Забегая вперед, стоит отметить, что понятие время – такая же мера измерения движения материи (продолжительности), как метр – длины, килограмм – массы (веса) и т. д. Однако оно в жизни человека служит инструментом для определения длительности и периодичности не только природных и социальных явлений, но и влияния их на экологию биосферы Земли, а также катастроф в отдельных ее регионах. Поэтому, пользуясь понятием «время», необходимо более точно знать о его истинной сущности, ибо вокруг него ходят разные толкования и мнения [5, 10, 15, 19, 36, 39, 43, 49]. Очевидно, для понимания истинной сущности времени необходимо вначале обратить внимание на мнения философов с мировым именем и ознакомиться с отношением современной науки к исследованиям признанных теоретиков по данной проблеме. Человек давно заметил, что периоды полных циклов событий в материальном мире по продолжительности разные. Периоды полных циклов одних событий могут вместить в себе большое конкретное число мелких событий, а другие совершат только часть своего цикла. Человек, чувствовавший свой период жизни в количествах обращения Земли вокруг Солнца и вращения ее вокруг своей оси (годы и сутки), был заинтересован научиться измерять периоды событий при помощи константы продолжительности движения известного материального объекта. Это дало бы ему возможность более уверенно определить, какими событиями за свою жизнь он успеет воспользоваться несколько раз, а каких ему не дожидаться. Короче, ему нужен был условный измеритель активности событий, происходящих в мире. Этот измеритель должен был быть неизменным, т. е. константой. В современной науке время – это физическая категория, поэтому его определение, считают, должно исходить из определенных законов физики. Например, законы физики утверждают, что период вращения Земли вокруг своей оси должен оставаться постоянным с очень высокой точностью, т. е. константой. Этот факт используется для определения основной единицы времени, которая называется средними солнечными сутками. Сутки – единица времени, равная 24 часам. Различают звездные сутки – период вращения Земли вокруг своей оси относительно звезд и солнечные сутки – период вращения Земли вокруг своей оси относительно Солнца. 24 часа солнечного времени равны 24 ч 3 мин 56,555 с звездного времени. Минута (от латинского minutes – маленький, мелкий) – внесистемная единица времени, 1 мин = 60 с = 1/60 ч = = 1/1440 сут. Основная единица времени, применяемая как в английской, так и в метрической системах – это секунда. Она составляет 1/86400 долю от средних солнечных суток или 1/31556925,9747 часть условного тропического года (для равномерно текущего времени). По новому проекту ГОСТ секунда равна 9192631770 периодам излучения атомов цезия-133 для спектральной линии сверхтонкой структуры (длина волны – 3,26 см) [29]. Известно, что расчетный тропический год состоит из 365,2422 сут, а принимают их округленно – 365,25 сут с тем, чтобы каждый четвертый год делать високосным – 366 сут. Однако смещение равноденствия на один день при таком календаре произойдет через 128 лет. Поэтому в принятом нами календаре на каждые 400 лет приходится не 100, а только 97 високосных лет. В частности, 1600 и 2000 годы были високосными, 1700, 1800 и 1900 – не високосные, 2004 год снова – високосный и так далее. Такие корректировки исчисления времени приходится делать из-за замедления вращения Земли. Во всяком случае, ближайшие 1000 лет можно спокойно пользоваться современным календарем, не вводя никаких поправок в счет дней [6]. Известно, что средние солнечные сутки долгое время служили мерой времени. Более высокие требования к точности заставили в 1956 году вместо периода вращения Земли вокруг своей оси принять эталоном период обращения по орбите, иными словами, «тропический год». На этой единице основана астрономическая мера длины – световой год [5, 6]. Однако единица времени, основанная на постоянстве равномерного движения Земли относительно Солнца, не является незыблемой. Земля вокруг Солнца делает полный цикл обращения не за 365 солнечных суток, принятых считать годом, а за 365,2425 – за счет волнистости