ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія України » Історія Української ССР у 10-ти томах

Творчество выдающихся украинских композиторов
Ведущее место в
музыкальной культуре Украины этого
периода принадлежало
основоположнику национальной классической
школы в музыке Н. В. Лысенко
(1842—1912). Под влиянием
революционного подъема начала века и
первой российской революции он
написал хоры «Ой, що в пол1 за димо-
ве» и «В1чний револющонер» на
слова И. Франко, «Гей, за наш рщний
К. Г. Стецеыко и Н. В. Лысенко
край» на текст В. Самийленко,
драматический монолог «В грудях во-
гонь» на слова М. Старицкого.
Особое место среди этих произведений
принадлежит пламенному гимну
«Шчний револющонер», который по
своим идеям, образам,
интонационным оборотам близок к массовым
революционным песням
«Интернационал», «Варшавянка», «Марсельеза»
и др.
Острого социального звучания
преисполнены произведения Н. В.
Лысенко, написанные в годы
столыпинской реакции: кантата «До 50-х ро-
ковин смерт1 Т. Г. Шевченка» на
слова В. Самийленко и хор «Давидов!
псалми» на шевченковский текст.
Как своеобразный протест
художника-демократа против разгула реакции
воспринималась передовой общест-
3 2 История Украинской ССР, т. 5
498
VIII. Культура на Украине в период империализма
венностью опера-сатира Лысенко
«Енеща», написанная им в 1910 г. по
поэме И. Котляревского. В ее
аллегорических образах едко
высмеивалось самодержавие и его порядки,
быт и обычаи помещичье-кулацкой
верхушки.
Большое значение для развития
украинской демократической
культуры имела педагогическая
деятельность Н. В. Лысенко. В
организованной им в Киеве в 1904 г.
музыкально-драматической школе кроме
самого композитора преподавали
известный украинский певец А. Мишуга,
актриса М. Старицкая, профессора
пения Е. Муравьева, М. Зотова и др.
Воспитанники этой школы
композиторы К. Стеценко, Л. Ревуцкий,
актеры и певцы М. Микиша, А. Ватуля,
Б. Романицкий, М. Литвиненко-
Вольгемут и многие другие стали
позднее известными деятелями
национального искусства.
Одновременно Н. В. Лысенко
проводил активную
общественно-музыкальную и концертную деятельность.
Он возглавлял разные
художественные организации и общества
(«Литературно-артистическое общество»,
«Боян», «Украинский клуб»,
«Родина»), организовал со своим хором
концертные поездки по Украине.
Так, в 1902 г. Лысенко с хором
побывал в Лубнах, Ромнах, Лохвице,
Полтаве, Миргороде, Кременчуге,
Екатеринославе, Лозовой, Черкассах,
Корсуне и других городах Украины.
Вместе с учениками и
преподавателями своей школы он выступал с
концертами на рабочих окраинах Киева,
в народных домах. Средства,
полученные за эти концерты, передавались
нередко в пользу политзаключенных
и ссыльных.
Высоко оценивал Н. В. Лысенко
как истинно народного композитора
А. М. Горький. Узнав о его смерти,
Горький написал М. Коцюбинскому:
«Смерть Лысенко понимаю как
огромную потерю, но, читая описание его
похорон..., ощущаю какой-то трепет
радости в сердце: так любит народ
своего человека... И как радостно
ощущаешь, что народ понял величие
его работы. Прекрасна и смерть, если
она ведет за собой такое
пробуждение жизни, такой пламенный расцвет
чувства любви к покойному» *.
Ученик Лысенко К. Г. Стеценко
(1882—1922) — известный
композитор, хоровой дирижер, педагог и
музыкальный критик — наиболее ярко
проявил свой талант в хоровых
поэмах и кантатах, вокальных
ансамблях и романсах, в обработках для
хора и голоса многочисленных
народных песен и в других жанрах
вокального искусства.
В годы революции 1905—1907 гг.
К. Г. Стеценко создал социально
заостренные произведения, в которых
звучит протест против самодержавия,
появляется новый герой — борец за
счастье народа. К ним принадлежат
хоровая композиция «Прометей»,
мужской хор «Содом», хор «Сон» на
текст П. Грабовского, кантаты «6д-
наймося» на слова И. Франко и
«ШевченковЬ, хоровые обработки
«Запов1ту» Т. Шевченко, фрагменты
оперы «Кармалюк» и др. Особого
внимания заслуживает сатирическая
песня-сцена «Цар-горох» на слова
В. Самийленко (по мотивам
Беранже) — острая сатира на царя
Николая П. В этот же период композитор
пишет музыку к водевилям «Буваль-
щина» А. Велисовского, «Як ковба-
са та чарка, то минеться й сварка»
М. Старицкого, «Сватання на Гон-
чар1вщ» Г. Квитки-Основьяненко,
детские оперы-сказки «Лисичка,
Котик i Швник», «1васик Телесик»
и другие произведения.
В 1915 г. К. Стеценко создает
хоровые обработки таких
революционных песен, как «Варшав'янка»,
1 Цит. по кн.: Гозенпуд Л. Н. В.
Лысенко и русская музыкальная культура. М.,
1954, с. 110.
