высокое качество многокрасочной про- дукции сочетается с хорошими экономическими показателями.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Какой способ печати выбрать» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»