Утрата политического влияния «новыми левыми», распад коммунистического движения, предпочтение, которое отдают лидеры социал-демократии решению текущих проблем, создали в развитых странах ситуацию вакуума на левом крыле духовной и политической жизни. Этот вакуум был в известной мере заполнен активизировавшимися старыми, традиционными и новыми демократическими движениями. К традиционным относятся, прежде всего, различные движения гражданских инициатив, действующие на местном уровне, ставящие конкретные задачи благотворительного характера (помощь бедным, престарелым, многодетным и так далее), защиты специфических интересов (ассоциации квартиросъемщиков, потребителей и пр.). Значительно возросла активность женского (феминистского) движения. Оно продолжает традиции суфражистского движения начала века, выступавшего за предоставление женщинам равного избирательного права с мужчинами. К концу века требования равноправия женщин значительно возросли. Они отразили стремления равного с мужчинами доступа ко всем видам трудовой деятельности, равной оплаты за равный труд, равного распределения прав и обязанностей в семье. Радикальные фракции феминистского движения, особенно влиятельные в США и Великобритании, сформулировали концепцию полного переустройства общества. Их идеология ориентирует на преодоление наследия тысячелетней культуры патриархата, системы общественных отношений, в которой доминировали мужчины. Важным фактором общественно-политической жизни многих стран стали пацифистские, антивоенные, экологические движения. С появлением ядерного оружия гонка вооружений, противоречия, чреватые войной между ядерными державами, вызывали тревогу у общественности большинства государств мира. Однако убежденность, существующая во многих странах, в невозможности найти иную основу для мира, кроме взаимного устрашения, препятствовала приобретению антивоенным движением реального влияния. Кроме того, стремление многих политических сил, особенно коммунистического движения, к использованию антивоенных настроений в своих политических целях, вело к их дискредитации. Созданный в 1950-м г. Всемирный Совет Мира (ВСМ), хотя и адресовал призывы к единству действий к социал-демократам, беспартийным, находился под преобладающим влиянием коммунистов. Это определяло поддержку им лишь одной стороны в «холодной войне», а именно СССР, инструментом политики которого и выглядел ВСМ в глазах общественности стран Запада. Стихийные, массовые антивоенные движения возникали лишь в отдельных странах, но на непродолжительное время и с очень конкретными требованиями. В 1960-е гг. в США поднялась волна массового движения протеста против расширения вовлечения страны в войну во Вьетнаме. Оно сочеталось с требованиями равноправия для небелых американцев, активизацией феминистского, молодежного движения. Никакой альтернативной идеологии это антивоенное движение не выработало и с заключением мира во Вьетнаме прекратило свое существование. Ситуация изменилась в 1980-е гг., когда в условиях срыва процесса разрядки в большинстве развитых стран поднялась волна нового пацифистского движения, не связанного с традиционными политическими силами. Большинство участников этих движений не только осуждало политику обеих сверхдержав, начавших новый виток «холодной войны», но и исходило из идеи перехода к новому миропорядку, основанному на гуманизме, ориентированному на предотвращение экологической катастрофы. Пацифистские, экологические движения не имели общей программы действий, тем не менее, их идеи имели ряд новых черт, позволявших рассматривать их как потенциальное ядро массовой политической силы, оппозиционной по отношению к большинству политических партий и режимов. Во-первых, новые социальные движения ставили под сомнение эффективность институтов власти, систему представительной демократии как источник бюрократических тенденций, коррупции, обеспечения корыстных интересов. Антисистемность, напоминавшая воззрения «новых левых» 1960—1970-х гг., проявлялась, в частности, в том, что сами движения не создавали фиксированной системы членства, обычной для традиционных партий руководящих структур. Во-вторых, отвергалась личностная ориентация на повышение уровня жизни и потребления, общественная — на рост производства, наращивание промышленного потенциала. В качестве оптимального рассматривался такой тип развития, который позволял бы сохранять естественную среду обитания человека. В-третьих, на международной арене традиционная система отношений, связанная с державным, межблоковым соперничеством, противоборством, рассматривалась как анахронизм. Особое внимание уделялось проблеме аморальности положения, при котором меньшинство населения мира пользуется всеми благами технического прогресса, тратит огромные ресурсы на гонку вооружений, в то время как на обширных территориях сохраняются бедность и нищета. Радикальные фракции альтернативных движений привлекали внимание к своим идеям нестандартными действиями, связанными с открытым вызовом правовым нормам, включая блокаду военных, экологически опасных объектов. В начале 1980-х гг. экологические движения во многих странах оформились в партии («Зеленые» в ФРГ, Швеции, «Объединенные зеленые» и «Альтернативный список» в Австрии и др.). Численность активных сторонников альтернативных движений была невелика, тем не менее им во многих странах удалось превысить рубеж 5% голосов на парламентских выборах, обеспечив себе представительство в парламентах. В то же время они привлекли к себе внимание, а нередко и симпатии широких слоев населения. Так, в США только 7% взрослого населения считали себя участниками экологических движений, но симпатии к ним выражали 55% избирателей. Альтернативные движения, идеологами которых выступали интеллектуалы, активистами — студенты и молодые люди, получившие высшее образование, а сочувствующими — подавляющая часть избирателей, получили распространение не только в странах Запада, но и в Восточной Европе, отчасти и в СССР. С прекращением «холодной войны», понижением риска глобальной ядерной войны активность подобных движений снизилась, тем более что им не удалось сформулировать целостной концепции альтернативного мира. Тем не менее, создав систему развитых международных связей, взаимоподдержки, экологисты, в частности созданная ими международная организация «Гринпис» («Зеленый мир»), продолжают выступать основными нарушителями политического спокойствия, главными носителями альтернативных эгалитаристских ценностей конца XX века. В Германии «зеленые» на выборах 1998 г. не только добились представительства в парламенте, но и вошли в правительственную коалицию с социал-демократами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Массовые движения в политической жизни» з дисципліни «Всесвітня історія - XX століття»