ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія Всесвітня » Історія першої світової війни 1914-1918

Наступление на р. Эна
Несмотря на неудачу наступления в Пикардии и Фландрии и большие потери, понесенные германской армией в марте и апреле, верховное командование не отказалось от дальнейших попыток разгрома вооруженных сил Антанты на Западном фронте. «Мы, — говорил Людендорф, — должны были сохранить инициативу, которую захватили в свои руки, и за первым большим ударом при первой же возможности нанести второй»{310}.
Сразу же после прекращения боев на р. Лис началась разработка плана нового наступления, в основе которого по-прежнему лежала идея нанесения решительного поражения английским армиям{311}. Однако в ходе отражения германского наступления союзное командование сосредоточило в Пикардии и Фландрии значительные резервы. Возобновление операции в этом районе неизбежно натолкнулось бы на подготовленного и сильного противника. Поэтому германское верховное командование сочло наиболее целесообразным отвлечь часть расположенных там резервов Антанты, предприняв в конце мая наступление в районе Шмен-де-Дам на участке между Реймсом и р. Уазой, а затем возобновить операции против английских армий на Сомме или во Фландрии{312}.
Выполнение новой операции возлагалось на 18-ю, 7-ю, 1-ю армии группы армий кронпринца Вильгельма. Успех наступления на фронте между Реймсом и р. Уазой создавал непосредственную угрозу Парижу, который находился всего в 120 км от линии фронта и поэтому неизбежно должен был вызвать переброску французских резервов к месту прорыва.
Операцию планировали начать 27 мая ударом 7-й армии и правого фланга 1-й армии на участке Аббекур, Бримон протяжением в 74 км. На четвертый день (30 мая) в наступление включался левый фланг 18-й армии. Фронт прорыва расширялся до 86 км. Наконец, в первых числах июня намечалось предпринять наступление на участке Мондидье, Нуайон. Таким образом, германское наступление должно было состоять из нескольких взаимосвязанных армейских операций, общий фронт которых, постепенно расширяясь, достиг бы 120 км{313}. Одновременно организовать наступление на таком фронте было невозможно, так как часть артиллерии, участвовавшей в мартовской операции, находилась еще на фронте кронпринца Руппрехта{314}.
Наступление преследовало ограниченную цель. «Я надеялся, — писал Людендорф, — что этот удар обусловит такой расход сил [463] неприятеля, который даст, нам возможность продолжить наступление во Фландрии»{315}. Первоначально планировалось достигнуть р. Эны у Суассона. За несколько же дней до начала операции было принято решение о распространении наступления по обе стороны от Суассона и на несколько километров южнее р. Вель{316}.
К 27 мая германское командование сосредоточило в районе планируемого наступления 34 дивизии{317} (21 — в первом эшелоне, 7 — во втором, 6 — в третьем), 5263 орудия (3632 легких и 1631 большой и особой мощности), 1233 миномета и около 500 самолетов{318}. Им противостояла 6-я французская армия, располагавшаяся на 90-километровом фронте. Она имела на передовых [464] позициях 11 пехотных дивизий{319}, усиленных 31 территориальным батальоном и 27 пулеметными ротами. В армейском резерве находились 4 пехотные дивизии{320}, в резерве главного командования — 8 пехотных и 2 кавалерийские дивизии{321}. Французская артиллерия насчитывала 1400 орудий, авиация — 14 эскадр{322}. Германские войска на участке прорыва имели, таким образом, двойное превосходство над противником по количеству дивизий первого эшелона и почти четырехкратный перевес в артиллерии.
Условия для наступления были довольно сложными. Немецким войскам предстояло преодолеть реки Эллет, Урк, Вель и Марну. Местность изобиловала возвышенностями и благоприятствовала ведению обороны. Однако французы, считая свои позиции достаточно сильными по природным условиям, не уделяли должного внимания их оборудованию в инженерном отношении{323}. Тактическая глубина французской обороны была от 8 до 12 км. Первая укрепленная полоса глубиной до 4 км состояла из трех-четырех линий окопов. За ней находилась вторая оборонительная полоса, состоящая из двух-трех линий окопов. В 5 — 6 км позади второй полосы имелись отдельные узлы сопротивления{324}.
Французская оборона продолжала строиться на старых принципах удержания во что бы то ни стало первой полосы. Сосредоточение в ней основных сил 6-й армии позволяло немецким войскам обрушить всю мощь своего огня по этой группировке, расстроить ее и создать благоприятные условия для прорыва.