орбиты системы Земля–Луна. Поэтому каждый четвертый год назван високосным, т. е. состоящим из 366 сут, как поправка на отклонение Земли от орбиты за счет влияния гравитации планет Солнечной системы. Когда говорят о земной орбите, имеют в виду именно орбиту центра масс системы Земля–Луна или орбиту Земли, усредненную по месячным колебаниям. Траектория нашей планеты вокруг Солнца чуточку волнистая. Каждое полнолуние, когда Солнце и Луна располагаются по разные стороны от Земли, мы на полтора земных радиуса ближе к Солнцу, чем ближайшее новолуние. Эти месячные колебания все же гораздо меньше годичных вариаций расстояния до Солнца из-за эксцентриситета земной орбиты. Есть еще одно и очень важное следствие близкого соседства большого спутника, имеющего отношение к непостоянству точности времени. Оно нигде в Солнечной системе сейчас не проявляется так сильно, как для Земли. Луна тормозит вращение нашей планеты! Расчеты показывают, что каждый год угловая скорость вращения Земли должна убывать примерно на 2·10-10 от своей величины. Следовательно, длительность суток должна возрастать каждый год на величину порядка 2·10-5 с. Лунные и солнечные приливы затормозили вращение Земли после образования Луны (начиная с возраста ~0,6·109 лет), удлинив земные сутки в два раза. С помощью лазерной локации Луны установлено, что она отодвигается от Земли со скоростью 3,8 см/год. Анализ данных по затмениям в историческое время показал, что эта скорость равна 4,4 см/год. Предполагают, что формирование Земли и Луны происходило в одной зоне протопланетного облака, а Луна вначале находилась на расстоянии от Земли примерно 17–20 радиусов последней. Тогда Земля вращалась в два раза быстрее, чем сейчас [6]. Можно ли экспериментально заметить такое малое замедление вращения? Относительная точность современных атомных часов составляет 10-14, т. е. их погрешность за год не превышает 3·10-7с. Есть еще более точные часы, основанные на так называемом эффекте Мессбауера [36]. В мессбауерских «часах» используются фотоны, испускаемые радиоактивным изотопом железа, входящим в состав кристалла железа. Одинаковые мессбауеровские «часы» показывают одно и то же время с точностью 10-16. Однако атмосферные колебания не позволяют точно измерить малое постоянное замедление времени. Но это удавалось установить по затмениям Солнца. Поэтому секунда нуждалась в закреплении своего неизменного постоянства. Мы уже знаем, что секунда определяется по частоте колебаний атома цезия-133. Поэтому с 1967 года точное время определяется с помощью атомных часов. Исходя из всего вышесказанного и философских суждений, времени дали следующее научное определение: время – форма и последовательность смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия) [5]. Таким образом, Земля стала не только космической родиной человека, но и местом рождения понятия времени. Очевидно, что в природе существует только лишь материя со своими свойствами и законами движения, т. е. бытия. Однако законы бытия материи могут иметь место благодаря наличию ее соответствующих свойств, а свойства проявляют себя через следующие ступени деления материи на мельчайшие элементарные частицы – излучения или выделения их материей. Согласно только что сказанному, истинная сущность времени все же остается не раскрытой до конца. Тем не менее, попытаемся понять материальную сущность времени, придерживаясь строгости метода дискурсивного анализа при исследовании истории его происхождения. Итак, ученые естествоиспытатели, философы, в основном приверженцы диалектического материализма – все, кто обращался к исследованию проблемы пространства и времени, всегда отмечали особую сложность решения этой проблемы. Пространство и время, считают они, являются коренными, основными формами существования материи. Вероятно, что, связав эти два сложных и разных понятия в одно единое, философы пускаются в еще более сложные и путаные разъяснения, чтобы убедить человечество в том, в чем они сами не уверены до конца. Чаще всего для объяснения сути времени используют его синонимы – продолжительность, длительность и протяженность процесса или явления. По сути, получается одно и тоже – время есть время. «Трудно представить, – писал академик А.