Важнейшей составной частью по организации ЕГСЭМ является организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду (локального мониторинга). Локальный экологический мониторинг – система непрерывных наблюдений за воздействием конкретного объекта хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды. Наблюдения за источниками выбросов и сбросов проводятся предприятиями, организациями и учреждениями, загрязняющими окружающую среду. Ответственность за создание и эксплуатацию средств наблюдения и контроля состояния источников антропогенного воздействия возлагается на природопользователей. Каждое министерство и ведомство в соответствии со своей спецификой и имеющимися нормативными документами организует службы ведомственного контроля на своих предприятиях и отчитывается перед контролирующими органами МПР России по принятым формам статистической отчетности и другим разработанным и утвержденным документам. Организационное и производственное обеспечение контроля промышленных выбросов и сбросов не отвечает требованиям, предъявляемым к автоматизированным измерительно-информационным системам, основной объем данных о количественном составе выбросов в атмосферу получают, используя главным образом инструментально-лабораторные методы контроля. Территориальными подразделениями МПР России осуществляется мониторинг источников антропогенного воздействия на атмосферный воздух. Задачей наблюдений этого вида является определение состава и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду от источников выбросов. Объекты наблюдения – предприятия (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.), имеющие источники загрязнения окружающей среды, а также сами источники. Указанным мониторингом охвачено 18 380 предприятий в 459 городах России. Эти наблюдения включают: Ведомственный контроль, который производится силами ведомственных лабораторий контроля промышленных выбросов, прошедших метрологическую аттестацию, либо с привлечением лицензированных (аккредитованных) лабораторий; Государственный контроль, осуществляемый лабораториями контроля промышленных выбросов при территориальных органах МПР России. Специализированные инспекции аналитического контроля (СИАК) осуществляют надзор за деятельностью ведомственных служб и лабораторий, определяющих содержание загрязняющих веществ в выбросах и сбросах предприятий. Локальный мониторинг представлен двумя разновидностями – производственный мониторинг конкретного объекта и импактный мониторинг конкретного воздействия. По степени готовности к осуществлению локального экологического мониторинга все предприятия условно можно разделить на 3 группы: Есть небольшое число крупных предприятий, которые осуществляют организованный выброс вредных веществ в атмосферу (через дымовые трубы). У этих предприятий частично есть оборудование, необходимое для мониторинга, но оно отечественное и не охватывает весь спектр веществ, подлежащих обязательному определению. Но с ними вопрос решается проще: анализаторы монтируются в трубу, из которой происходит выброс. Эти предприятия легко дооснастить нужными приборами. Вторая группа – это предприятия, у которых выброс организованный, но распределенный, так называемые «кустовые трубы», т.е. выброс распределен между каким-то количеством труб (например, 50 труб). В этом случае анализаторы предполагают врезать в одну из них. К третьей группе относятся предприятия, осуществляющие выбросы неорганизованно, т.е. те, у которых нет труб, например, автобазы, бензоколонки и т.д. Последовательное внедрение на промышленных предприятиях системного подхода к обеспечению охраны окружающей среды обеспечивается в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 14000, национального стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007 и Правилами № 1836-93 от 29.06.93 г. по добровольному участию Компаний промышленного сектора в схеме экологического управления и аудита Европейского сообщества. В рамках этих стандартов под мониторингом и контролем соответственно понимают производственный экологический мониторинг (состояния природных сред в районе размещения организации) и производственный экологический контроль (оценку соответствия деятельности организации требованиям природоохранного законодательства, контроль выбросов (сбросов) вредных веществ и образования отходов). ISO 14000 (ИСО 14000) – стандарты систем экологического менеджмента – предлагают простой, гармоничный подход к управлению охраной окружающей среды, применимый для всех организаций в различных странах мира. Совместим со стандартами ИСО серии 9000 и стандартом DNV OHSMS (на основе BS 8800). Стандарт ИСО 14001:2004 (ISO 14001) содержит в себе все элементы типовой системы управления, такие как стратегия, цели и задачи, программа менеджмента, оперативный контроль, мониторинг и оценка, обучение, внутренние аудиты и анализ менеджмента. Официально стандарты серии ISO 14000 (ИСО 14000) являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему менеджмента воздействий предприятия на окружающую среду и выполнения требований природоохранного законодательства. В осуществлении стандартов ISO серии 14000 в настоящее время добровольно участвуют около 65 000 компаний мира. Среди десятка стран, лидирующих в области сертификации систем экологического менеджмента – Китай, Италия, Великобритания, Япония, Испания и Соединенные Штаты Америки. Отметим преимущества поддержки рассматриваемых стандартов предприятиями: Сертификация на соответствие требованиям ISO (ИСО)14001 : 2004 становится все более явным условием продвижения продукции и услуг на международных рынках, а также улучшение отношения предприятия с потребителями, органами государственной власти и местной общественностью. Увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия. Рост конкурентоспособности за счет оптимального использования энергии и водных ресурсов, тщательного отбора сырья и контролируемой переработки отходов. Снижение финансовых затрат на выплату штрафов за нарушение требований природоохранного законодательства. Обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду экономически эффективным образом, сочетая, таким образом, решение экономических и экологических задач. Повышение адаптивных возможностей российских компаний и упрочение их рыночных позиций. Мониторинг источников антропогенного воздействия (МИАВ) направлен на решение проблемы специфического (конкретного) воздействия, оказываемого субъектом хозяйственной деятельности на компоненты окружающей среды, и является информационной основой разработки стратегии по управлению антропогенным воздействием и принятию соответствующих управленческих решений. Функционирование МИАВ обеспечивает: Проведение наблюдений в районе расположения предприятий; Получение достоверной информации об источниках эмиссии и их воздействии на окружающую среду; Информационную поддержку разработки природоохранных мероприятий и оценку их эффективности; Улучшение экологической обстановки и здоровья населения в зоне воздействия источников антропогенного воздействия субъекта хозяйственной деятельности. Достоверность информации, получаемой в рамках осуществления МИАВ, может быть достигнута путем соблюдения единых методических и метрологических требований, использования единых форматов обработки и передачи результатов. Промышленные предприятия обязаны вести государственную экологическую статистическую отчетность (с некоторыми формами можно ознакомиться на сайте: http://www.vniiprirody.primorye.ru/help.htm), которая включает: Форма 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». Отчет об охране атмосферного воздуха. Представляется ежегодно и включает данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, их очистке и утилизации; данные о выбросе в атмосферу специфических загрязняющих веществ; источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; выполнение мероприятий по уменьшению выбросов. Форма 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды». Отчет об использовании воды. Представляется ежегодно и включает данные о забранной из природных источников, полученной от других предприятий (организаций), использованной и переданной воды; данные о водоотведении, системах оборотного и повторного водоснабжения; установленные лимиты забора воды. Форма 2–тп (отходы) «Сведения об образовании использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Отчет об образовании и удалении токотходов. Представляется ежегодно и включает данные об отходах (наличие, образование, поступление от других предприятий, использование, обезвреживание, организованное и неорганизованное складирование и захоронение) отходов пяти классов опасности. Форма №1 – канализация. Отчет о работе канализации. Включает данные о наличии канализационных сооружений и их работе за год. Форма №1 – водопровод. Отчет о работе водопровода. Включает данные о наличии водопроводных сооружений и их работе за год. Форма №4 – ОС. Отчет о текущих затратах на охрану природы и экологических платежах. Важным компонентом локального мониторинга является инвентаризация источников воздействия на окружающую среду. Она заключается в документированном описании (в том числе, на основе дополнительных измерений) общего количества, расположения, основных характеристик источников воздействия, включая их соответствие установленным нормативам и лимитам. В Российской Федерации обязательной является периодическая, один раз в пять лет, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ. Другим важным компонентом локального мониторинга является инвентаризация отходов. Под инвентаризацией отходов понимают документированное описание (в том числе, на основе дополнительных измерений) общего количества и основных характеристик отдельных видов отходов, а также способов их размещения и удаления. На сегодня как отдельная процедура инвентаризация отходов не осуществляется, хотя подобные данные используются при разработке экологических паспортов предприятий. Экологический паспорт промышленного предприятия – нормативно-технический документ (ГОСТ 17.0.0.04-90), включающий данные по использованию предприятием ресурсов и определению его влияния на окружающую среду. Экологический паспорт объединяет комплекс данных, выраженных через систему формализованных показателей, отражающих уровень использования предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду. Предприятие разрабатывает экологический паспорт за счет собственных средств. Утверждает паспорт руководитель предприятия по согласованию с территориальным органом Минприроды Российской Федерации, где он регистрируется. Основой для разработки экологического паспорта являются основные показатели производства, проекты расчетов предельно допустимых выбросов и сбросов, лицензии на природопользование, паспорта газоочистных и водоочистных сооружений и установок по переработке и использованию отходов, формы государственной статистической отчетности и другие нормативные и нормативно-технические документы. Экологический паспорт не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности. В настоящее время существует множество организаций, которые предоставляют услуги по проведению локального мониторинга (например, крупнейший проектный институт ГУ ДВО ВНИИ природы (http://www.vniiprirody.primorye.ru/)). Стоит отметить, что для крупных компаний локальный мониторинг часто пересекается с региональным.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЛОКАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ» з дисципліни «Екологічний моніторинг»