Исходя из опыта мартовских и апрельских боев, германское командование дополняло и уточняло изданные ранее инструкции о ведении наступательного боя. Эти уточнения «заключались в еще большем разрежении пехоты, в возрастании значения тактики небольших ударных групп, в усовершенствовании согласования работы... пехоты с артиллерией»{325}. Эти уточнения отразились в инструкции верховного командования от 17 апреля 1918 г.{326}
В отличие от наставления «Наступление в позиционной войне» в новой инструкции различалось два вида наступления: [465] 1) методическая атака против противника, занимающего сплошную укрепленную полосу, и 2) атака междуполосного пространства, не имеющего сплошного фронта. В первом случае должна применяться усиленная артиллерийская подготовка, а сама, атака пехоты производиться по точно разработанному плану под непосредственным руководством высшего командования. Для атаки междуполосного пространства продолжительная артиллерийская подготовка была признана ненужной. Успех боя в этом случае при отсутствии подвижного огневого вала зависел от инициативы младших командиров, четко организованного взаимодействия пехоты с артиллерией сопровождения, быстрого подавления узлов сопротивления и пулеметных гнезд противника. Чтобы не допустить отставания артиллерии сопровождения, головным пехотным батальонам придавались артиллерийские взводы. В пехотных частях было увеличено число пулеметов. Пулеметами были вооружены также обозы и транспорты для защиты от налетов авиации противника. Войска получили первые противотанковые ружья{327}.
Весьма тщательно был разработан план артиллерийской подготовки{328}, продолжительность которой была установлена в 2 часа 40 минут. Минометный огонь должен был направляться по первой укрепленной линии, проволочным заграждениям и по сторожевому охранению перед первой линией. С окончанием артиллерийской подготовки артиллерия создавала подвижной огневой вал, которому надлежало продвигаться скачками в 200 м, разделяемыми промежутками в 6 минут (1 км в 40-50 минут). Ускорение темпа продвижения огневого вала предусматривалось по сигналам командиров батальонов{329}.
При подготовке новой операции германское командование особое внимание уделило сохранению в тайне места и времени предстоящего удара. Дивизии, занимавшие передовые позиции, подготавливали районы развертывания соединений, предназначенных для наступления. Последние выдвигались в эти районы непосредственно перед началом атаки. Специальным приказом по 7-й германской армии в штабах корпусов и дивизий были назначены офицеры, ответственные за проведение мер по обеспечению скрытности. В районе передовых позиций запрещалось создавать сооружения, которые нельзя было быстро замаскировать. Усилен был контроль за радио- и телефонными переговорами. Секретные документы воспрещалось передавать ниже полковых штабов. [466] Передвижение войсковых частей в районе предстоящего наступления допускалось только ночью{330}.
В целях дезинформации противника демонстративная подготовка к наступлению проводилась по всему Западному фронту, а в особенности против английских армий, где союзники больше всего ожидали удара немцев{331}. Личному составу 2-й и 18-й германских армий умышленно было объявлено о предстоящем наступлении. В тылу группы армий кронпринца Руппрехта была оставлена сильная артиллерия, организовывались ложные передвижения войск, усилилась активность радиосетей. Бомбардировщики регулярно совершали налеты на тылы англичан{332}.
Принятые германским командованием меры по обеспечению внезапности оказались настолько эффективными, что французскому командованию вплоть до 26 мая ничего не было известно о подготовке наступления. И только утром 26 мая допрос двух немецких пленных показал, что противник готовится перейти в наступление 27 — 28 мая{333}. Получив, таким образом, в свое распоряжение всего около полусуток, французское командование спешно начало перебрасывать резервы на фронт 6-й армии и приводить ее войска в боевую готовность.
27 мая в два часа ночи{334} внезапно, без предварительной пристрелки, началась артиллерийская подготовка. Стрельба велась на всю тактическую глубину обороны 6-й французской армии и корректировалась наблюдателями с привязных аэростатов и самолетов{335}. Уже в течение первых десяти минут на французских позициях произошли многочисленные взрывы боеприпасов. Большое число орудий было уничтожено прямыми попаданиями{336}. Газы химических снарядов наполнили весь район расположения 6-й французской армии, связь была нарушена. Дым, окутавший французские позиции, препятствовал наблюдению. Оборона противника была полностью подавлена.
Во время артподготовки германские дивизии заняли исходные рубежи для наступления. В 4 часа 40 минут{337} артиллерия поставила огневой вал, под прикрытием которого германская пехота пошла в наступление. В отличие от предыдущих операций огневой [467] вал был двойным. «Впереди главного огневого вала, непосредственно предшествовавшего пехоте и состоявшего исключительно из осколочных снарядов, двигался второй огневой вал... из химических снарядов, который должен был загнать противника в его убежища»{338}. Французская артиллерия была настолько парализована короткой и интенсивной артподготовкой, что не могла существенно помешать германской пехоте как при занятии исходных позиций, так и во время самой атаки{339}.