Е. Ферсман, – более простое и вместе с тем более сложное понятие, чем время». Старая пословица говорит: «Нет ничего в мире замечательнее, сложнее и непобедимее времени» [44]. Древний служитель церкви Августин писал: «Пока меня не спрашивают о времени, я знаю о нем все, но как только меня просят рассказать о времени, то оказывается, что я о нем ничего не знаю». О том же по существу пишет А. Ганн, один из современных американских философов, исследующих понятие времени. Он утверждает, что область времени полна метафизических загадок, скользких путей, философских трясин [44]. Один из величайших философов древнего мира Аристотель за четыре столетия до нашей эры писал, что среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять. Он считал, что время органически связано с движением, хотя и не тождественно ему [44]. Время, по Аристотелю, означает число движения. «Когда же есть прежде и после, – пишет он, – тогда мы говорим о времени, ибо время есть не что иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему». Доказательством справедливости последнего положения является, по его мнению, то, что «большее и меньшее мы оцениваем числом, движение же, большее и меньшее, временем, следовательно, время есть известное число». А так как число, добавляет он, имеет двоякое значение: с одной стороны, мы называем числом то, что сосчитано и может быть сосчитано, с другой – посредством чего мы считаем, то есть время есть именно число считанное, а не посредством которого считаем. И как движение всегда является иным, так и время. Время, по мнению Аристотеля, непрерывно и обладает равномерным течением. Оно непрерывно, поскольку «теперешнее время соприкасается как с прошедшим временем, так и с будущим». В своей книге «Физика» он указывает, что в противовес отдельным движениям время «равномерно везде и при всем». Отсюда особая роль в измерении времени принадлежит равномерному круговому движению. Таким образом, он изобрел или подсказал принцип работы современных механических часов измерения времени. Необходимо отметить также, что время, как мера движения, выступает у Аристотеля одновременно и мерой покоя, ибо в числе движения «возможно быть и покоящемуся». Ньютон исходит из трехмерности пространства и одномерности и однонаправленности течения времени. Проблемами пространства и времени занимались такие философские умы человечества, как Аристотель, Августин, Ахмес, Дж. Бруно, Г. Галилей, А. Ганн, Гери, Р. Декарт, Демокрит, И. Кеплер, Н. Коперник, Лоренц, Д. Лаэртский, Лейбниц, Н.И. Лобачевский, В.И. Ленин (Ульянов), Майкельсон, И. Ньютон, Симплиций, А.Е. Ферсман, Эпикр, Ф. Энгельс, А. Эйнштейн и др. У многих из этих сторонников как идеалистического, так и материалистического направлений представляют интерес высказывания своих идей в познании философских понятий пространства и времени, т. е. у каждого постулата есть частицы истины и заблуждения. Считают, что качественно новый этап в развитии воззрения на пространство и время наступил в начале XX века и связан с созданным в 1905 году Альбертом Эйнштейном теории относительности [44]. До А. Эйнштейна считалось очевидным, что, поскольку время всегда и везде протекает равномерно и с одинаковой скоростью, то два каких-либо события (мгновенно – точечные явления), происшедшие одновременно в каком-либо месте Мира, будут одновременными и по отношению к любым частям и телам материального мира. Если же события произошли последовательно друг за другом (например, две вспышки света), то они будут последовательными по отношению ко всем частям Мира. Эйнштейн считал, что понятие одновременности событий не имеет абсолютного значения, а является относительным понятием. Два события, одновременные в одной системе отсчета, будут последовательными по отношению к другой системе отсчета. Он утверждал, что в системе отсчета, движущейся равномерно и прямолинейно относительно покоящейся системы, время должно течь медленнее и пространственные расстояния в направлении движения должны быть короче, чем это имеет место в покоящейся системе отсчета. Иначе говоря, получается, что время и пространство отнюдь не являются абсолютными в смысле Ньютона, а зависят от относительного движения тел: по крайней мере, это показано для инерциальных систем. Различие «абсолютно раньше» и «абсолютно позже» сохраняется, считал он, лишь для тех событий, которые разделены промежутком времени, большим, чем тот, который необходим световому сигналу для прохождения расстояния, разделяющего данные два события. Как мы видели, отражением свойств пространства и времени выступает закон распространения света. Однако свет, обладая энергией, тем самым обладает массой, которая подвержена действию поля тяготения. Это обстоятельство, по Эйнштейну, должно сказываться на законе распространения света, а, значит, и на общих законах пространственно-временных отношений. Иначе говоря, наличие поля тяготения должно оказывать определенное влияние на свойства пространства и времени. На основе Общей теории относительности, особенностей пространства и времени выявились такие свойства, как кривизна, структурность пространства, «ритм» времени, зависимость пространства и времени от гравитации, взаимозависимость пространства и времени и т. д. В теории относительности распространение или скорость света является сущностью времени. Выходит, что пока информация не поступила наблюдателю – нет события, которое в действительности давно уже произошло. От этого и рождаются фантастические сказки – изобретения о «машине времени». Однако при этом «машиной времени» живого Ивана Грозного не вернешь в настоящее время. Еще один интересный пример из теории относительности Эйнштейна [36, 44]. Это – «О замедлении течения времени при больших скоростях, близких к световой». При этом, утверждал он, все виды (механические, световые, химические) механизмов замедляют свой ход по формуле (раз), ибо, по нему, это свойство не имеет никакого отношения к устройству тех или иных часов, а представляет собой свойство, присущее самому времени. V и с – скорости объекта и света, соответственно. Поскольку замедление времени есть свойство, присущее только времени, считает А. Эйнштейн, то замедляется ход не только всех движущихся часов, но и всех физических процессов. Например, замедляется скорость химической реакции, протекающей в движении. Так как жизнь состоит из сложных химических превращений, заключает Эйнштейн, ее течение также должно замедляться в том же самом соотношении. Даже физические процессы, включая радиоактивные образцы, должны замедляться по той же формуле. Обратимся к истории рождения теории относительности, в частности, формулы замедления времени. Еще в 1904 году Хендрик Антон Лоренц (1853–1928 гг.) получил преобразования координат и времени какого-либо события при переходе от одной инерциальной системы отсчета к другой [5, 29, 36]. Тем самым подошел к созданию теории относительности, за что стал лауреатом Нобелевской премии (совместно с П. Зееманом). Итак, при малых скоростях (V << с) преобразования Лоренца переходят в преобразования Галилео Галилея (1564–1642 гг.). Согласно преобразованиям Лоренца, продольные размеры отрезка в движущейся системе сокращаются по формуле , где l0 – собственная длина отрезка, т. е. его продольная длина измерения в системе отсчета, относительно которой неподвижен; ( = V/с. Отрезок, расположенный перпендикулярно вектору скорости, в любой инерциальной системе имеет одинаковую длину. Промежутки времени в движущейся системе отсчета увеличиваются: , где (0 – местное время (промежуток времени, измеренный в неподвижной системе отсчета). По первому закону Ньютона при больших скоростях, близких к скорости света в вакууме, масса зависит от скорости: , где m – масса движущегося тела; m0 – масса неподвижного тела. При равенстве числителя единице все эти математические выражения, в конце концов, дают бесконечность. Таким образом, формула о якобы замедлении времени при больших скоростях механического движения тела фактически была получена другим автором значительно раньше А. Эйнштейна. Вышеприведенное математическое выражение Эйнштейна при равенстве скоростей (V = c) действительно дает бесконечность. В