Сегодня, в эпоху ускоренного развития научно-технического прогресса, экология Земли в большей степени зависит от духовного состояния людей и их сообщества. Если человека воспитывают в вере без осмысления, этим прикрывается ложь: такой фанатик способен на любые необдуманные поступки, в том числе на неблаговидные, даже на терроризм и т. п. Человек, воспитанный на правде, способен анализировать и находить правду сам, тогда, вероятно, он обладает благородным – экологически чистым сознанием, а его поступки являются осознанными. Ниже речь будет идти о применяемых религией методах завладения сознанием человека путем насаждения слепого верования, для чего ловко используется лабиринт тайны его жизни и смерти. Пусть в этом религия, якобы, преследует благородную цель – воспитания к покорности, но она основывается на бездоказательных выдумках. Человек, попавший в эту сеть лжи, свою короткую жизнь проживает в покорности неизвестно кому, с рабской душой, не постигая истины материального мира, как младенец с пустышкой во рту. Собственно говоря, человек очень слаб и уязвим перед случайностями судьбы и природой. Его подстерегает на каждом шагу множество опасностей. Он чувствует их постоянно нутром – инстинктивно. Поэтому человек в подсознании нуждается в абсолютной защите. Такой идеальной «крышей» может служить лишь Бог, вера в него. Пока несправедливость и несчастье не коснутся самого человека, он все еще верит в надежность своего «защитника». Потом что творится в его душе – всем известно. Не зря народная мудрость гласит: «На Бога надейся, а сам не плошай!», «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», или «Береженого Бог бережет». В конце ХХ столетия в человеческом обществе идеология насильственного присвоения средств производства перестала быть революционной в открытой форме. Взамен ей пришла религия, усиленная национализмом. Сегодня наиболее агрессивная религиозная идеология – идеология радикального ислама, доведенная до фанатизма. Число последователей ислама оценивается в 880 млн (1990 г.). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому всемогущему Богу – Аллаху и почитание Мухаммеда пророком – посланником Аллаха [5]. Кстати, об Иисусе Христе в России мы знаем многое: вероятного и невероятного. А вот о Мухаммеде практически ничего. Обычно вслепую верят, что он пророк – посланник Аллаха. Коротко, что известно о нем? Мухаммед (Мохаммед, в европейской литературе часто Магомет, Магомед) приблизительно в 570–632 годах основатель ислама, почитается как пророк, т. е. избранный Богом посредником между ним и людьми, ясновидец… Он выходец из рода Бану-хашим арабского племени курейшитов. Получив, по преданию, около 609–610 откровений от Аллаха, выступил в Мекке с проповедью новой веры. В 622 году вместе с приверженцами переселился в Медину (Ясриб). В 630–631 годах мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии. Мухаммед стал главой теократического государства. Мусульманами, особенно шиитами, высоко чтится дочь Мухаммеда – Фатима, жена его двоюродного брата Али. Так что Мухаммед далеко не посланник Аллаха, а обычный умный и смелый земной человек своего времени. Религиозные мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Цель радикального ислама – захват новых территорий и целых регионов путем распространения этого учения среди мусульман других стран. Подобная цель расширения зоны влияния не чужда и другим религиозным течениям. Главное оружие любого направления религии – это Бог, вера в него, в сверхъестественные силы. Так как у них нет прямого доказательства существования Бога, то это достигается окольными путями. Бессмертие – это давняя мечта человечества, поэтому человек без особого осмысления попадает в этот обман. Если человек клюнул на эту наживку, то ему остается автоматически верить в Бога. Разве желанное бессмертие – чудо может быть без участия Бога! Иногда кажется, что сегодня человечество по сознанию возвращается в дикое средневековье. Очевидно, в сознании людей возникла острая потребность в заполнении пустоты, образовавшейся после вытравливания из них памяти культа личностей. Мне, лично, тоже хочется верить и в Бога, и в бессмертную душу. Однако, будучи образованным и аналитически мыслящим человеком, не имею желания верить вслепую. Была бы хоть незначительная зацепка к объективности увещеваний архиепископов, апостолов, протоиереев, святых и богословов, иеромонахов, даже самих посланников Аллаха – о существовании Бога и сверхъестественной души и т. п. Обычно, любые разрушительные или редкие созидательные проявления природы материального мира верующими приписываются к творениям Бога. Имеется ряд научных публикаций о сверхъестественной душе и смерти. Несколько из них держу в руках [31, 32, 34]. Одна из них [34] – книга авторов двух