К 11 часам части 7-й армии, почти не встречая сопротивления, овладели Шмен-де-Дам и вышли на р. Эну, пройдя, таким образом, 8 км и преодолев развитую оборонительную систему противника. Захватив мосты через р. Эну{340}, немецкие войска переправились на южный берег. Части германской пехоты широким фронтом продолжали стремительное продвижение на юг. К исходу дня они достигли р. Вель и местами форсировали ее. Результаты первого дня наступления превзошли ожидания верховного командования{341}. Оборона союзников была прорвана на всю глубину. Германские войска прошли в центре, по прямой линии, около 20 км{342}. На флангах союзники оказали более упорное сопротивление.
Цель наступления — оттянуть союзные резервы из Фландрии и Пикардии — была достигнута. К месту прорыва перебрасывались 10 пехотных и 3 кавалерийские дивизии 5-й французской армии{343}.
Наступление, не прекращавшееся и ночью, продолжалось на следующий день с прежней силой. В полдень 28 мая 7-я армия достигла высот южнее р. Вель и здесь в соответствии с планом операции остановилась. Однако успех германских войск вдохновил верховное командование. В 14 часов 36 минут войскам был отдан приказ продолжать наступление по линии: высоты к юго-западу от Суассона, Фер-ан-Тарденуа, высоты к югу от Кулонжа, южные форты Реймса. В связи с отставанием флангов особое внимание обращалось на развитие прорыва в сторону Реймса и Суассона, так как без этого невозможно было дальнейшее продвижение на юг. В приказе подчеркивалась необходимость овладения Суассоном. В этом случае французы вынуждены будут отвести [468] свои войска с территории между реками Эна и Уаза, что создаст благоприятные условия для перехода 18-й армии в наступление в направлении на Компьен. Конечной целью операции 18-й, 7-й и 1-й армий ставился выход на рубеж Компьен, Дорман, Эпернэ{344}. Таким образом, операция, запланированная как отвлекающая, перерастала в наступление с решительными целями — выиграть как можно больше пространства в направлении на Париж.
Особенно упорные бои завязались 28 мая за Суассон. Основной удар немецких войск в этом районе приняла на себя 39-я французская пехотная дивизия. Атакованная с фронта и флангов, она стала отходить на запад к Суассону, открывая фронт{345}. Спешно подвозившиеся к участку прорыва союзные дивизии вступали в сражение побатальонно по мере прибытия и были не в состоянии заполнить брешь, расширявшуюся с каждым часом{346}. К исходу дня германские войска продвинулись на 6 — 8 км{347}! На участке между р. Эной и Реймсом 6-я французская армия отступила с укрепленных позиций. Позади нее остались только передовые линии укрепленного лагеря Парижа. В ночь на 29 мая пал Суассон{348}.
Париж находился под впечатлением поражений на фронте. Французская столица обстреливалась из дальнобойных орудий и подвергалась ночным налетам германских бомбардировщиков{349}. Ввиду серьезности создавшегося положения 28 мая в район сражения были направлены еще 10 пехотных дивизий из состава Северной группы армии, а также 4 пехотные дивизии и 2-й кавалерийский корпус из состава резервной группировки{350}. Но к месту прорыва они прибывали разновременно, в течение 29 мая — 1 июня. Французское командование испытывало большие затруднения в организации управления этими соединениями на непрерывно атакуемом и постоянно меняющемся фронте.
29 мая наступление продолжалось по всему фронту. В этот день немецкие войска продвинулись в центре на 12 км и вышли на линию Суассон, западнее Фер-ан-Тарденуа, Бетини и продолжали наступление к Марне, однако не смогли добиться сколько-нибудь значительных успехов. Французы же оставляли в центре минимум сил, полагая, что Марна положит конец германскому продвижению, и все более усиливались на флангах. Вечером 29 мая Петэн отдал распоряжение перейти 30 мая в контрнаступление [470] на флангах германского выступа и не допустить переправы противника через Марну{351}.
Намеченное контрнаступление не состоялось. 30 мая германское командование расширило фронт наступления вводом в сражение левофланговых корпусов 18-й армии и правого фланга 1-й армии. Особенно энергично наступление развивалось в южном направлении и достигло правого берега Марны. Но это был последний день крупных успехов немецких войск. На южном берегу Марны французам удалось организовать оборону. На флангах германские войска топтались на месте.