то же время известно, что многие желаемые события поддаются воплощению в виде математической формулы. Однако это еще не означает, что в пространстве, где двигается материальный объект, время замедляется по вышеприведенной формуле. Нетрудно понять, что при этом, возможно, всего лишь меняется свойство движущейся материи согласно условиям пребывания. Однако реальность замедления течения времени, даже в том понятии постулата А. Эйнштейна, практически не доказана и является лишь голословным аргументом для доказательства справедливости теории относительности в части времени и света. Обратимся к конкретным данным, полученным расчетами по вышеприведенной формуле замедления течения времени, которые выполнены в двух вариантах и приведены в табл. 8. Результаты расчетов по первому варианту проиллюстрированы на рис. 19. За базовую величину скорости в одном случае принята с = 300 тыс. км/с, а в другом – с = 3·1013 км/с – скорость гравитационных волн по [15]. Максимальная скорость, достигнутая материальным объектом для обоих вариантов расчета, принята равной V = 300 тыс. км/с. Таблица 8
Скорость механического движения объекта V, км/с Варианты расчета замедления течения времени I вариант II вариант с = 300 тыс. км/с; Vmax = 300 тыс. км/с с = 3·1013 км/с; Vmax = 300 тыс. км/с Замедление, кратно Замедление на период в 1 год (сут, ч, мин, с) Замедление, кратно Замедление на период в 1 год (сут, ч, мин, с) 3 1,00000000005 -0,00160 с 1,0 0 30 1,00000000500 -0,15780 с 1,0 0 300 1,00000050000 -15,77880 с 1,0 0 3000 1,00010000750 -52 мин 36 с 1,0 0 30000 1,00502512500 -1 сут 19 ч 50 мин 11 с 1,0 0 100000 1,00563153660 -2 сут 1 ч 5 мин 45 с 1,0 0 150000 1,15470774347 -48 сут 22 ч 27 мин 3 с 1,0 0 250000 1,80903795361 -163 сут 8 ч 15 мин 15 с 1,0 0 290000 3,90579229000 -271 сут 17 ч 30 мин 32 с 1,0 0 300000 ∞ -1 год 1,0 0
Рис. 19. Зависимость замедления течения времени от скорости механического движения объекта
Из табл. 8 видно, что чем больше принятая константа скорости с, тем меньше темп замедления течения времени. Это не только противоречит самой теории относительности, но и показывает на отсутствие какой-либо связи этой формулы с физико-химическими процессами двигающейся материи. Она является лишь чисто математическим выражением, показывающим как можно получить расчетную бесконечность, но не более того. Короче, разнобой результатов расчета по разным значениям скорости с при одинаковых скоростях механического движения материи V является доказательством логической и физической бессмысленности игры в теории относительности со светом и временем. Попытки доказать имеющимися «фактами» замедление течения времени на часах сверхзвуковых самолетов не имеют под собой никакого основания, так как при малых скоростях воображаемое замедление течения времени можно зафиксировать только при помощи атомных или мессбауеровских «часов». Если на практике действительно был сбой работы бытовых часов, то причину этого надо искать в других факторах. Кстати, на базе этого положения теории относительности написано и опубликовано немалое число научно-фантастических сочинений, в которых совсем еще физически молодые люди, возвращаясь из долгих космических путешествий на Землю, находят оставленных здесь младших братьев в образе стариков, или давно умершими от старости. Допустим, если это даже так, то для этих космических путешественников время не могло замедляться, а лишь в новых условиях замедлились физико-химические и биологические процессы старения их организма, как свойство материи, за счет снижения активности жизнедеятельности или сна космонавтов. Следует отметить, что человек сможет двигаться со скоростью света только лишь превратившись в свет. Это вытекает из постулата самого А. Эйнштейна, так как только свет обладает в природе такой максимальной скоростью. Замедление внутренних физико-химических процессов материального объекта при больших скоростях, если даже в действительности соответствует истине, является одним из свойств материи реагировать на новые условия, т. е. замедлить или ускорить текущие в ней процессы одинаково: при холоде – замедлить, при высокой температуре – ускорить, но не более. Подобные изменения относятся к свойству материи и считать это свойством, присущим только времени, нет основания. Между прочим, свойствами обладает только материя, а время не является материей. У времени нет ни одного признака материи, хотя философы-теоретики возвели его в ранг материи, по крайней мере, до ее свойства постулатом «пространство и время являются формой бытия материи». Однако и свойство является продолжением материи в новой форме. Так что же такое – теория относительности Эйнштейна? Она состоит из двух частей: Специальной теории относительности – СТО, рассматривающей релятивистские явления, т. е. явления, проявляющиеся при движении тел со скоростями, близкими к скорости света, и Общей теории относительности – ОТО, распространяющей положения СТО на гравитационные явления [10, 19]. В основе как той, так и другой лежат постулаты – положения, применяемые без доказательств, на веру. В геометрии такие положения называются аксиомами. Аксиомы обычно убедительны и легко поддаются проверке в отличие от постулатов Эйнштейна. Эти постулаты можно назвать, как в математике, допущениями или возможными сугубо частными случаями. Мы будем рассматривать пока лишь те постулаты Теории относительности, которые имеют какое-то отношение к понятию времени. Первым таким постулатом СТО является положение об отсутствии в природе эфира или об абсолютности вакуума в пространстве. Хотя в 1920 году Эйнштейн выдвинул следующий постулат, по которому, оказывается, «пространство немыслимо без эфира, поскольку Общая теория относительности наделяет пространство физическими свойствами». Однако следующий постулат остался в силе для расчетов параметров пространства и времени. Этот постулат, в свое время выдвинутый А. Эйнштейном, констатирует, что скорость света, достигающая в вакууме 300 тыс. км/с, – это максимум, который может быть достигнут в природе и не зависит от скорости движения его источника. Еще одним, в данный момент нас интересующим, постулатом является «принцип одновременности», согласно которому факт одновременности двух событий определяется по моменту прихода к наблюдателю светового сигнала. Почему именно светового сигнала в вакууме, а не радиоволн, фотонов, гравитационных волн или другого вида более быстрого природного явления? Разве свет исполнитель события? Он же носитель информации – почтальон! Исследования ряда ученых показали, что пространство без эфира не бывает, а скорость света в эфире кратно превышает его скорость, достигаемую в вакууме, т. е. она не постоянна. Например, профессор Раймонд Чу из университета Беркли в своих экспериментах достиг скорости света, превышающей классическую в 1,7 раза [19]. В 1994 году российский орбитальный рентгеновский телескоп «Гранат» засек в космосе две вспышки излучений, исходящих от какого-то источника гигантской мощности. Данные об этом явлении были переданы Международному астрономическому союзу с тем, чтобы астрофизики, располагающие необходимой аппаратурой, проследили, что последует за невиданным выбросом энергии. И последовала новая неожиданность. Недавно французские астрономы установили: в результате этих вспышек образовались два облака межпланетной материи, которые удаляются друг от друга со скоростью, превышающей световую [15]. Это уже не постулат, а факт научного наблюдения. Исследователи из института корпорации NEC в Принстоне под руководством доктора Лиджуна Ванга пошли еще дальше. Пропуская мощный импульс света через 6-сантиметровую «колбу», заполненную специально приготовленным газообразным цезием, обнаружили, что какие-то шустрые фотоны достигали скорость, в 300 раз превышающую скорость света в вакууме, т. е. 90 млн км/с. А это нарушает незыблемость эйнштейновской константы, колеблет сами устои теории относительности [19]. Как же быть теперь с возрастом Вселенной периода после Большого Взрыва или галактик и других небесных тел и систем? Какие же, наконец, истинные величины пространственно-временных показателей движения объектов Мироздания в отличие от ранее установленных, на базе принятых на веру эйнштейновских постулатов? Если при скоростях, близких