известных на Западе врачей – американского психолога Р. Моуди и австралийского врача – хирурга П. Калиновского. Изучение подобных работ показывает, что их авторы – глубоковерующие люди. Указанные выше авторы обобщают опыт исследователей, проводивших многие часы у постели умирающих. К 1980 году было известно более 25 000 зафиксированных случаев возвращения к жизни недавно умерших, т. е. побывавших в клинической смерти людей. К настоящему времени таких случаев значительно больше. Восприятия людей во время пребывания «на той стороне» записаны, систематизированы и многие из них, якобы, проверены (?). Главная задача подобных работ – убедить неверующего в существовании сверхъестественной души человека и в реальность продолжения жизни после его биологической смерти, а верующего – сильнее заковать цепями страха. Основные выводы подобных работ сводятся к следующему. Человек, якобы, имеет сверхъестественную душу и физическое тело. В земных условиях они соединены и живут вместе, но они не неразделимы. После смерти тела душа продолжает жить в загробном мире. Она может жить вне тела и в земном мире. Авторы утверждают, что в наше время этот факт подтвержден объективной наукой. Научно-исследовательские институты разных стран теперь, якобы, изучают условия жизни вне тела. В России такого специализированного института нет. Посмотрим сначала, насколько убедительны доводы этих исследователей о существовании души и реальности жизни в загробном мире после смерти. Однако никто не объясняет, что собой представляет этот фиктивный загробный мир? Где он, и в какой форме? Вы уже знакомились со всей досягаемой частью Вселенной, но нигде не обнаружили другого мира, кроме материального. Видимо, загробный мир – это продукт абстрактного мышления. Сейчас вернемся к теме разговора. Итак, заинтересованные в этом лица выдвигают бездоказательно, на веру, постулат о том, что когда человек умирает, якобы, душа покидает тело раньше, чем наступает смерть последнего. Здесь проблема раздваивается. Выходит, существуют две субстанции – тело, способное жить некоторое время без души, и душа – сущность бессрочной жизни вне тела. В то же время утверждают, что после выхода души тело становится неподвижным и теряет все признаки жизни, но в тех случаях, когда душа возвращалась в тело, человек оживал и все жизненные функции восстанавливались. Следовательно, считают авторы книги, и при отсутствии души тело может сохранять некоторое время потенциальную способность жить. Спрашивается: «Зачем же тогда работа врачей над умирающим телом, если все зависит только от капризов души?». В то время, когда душа и тело существовали раздельно, жила и сохраняла контакт с окружающей средой душа, а не тело. Если душа и тело во время их раздельного существования пребывали в разных местах, возвращенный к жизни человек помнил обстановку, в которой была его душа, и описывал события, происходившие с его душой, а не с телом. Какой абсурд! Здесь опять-таки не учитываются реально существующие органы чувств и живой мозг человека как инструмент мышления и запоминания. Вопрос поставим иначе. Допустим у ожившего человека с травмой головы восстановилась речь, но потеряна память. Почему же тогда душа не подскажет о своих видениях? Потому, что ее нет и некому подсказывать. Попытки реанимации бывали успешными, как правило, – утверждают авторы, – только в первые минуты, может быть, 1–2 часа после угасания жизненных функций, до тех пор, пока не началось структурное разложение тканей. По определению Всемирной организации здравоохранения «Жизнь можно считать оконченной, когда мозг как головной орган, определяющий существование человека, прекращает свою деятельность». Что собой представляет клиническая смерть? Врачи считают, что это последняя стадия перехода от живого к неживому. Остановка сердца вызывает прекращение кровоснабжения головного мозга. Если за 5 минут сердце не «завести», клетки головного мозга задохнутся от недостатка кислорода. Но известны редкие случаи, когда из загробного царства удалось благополучно возвратить людей через 30 минут. Обычно удается вырвать из объятий смерти только 40 % людей, но из них всего 10 % остаются абсолютно нормальными, а 30 % становятся пациентами психдиспансеров. В этом и заключается степень достоверности их рассказов, без учета искажений другими лицами. Не будем скрывать и такую информацию. Считают, что предположения о существовании жизни после смерти подтверждаются исследованиями доктора наук Константина Короткова из Петербургского технического университета [32]. Ученый изучает феномен смерти с помощью эффекта Кирлиан, позволяющего наблюдать энергетическое состояние организма человека в первые часы и дни после его биологической смерти. Тело помещают в поле мощного электромагнитного излучения, и через