31 мая немецкие войска особенно настойчиво атаковали в направлении на Шато-Тьерри. Упорный бой весь день шел на реймсских высотах, но самого города взять так и не удалось. Французы сосредоточили на фронте германского наступления крупные силы. Оборонительные бои протекали теперь более планомерно и сопровождались частыми контратаками. Что касается немецких войск, то вследствие удлинения фронта их оперативная плотность снизилась. Темпы подхода французских резервов были выше темпов введения в сражение германских соединений. Назревал кризис операции, соотношение сил постепенно менялось в пользу союзников. В последующие дни наступление затухает, а 5 июня прекращается сначала на флангах, а затем и в центре{352}.
В результате наступления 27 мая — 5 июня германские войска взломали оборонительную систему французов на восьмидесятикилометровом фронте и углубились в их расположение на 60 км. До Парижа оставалось менее 70 км. Цель операции — оттянуть с английского фронта резервы — была достигнута, хотя общий замысел верховного командования — разгромить англичан наступлением к северу от р. Уазы так и не был осуществлен.
Благодаря четкой организации артиллерийской подготовки и хорошей тактической выучке немецкие войска показали невиданный для Западного фронта темп наступления: 20 км — в первый день и 10-12 км — на второй день. Продвижение во многом облегчалось тем, что основные силы 6-й французской армии были сосредоточены на первой позиции. Определенную роль играло и то, что французское командование своевременно не приняло мер по уничтожению мостов через р. Эну.
Однако высокие темпы наступления сохранялись лишь до 1 июня. По мере вступления в бой резервов союзников натиск германских войск ослабевал. Близость к Парижу удваивала упорство французов. На ход германского наступления неблагоприятно влияло постоянное отставание флангов. Неблагополучно обстояло дело и с работой тыла. Продвинувшиеся на 60 км центральные корпуса 7-й армии испытывали большие затруднения в снабжении, [471] которое осуществлялось по единственной ширококолейной дороге восточнее Суассона{353}.
В операцию были втянуты 43 пехотные дивизии{354} и 2 кавалерийских корпуса союзников и 51 германская дивизия{355}. Потери союзников составили около 127 тыс. человек{356}. Германские войска также понесли значительные потери — 98 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными{357}.
С целью устранить угрозу правому флангу 7-й армии в районе Суассона и спрямить фронт между выступами у Амьена и Шато-Тьерри германское командование предприняло 9 — 13 июня наступление 18-й армии на р. Уаза в общем направлении на Компьен. На этот раз германцам не удалось создать значительного численного превосходства. Двадцати одной дивизии{358} 18-й армии противостояли на 33-километровом фронте от Мондидье до Нуайона 15 дивизий{359} и 4 танковые группы (160 танков) 3-й французской армии{360}.
Подготовка атаки велась спешно и без соблюдения необходимых предосторожностей. Воздушная разведка французов неоднократно доносила о передвижениях войсковых колонн и создании складов боеприпасов в германском тылу. Данные разведки подтверждались показаниями пленных{361}. В предвидении германской атаки французское командование, учтя опыт майских боев, начало перевод основной массы войск 3-й армии на вторую позицию{362} и отдало необходимые распоряжения о проведении артиллерийской контрподготовки.
9 июня в 4 часа 20 минут (начало артподготовки в 00 часов 50 минут) германская пехота перешла в наступление{363} и в течение первых двух дней вклинилась во французское расположение на 10 км. До Компьена оставалось всего 7 км. Однако утром 11 июня 4 французские дивизии при поддержке танков контратаковали противника и несколько оттеснили его назад. 13 июня наступление 18-й германской армии прекратилось, не достигнув поставленной задачи. Потери немецких войск с 9 июня составили 25 тыс. человек, французов — около 40 тыс.{364} [472]
В результате наступления 27 мая — 13 июня общее стратегическое положение германских войск на Западном фронте ухудшилось. К выступам у Амьена и во Фландрии прибавился теперь еще и выступ на Марне, что значительно увеличивало общую протяженность фронта и требовало больших сил для его удержания. Кроме того, наличие выступов обеспечивало союзникам удобные исходные районы для контрударов во фланги германских войск.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Наступление на р. Эна» з дисципліни «Історія першої світової війни 1914-1918»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит резервного капіталу
Програмне забезпечення та основні стандарти АРІ для комп’ютерної ...
О впливі Гольфстріму на погоду взимку у Москві
Аудит збору на обов’язкове державне пенсійне страхування
Ложный путь изобретательства


Категорія: Історія першої світової війни 1914-1918 | Додав: koljan (06.04.2013)
Переглядів: 737 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП