Рассмотрим заказные издания, традиционно составляющие осно- ву редакционного портфеля. К та- кого рода продукции относятся очередные тома продолжающихся собраний сочинений и серий; новые произведения популярных авторов, опыт сотрудничества с ко- торыми у издательства положительный; произведения, права на публикацию которых приобретены издатель- ством заранее; произведения, значительные усилия по подготовке которых приложе- ны сотрудниками самого издательства (в первую очередь энциклопедии); произведения, для создания которых издательство специально сфор- мировало авторский коллектив; дотированные (субсидированные) издания.109 Преимущества выпуска собраний сочинений очевидны — стабиль- ный сбыт обеспечен на все время их производства, достаточно, чтобы автор был изначально известен, популярен и не наскучивал при чтении его произведений от тома к тому. Разумеется, это положение не касается собраний сочинений классиков, в первую очередь академических изда- ний отечественных поэтов и писателей, где на первом месте стоят полно- та состава, высокий уровень текстологической подготовки, фундамен- тальность научного аппарата. Тенденции развития российского рынка показывают, что народная лю- бовь к собирательству собраний сочинений постепенно уходит в прошлое. На первый план выступают серии, гарантирующие читателю разнообра- зие сюжетов в рамках заранее декларированных (и понятных для читате- ля) критериев их отбора, положенных в основу комплектования серии. Чем больше таких критериев, тем выше уверенность, что признание первых книг серии обеспечит надежный сбыт последующих. Если выра- ботанный в издательстве набор критериев пришелся по душе широким кругам потребителей — успех такой серии обеспечен, а следовательно, и высокая доходность вложения средств. В определенном смысле, серия являет собой лицо издательства, и чем она конкурентоспособнее, тем выше рыночная стоимость ее логотипа. Именно этим объясняется повальное увлечение многих фирм печатани- ем книг, оформление которых полностью повторяет обложки популяр- ных в народе серий, при этом критерии, в соответствии с которыми се- рии до сих пор формировались, подчас игнорируются. Понятно, что сделать серию из ничего невозможно. Обычно издатель, анализируя причины попадания в список бестселлеров того или иного сочинения, пытается выделить составляющие его успеха и ответить на вопрос, могут ли они лечь в основу типовых критериев отбора, на основе которых в дальнейшем серия будет «запущена». Еще более удачлив издатель, не только придумавший интересную се- рию, но и организовавший в ее рамках выпуск оригинальной продукции, аналогов которой рынок до этого не знал (например, серию специализи- рованных энциклопедий в определенной области знаний, необычных обучающих пособий, высокохудожественных альбомов, выстроенных на каких-то новых принципах, и т.д.). Если же к работе над серийными кни- гами удалось привлечь ведущих специалистов, то и серьезных конкурен- тов у нее не возникнет, — в результате издательство окажется монополи- стом на рынке этого типа товара, что, разумеется, очень выгодно. Но естественный монополизм проявляется в издательском деле не только в подобных случаях. Известно, что чем в большем количестве то- варных секторов предприятие является монополистом, тем устойчивее его положение на рынке. Возможность монополии в издательской практике основана на «трех китах»: Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наиме-110 нованиях мест происхождения товара», «Патентном законе Российской Федерации» (в части промышленных образцов), а также на Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах». Если в соответствии с первыми двумя законами издатель может защи- тить название своей фирмы, серии и т.п., внешний вид продолжающихся изданий, то по третьему он вправе закрепить за собой возможность пуб- ликации и распространения какого-либо авторского произведения. Монополизм возникает в момент уступки автором (или уполномочен- ным им лицом) исключительных прав на публикацию произведения. При этом срок распоряжения правами может быть зафиксирован в издательс- ком договоре сколь угодно долгим, а территория его действия — сколь угодно большой (разумеется, в границах государств, подписавших соот- ветствующие конвенции). Легко предположить, что издатели обычно стремятся договориться о постоянном сотрудничестве с популярными писателями, учеными, по- литиками и т.д. Свое согласие автор может обусловить, помимо суммы аванса и роялти, объемом средств, которые издательство обязуется по- тратить на рекламную кампанию произведения, размером его первого тиража, уровнем сервиса во время рекламного турне автора по стране, размером компенсации, которую издатель выплатит автору в случае на- рушения первым условий договора, и т.п.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Заказные издания. Издательские серии» з дисципліни «Енциклопедія книжкової справи»