несколько мгновений около него появляется ярко светящаяся аура, которая не пропадает в течение сорока дней. Мало того, ритмы пульсации этой необыкновенной энергии зависят от того, как человек умер. У умерших естественной смертью датчики фиксировали небольшую и быстро затухающую амплитуду колебаний, у погибших быстро и резко, например в аварии, амплитуда была более размашистой. А самые сильные и длительные колебания свечения наблюдались у убитых и самоубийц. Понятно, что первые до смерти были энергетически истощены. Здесь нет ничего сверхъестественного. Просто, одним материальным энергетическим явлением возбуждают, малоизвестное нам, другое материальное энергетическое явление природы. Разве аура является сверхъестественным духовным явлением лишь потому, что мы, люди, о ней мало знаем? Придет время и наука установит истинную материальную сущность этого явления. Может быть, со временем, оно станет одним из факторов в следственном процессе установления истины криминального происшествия. А недавно ученые провели эксперимент в крематории [32]. На тело покойника, подготовленного к сожжению, прикрепили датчики, снимающие показания со всех рефлекторных точек и мозга. Сначала стрелки приборов стояли на нуле – и это естественно, считают исследователи, потому что человек был мертв уже четвертые сутки. Далее гроб водрузили на движущийся эскалатор – подиум, завершавшийся жерлом электропечи. И тут, по мнению исследователей, началось невероятное. По мере движения гроба к месту сожжения стрелки приборов вначале едва заметно, а потом все более отчетливо задрожали, а перо энцефалографа, снимающего показания мозга, внезапно тронулось и начало выписывать все более высокие зубцы. Именно такой сигнал, с таким же рисунком энцефалограммы дает мозг живого и насмерть перепуганного человека! Думают, что его душа молила о пощаде! Причем здесь душа! Души же в теле не было уже четвертые сутки. Очевидно, какие-то физические явления у электропечи крематория заставили «заговорить» существующую запись в извилинах мозга, запечатлевшего историю последних минут жизни умершего. Видно, что эксперимент был поставлен некорректно, т. е. без учета наличия всевозможных явлений в крематории. Возможно, когда-нибудь, наука научится расшифровывать «зубцы» подобной энцефалограммы содержательно, т. е. перевести на понятный человеку язык. Таким образом, эту неуловимую «душу» заставят служить живым людям. Существуют рассказы пациентов, побывавших в состоянии клинической смерти, о том, что происходило вокруг, пока они были «мертвы». Так, например, одна девушка рассказывала, что когда была мертва и находилась вне тела, она прошла в другую комнату, где увидела свою старшую сестру, которая плакала и шептала: «О Кетти, пожалуйста, не умирай, пожалуйста, не умирай!» Позже ее сестра была крайне удивлена, что Кетти рассказала ей, где она ее видела и что та говорила в то время [34]. Между прочим, существуют явления из области парапсихологии – телепатия, ясновидение и др. – о возможности передачи мыслей и чувств на расстояние без использования органов чувств, хотя они тоже не получили удовлетворительного научного объяснения. Тем не менее, наукой установлен факт, что некоторые птицы и насекомые находят друг друга за сотни и тысячи километров с использованием пока нам неизвестных форм связи. Причем же здесь душа? «Я находился под потолком, наблюдая за тем, как врачи возились с моим телом. После того как они применили электрошок в области грудной клетки, мое тело резко дернулось, и я сразу просто упал в свое тело, как мертвый груз. Следующее, что я помню, – я снова был в своем теле» – говорил другой пациент [34]. Таким образом, его душе никто не приказывал вернуться в тело, а жизнь восстановилась в теле в результате работы врачей. То, что он упал в свое тело, как мертвый груз – это из области психологии. Что-то душа, как паразитирующее создание, все время спешит только на готовое. Так как душа считается сущностью жизни, то сначала она должна была «упасть в тело», лишь затем тело должно было дернуться от электрошока. Тогда не понятна роль электрошока. Все рассказы пациентов сводятся к тому, что они побывали в темном пространстве или летали по темному тоннелю, видели или разговаривали со светом или еще с каким-то существом, которые предлагали душе вернуться к реальной жизни. Побывавшим там было очень хорошо, поэтому они возвращались в реальную жизнь не очень охотно. Есть рассказы пациентов о встрече с давно умершими близкими, и язык там интернациональный – единый, и человек в момент смерти каким был или какой статус имел, таким и остался. Одним словом, мечта человечества существует там в полном объеме, только надо хорошо подготовить себя к этому в реальной жизни. С одной стороны, это имеет положительное воспитательное значение, но обманным путем. Однако наличие духовной жизни после смерти, якобы, установленное по рассказам пациентов, не является научной основой доказательства истины. Не станем подвергать сомнению правдивость рассказов пациентов, о пережитых ими ощущениях и видениях, может быть, иногда, с некоторыми добавлениями. Тем не менее, это говорит о том, что все виденное является результатом деятельности не до конца отключенных отделов мозга. Мозг – это как быстродействующий компьютер, и все эти видения, очевидно, происходят в процессе возврата его в действительность. Известно, что человек не способен придумать абсолютно новое, кроме как в комбинациях из известных вещей материального мира. Вот и рассказчик блефует, говоря: «Что-то было необыкновенное, описать не могу, слов не нахожу…!» Не может, ибо ничего сверхъестественного не видел. Хочется, но не может и никогда не сможет. Был случай в моей собственной жизни, расскажу без прикрас. Однажды я, вполне физически и умственно здоровый 52-летний мужчина, в поликлинике сдавал кровь для анализа. Видимо лаборантка была не очень опытная. Она никак не могла иглой шприца попасть в вену, в результате моя рука достаточно сильно была запачкана кровью. Наконец она завершила отбор крови и попросила меня некоторое время посидеть в коридоре. Я сел на скамейку против двери лаборатории отбора крови. Вдруг мне стало плохо, и я потерял сознание – упал в обморок. Некоторое время для меня отсутствовало ощущение мира вообще. Затем почувствовал, как-будто бы я лечу вверх по черному тоннелю круглого сечения диаметром около 4 м, с углом наклона к горизонтали 30°–40°. В конце тоннеля светящаяся точка, которая потом расширилась до 30–40 мм. Несмотря на мой полет к этому светящемуся кругу, он не приближался и не увеличивался в диаметре. Однако свет круга становился все ярче и ярче. Мне было так приятно, и появились далекие от полного сознания мысли: «Оказывается так приятно и хорошо умирать!» Мое «блаженство» резко прервал очень болезненный укол медиков. Когда я окончательно пришел в себя, понял, что мне было очень приятно от холодного цементного пола, с чем соприкасалась моя щека. В Москве ведь был жаркий июль. Все «виденное» и ощущения в процессе выхода из обморока, как образованный человек – аналитик, я не могу фанатично приписать к путешествию моей несуществующей души в иной мир. Вероятно, мои ощущения происходили с момента начала восстановления сознания, т. е. деятельности мозга. Этот процесс мог быть более сложным, хаотичным, от которого, видимо, зависят формы видения и ощущения… К счастью, я так и не был «на той стороне…». Так что у меня все еще впереди. К сожалению, не смогу быть Вашим осведомителем в том мире атомов и вечности! Разве только много миллионов лет спустя повезет археологам нового поколения разумных существ сделать сенсационное открытие, по моим останкам, о роли двуногих гоминидов в безвозвратном изменении экологического состояния Земли… Существует рассказ о весьма редкой и интересной, но, в то же время, сомнительной по достоверности истории [32]. Например, якобы был такой невероятный случай. Пятилетний мальчик Титу Прасас из деревни, неподалеку от города Агра, заявил своим родителям, что он вовсе не их сын. «Я Суреш Варма, – сказал он. – В Агре у меня есть магазин радиотоваров. Мою жену зовут Ума, и у нас двое детей». Потом малыш рассказал, как его застрелили, когда он возвращался домой на своей машине, и впал в истерику. Перепуганные родители отправились в Агру и там узнали, что в этом городе действительно проживал владелец радиомагазина Суреш Варма, которого ровно 5 лет назад застрелили на пороге собственного дома. У вдовы Умы было двое детей. И при встрече Титу их сразу же узнал. Он даже вспомнил про свой «Форд» и очень огорчился, узнав, что его продали. Считают, что душа умершего мужчины по каким-то неведомым законам переселилась в чужого ребенка, что называется реинкарнацией. Однако к 8 годам такие дети забывают свою прежнюю жизнь. Безусловно, легенда достаточно гладкая, но непроверенная на достоверность экспертами на должном уровне. Однако сейчас проверить поздно, так как ребенок уже подрос (по годам). Следовательно, «концы в воду», т. е. легенда составлена из расчета на такой конец. В связи с этим выводы подобных исследований неубедительны и нельзя считать их научно обоснованными. Они подчинены убеждению верующих исследователей. Поэтому методы их исследований являются некорректными, и суждения не отвечают требованиям дискурсивности, они даже, без основания, навязчивы. Дискурсивный анализ сути религиозных, философских и мистических книг таких авторов, как Моуди, Сабома, Кюблер-Россе, Калиновский и другие позволяет дать по ним объективную – непредвзятую и беспристрастную оценку. Известно, что основной признак объективности – это убедительная истина. В подобных работах делается попытка доказать наличие у человека сверхъестественной души, которая после смерти тела живет осознанно вечно в ином нематериальном – духовном мире. Естественно, такое чудо не может быть сотворено без помощи Творца – Бога. В этих и в некоторых религиозных книгах вначале бездоказательно, на веру, навязывается сомнительный постулат о наличии сверхъестественной души, которая после смерти тела человека покидает его и живет по ту сторону смерти. Затем на основе рассказов пациентов, побывавших в состоянии клинической смерти, делается вывод о бесспорности существования сверхъестественной души и Бога. Повествования некоторых священных книг и рассказы наших современников, заглянувших за завесу, почти идентичны. В них описываются одни и те же восприятия и феномены: выход души из тела, короткий период темноты или прохождение через темный тоннель, свет, способность мгновенно преодолевать любое пространство и проходить сквозь все материальное, сжатие времени, безуспешные попытки контакта с живущими на Земле, видение своего тела со стороны. Итак, отсутствие контакта души с живыми людьми Земли является главным препятствием установления истины, т. е. маскировка предвзятости постулата о реальности феноменов души и жизни после смерти. Рассказы пациентов, особенно о видение своего тела со стороны и проникновении в другие комнаты, преподносятся как неопровержимое доказательство реальности существования указанных выше феноменов. В действительности, это легкий путь объяснения и обоснования восприятий пациентов, побывавших в состоянии клинической смерти, и надуманных феноменов. Это же очень просто: существует сверхъестественная вольная душа; она все это видела и слышала, но контактировать с живыми людьми Земли не могла, так как ее не наделили такой способностью. Некоторые пациенты, вернувшиеся с того света, говорили о встрече с предками и о многом другом, но надо учесть, что 3 из 4 были с психическими расстройствами. Между прочим, в истории человечества неизвестно ни одного случая воскресения умершего (кроме сказок о воскресении Иисуса и Лазаря после биологической смерти), который мог бы достоверно сообщить правду о жизни после смерти. Архиепископы, апостолы, протоиереи, иеромонахи, святые и богословы, соревнуясь друг с другом, так уверенно сочиняют сказки о порядках жизни по ту сторону смерти, хотя сами прежде не умирали по-настоящему и не возвращались оттуда. Вполне понятно, что они сознательно или фанатично отрабатывают свой хлеб насущный. Поэтому здесь с уверенностью можно сказать о предвзятости и отсутствии беспристрастности. Необходимо отметить, что клиническая смерть – это еще не биологическая смерть. Следовательно, никто из возвратившихся на той стороне настоящей смерти не бывал. Поэтому при клинической смерти виденное пациентами было результатом абстрактного мышления, частично пораженного, но живого мозга. Очевидно, была бы более правдоподобной гипотеза о функционировании отдельных областей мозга абстрактно, а также как телевизионный передатчик и приемник отраженных всепроникающих излучений и волн. Один из христианских богословов сказал, что есть в мироздании вещи, о которых «пристойнее хранить молчание». Это хорошее предостережение; конечно, лучше всего верить, не пытаясь проверять и не докапываясь ни до чего своим человеческим разумом. Счастлив тот, кто способен на это [34]. Лучше не объяснишь идеологию мракобесия. Существуют высказывания, твердящие об объективности и научной доказанности наличия души и жизни по ту сторону смерти, но они по существу голословны. Как говорится, от многократного повторения: «Халва, халва!» – во рту слаще не станет. Однако здесь преследуется другая цель – по поговорке: «Если человеку 99 раз сказать, свинья! – на сотый он хрюкать станет». Мне кажется, что, несмотря на свои огромные научные достижения в познании материального мира, земная цивилизация XXI века будет более хрюкающая. Видимо, чем она ближе к своей глобальной экологической катастрофе, тем сильнее становятся ее страх и спасительная вера в вечность жизни на той стороне смерти. В данном случае, как совместить загробную жизнь после смерти со следующими святыми писаниями и Библейскими утверждениями [43]? Согласно учению Библии, каждый человек – это душа; когда человек умирает, это значит, умирает душа. Мертвые находятся без сознания и нигде больше не существуют. Соломон писал: «Мертвые ничего не знают» (Екклесиаст 9:5, 10). Слово душа в В[етхом] З[авете] обозначает не часть человека, а всего человека как живое существо, подобным же образом и в Н[овом] З[авете] оно означает человеческую жизнь.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Есть ли жизнь по ту сторону смерти?» з дисципліни «Екологія Всесвіту»