К вечным типографическим про- блемам, которые существовали и продолжают су ществовать незави- симо от изменений в технологии набора, относятся висячие строки, скопление следующих друг за другом строк с переносами и опти ческое неравенство расстояний между некото- рыми знаками при стан дартном апроше. Что касается последнего, то, дей- ствительно, при одина ковых пробелах соседние буквы, ограниченные пря- мыми штрихами, ка жутся стоящими ближе друг к другу, чем буквы, ограниченные косыми штрихами (ср.: ПИ — УЛ, НК — WA), особенно в крупных кеглях. Поэтому для типографической добротности набора при- меняется кернинг — выбо рочное, т.е. касающееся лишь комбинации не- которых пар знаков, изме нение межбуквенного интервала. Если в металлическом наборе такая операция совершалась путем при менения литер с нестандартной, более тонкой ножкой либо путем добав ки тонких шпаций между буквами с прямыми штрихами (или соответст венно уменьшения шпаций между буквами со штрихами наклонными), то в современном наборе ее осуществляют в ручном режиме на клавиатуре в178 наборного устройства или с помощью автоматизированных программ. Прибегая ко второму способу, следует принимать во внимание два обсто ятельства: во-первых, включенный кернинг замедляет вывод текста, и поэ тому оператору приходится выбирать между качеством результата и ско ростью его получения; во-вторых, не во всех конкретных случаях кернинг по умолчанию, т.е. изначально заложенный в программе, оказывается удов- летворительным. Старинная типографическая рекомендация не применять переносы в трех-четырех строках подряд во имя сохранения удобочитаемости текста и красоты облика наборной полосы остается актуальной и в наши дни. Автоматический перенос слов, являющийся предварительно заданной фун- кцией современных компьютерных программ, не вполне и не всегда со- впадает с требованиями эстетики переносов, дополнительную заботу о которой должен проявлять оператор ЭВМ, в необходимых случаях либо используя принудительный перенос, либо отменяя перенос вообще. Категорически необходимо устранять образующиеся в ходе заверстки тек- ста висячие строки — один из самых уродливых огрехов, встречаю щихся в типографике. Компьютерные программы верстки не обеспечива ют полнос- тью автоматическое решение этой задачи, но можно выйти из положения, прибегнув с помощью издательского редактора к небольшому сокращению или увеличению текста, вгонке или выгонке соответствую щих строк Среди проблем, стоящих перед книжным дизайнером, заметное место занимает выбор тона печатной бумаги, ибо от фона, на котором воспри нимается шрифт, во многом зависит различимость последнего; кроме того, типографская краска не одинаково благоприятно сочетается с фо нами раз- личного цвета. Широко распространено мнение, что лучшей бумагой для печати яв ляется идеально белая. Она действительно хороша для воспроизведения иллюстраций, однако для чтения вовсе не оптимальна, так как вызывает ослепляющий эффект. Поэтому, если речь идет о чисто текстовом или пре- имущественно текстовом издании, отдавайте предпочтение при выбо ре бумаги не нейтрально-белой, а более теплой по тону, напоминающей цвет яичной скорлупы или в крайнем случае светлой замши (так называе мый тон шамуа).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «О некоторых вопросах микротипографики» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»