к световой, замедляется или полностью останавливается радиоактивный распад образцов метеоритных осколков, то этот метод определения их возраста тоже не дает истинную возрастную картину. Кто знает, с какими скоростями блуждали они в космосе миллиарды лет? Сколько времени прошло до первого затвердевания этих образцов? Известно, что мельчайшая элементарная частица – электрон – имеет размеры всего лишь 10-15 м. Расчеты ученых показали, что существуют частицы с размером 10-35 м. И если взять среду, заполненную этими частицами, то расчеты показывают: скорость света в такой среде должна быть в миллионы раз выше, чем по Эйнштейну. Кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник Института радиотехники и электроники РАН Анатолий Шабельников получил сенсационный результат. На основе новой интерпретации законов Ньютона и Кулона, используя данные о движении планеты Юпитер, он рассчитал скорость распространения гравитационных волн – она на восемь порядков (это в сто миллионов раз, 3·1013 км/с) превышает принятую скорость света. Вот такая поправка к теории относительности Эйнштейна, который принимал скорость гравитации равной световой. Но Шабельников оказался не одиноким. В 1985 году В. Попов, а в 1992 году Г. Морозов тоже привели веские доказательства того, что скорость гравитации превышает световую [15]. В связи с изложенными выше фактами, трудно понять, почему носитель информации свет (почтальон) у Эйнштейна считается временем? Допустим, если в качестве «почтальона» используем гравитационные волны, тогда многие события, считавшиеся прежде последовательными, из-за нерасторопности прежнего «почтальона», теперь станут одновременными. Подобная путаница возникла лишь из-за попытки материализовать нематериальное. Ниже Вы убедитесь в том, что время – лишь понятие, показатель измерения движения материи, изобретенное человеческим умом. Еще одним из примеров материализации времени является концепция профессора Н.А. Козырева (1908–1983 гг., Пулковская обсерватория) [39]. Согласно его концепции, время – это одна из основных форм энергии Космоса, активный фактор, более того, главная организующая сила всех процессов во Вселенной. Именно энергия времени является «топливом» для нашего Солнца и других звезд. Она распространяется по Вселенной мгновенно и обладает не только направленностью (знаком), но и плотностью, с которой напрямую связан ход времени. «Все процессы, где есть причинно-следственные переходы, – считал Козырев, – выделяют или поглощают время. Где нет этих переходов, времени просто не существует. Скажем, его не существует в «черных дырах», поскольку там ничего не происходит: гигантское притяжение этой массы, проваливающаяся в себя саму, остановило все движение. Даже движение молекул и атомов. И время тоже остановилось. А звезды, наоборот, – кипящий котел… И оттуда идет огромный выброс времени. Причем оно течет то быстрее, то медленнее, в зависимости от условий». Он считал, что плотность времени больше там, где идут нестационарные процессы. Причем неважно какие: будет ли это смешение горячей и холодной воды в сосуде или растворение сахара в стакане кипятка, или бурление гигантских масс звездного вещества, т. е. с возрастанием энтропии (хаоса) плотность времени увеличивается. Другими словами, когда «порядок» убывает, он отдает свою энергию времени. По Козыреву получается, что выделяемая материей энергия в какой бы форме она не была, является временем. Следует заметить, что и здесь материальное и нематериальное – все свалено в одну кучу, т. е. к меняющемуся в определенных условиях свойству материи присвоено понятие времени нематериального происхождения. Разговор о плотности времени вообще выходит за пределы логического и разумного. Плотность – это свойство материи, поэтому интенсивность выделения ею энергии считать временем, да еще какой-то плотности, абсурдно. Человек, утвердив неизменным эталоном отсчета времени секунду, вольно или невольно сделал ее универсальной, если хотите, абсолютизировал свою систему измерения времени.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «О сущности времени» з дисципліни «Екологія Всесвіту»