8. Музыка
499
Н. Д. Леонтович
С. Ф. Людкевич
«Сльозами злита Украша», пишет
музыку к пьесе С. Черкасенко «Про
що тирса шелестта», которая
надолго пережила саму пьесу. Отдельные
номера из музыкального
оформления этой драмы — песня «Ой чого ти,
дубе», «Колискова» и другие
приобрели большую популярность и стали
народными песнями.
Одно из ведущих мест в
украинской музыкальной культуре начала
XX в. принадлежит Я. С. Стеновому
(Якименко, 1883—1921), творческий
и жизненный путь которого является
ярким примером плодотворных
русско-украинских культурных связей.
Обучение в Петербургской певческой
капелле, названной А. Луначарским
«жемчужиной дореволюционного
хорового искусства», поступление
в 1912 г. в Петербургскую
консерваторию, где его учителями стали
Н. А. Римский-Корсаков и А. К.
Лядов, органические связи с передовой
украинской культурой и народным
искусством сыграли решающую роль
в формировании Стенового как ком*
позитора.
В бурные годы первой российской
революции появился первый цикл
вокальных произведений
композитора, состоявший из 16 романсов на
тексты Т. Шевченко, И. Франко,
Леси Украинки и других поэтов. Во
многих произведениях цикла звучит
активный протест против гнета и
насилия, призыв к борьбе («Досить не-
вшьная думка мовчала» и
«Колискова» на слова Леси Украинки, «За
думою дума» на слова Т. Шевченко
и др.)« Одно из главных
произведений цикла — романс «Степ». В нем
в аллегорическом образе бескрайней
величавой степи выступает народ
накануне революционной грозы и
звучит прямой призыв к революционной
борьбе. Ярким произведением
композитора является фортепианный
«Прелюд пам'ят1 Т. Г. Шевченка»,
написанный в 1911 г. к юбилейному
концерту, посвященному памяти
Великого Кобзаря.
32*
500
VIII. Культура на Украине в период империализма
Троистая музыка. Село Перещепино Ека-
теринославской губернии. Начало XX в.
Композитором-новатором показал
себя Н. Д. Леонтович (1877—1921) —
организатор и руководитель
ученических и народных хоров. В годы
первой российской революции,
работая учителем пения в Донбассе, он
организовал большой рабочий хор,
исполнявший под его руководством
революционные песни и
пропагандировавший их среди народных масс.
Наиболее ценная часть творческого
наследия Леонтовича принадлежит
к жанру хоровой обработки
украинских народных песен. Развивая
лучшие достижения русской и
украинской хоровой музыки, опираясь на
традиции Н. В. Лысенко, Леонтович
открыл новые пути в развитии
хорового искусства. Его обработки
народных песен — это настоящие
музыкальные шедевры, в которых мелодия
служит основой для создания
оригинальных и самобытных композиций.
К ним относятся глубоко
драматические по своему характеру песни
о тяжкой женской доле — «Мала
мати одну дочку», «Шють швш»,
«Праля», скорбный траурный марш
«Козака несуть», грустная
лирическая песня о любви «Гаю, гаю,
зелен розмаю», календарно-обрядовые
песни «Мак», «Щедрик»,
трогательные в своей простоте и
непосредственности детские песни «Дударик»,
«Женчичок-бренчичок» и много
других.
В начале XX в. продолжается
творческая деятельность В. И. Сокаль-
ского. Работая в 1895—1911 гг.
в Харькове, он написал оркестровый
цикл сюитного типа «Злгг сокол1в
слов'янських», в котором прославляет
идеи дружбы и единства славянских
народов.
Выдающимся представителем
демократического музыкального
искусства на западноукраинских землях
был композитор и
музыкально-общественный деятель С. П. Людкевич.
Его многогранная творческая и
общественная работа способствовала
дальнейшему укреплению и развитию
принципов реалистической музыки.
Под влиянием первой российской р>е-
волюции Людкевич создал ряд
хоровых и вокально-симфонических
произведений. Это, например, «Хор шд-
земних ковал1в» на слова В. Пачов-
ского, в основу которого положена
музыкальная тема, воссоздавшая
образ революционных
борцов-кузнецов, разрушающих ударами своих
могучих молотов царство тирании;
кантата на собственные слова «Останшй
бш», призывавшая трудящихся к
борьбе. К замечательным
произведениям композитора принадлежит
кантата-симфония «Кавказ» на слова
Т. Шевченко. В 1905 г. Людкевич
завершил первую часть этого
сочинения, в которой воспел
величественный образ закованного в цепи, но
непокорившегося народа. Большое
9. Физическая культура и спорт
501
внимание уделял С. Людкевич
изучению и обработке песенного
фольклора. Он издал двухтомный сборник
«Галицько-русько1 мелоди»,
осуществил хоровые обработки народных
песен «Гагшки», «Ой, Морозе, Моро-
зенку» и др.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Творчество выдающихся украинских композиторов» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Умови кредитної угоди
Еволюція стандартів стільникового зв'язку
Загальна характеристика витрат на організацію телекомунікацій
ЕКОНОМІЧНИЙ ЗМІСТ ВИЗНАЧЕННЯ РІВНЯ ЯКОСТІ ПРОДУКЦІЇ
Загальновживані слова та слова вузького стилістичного призначення


Категорія: Історія Української ССР у 10-ти томах | Додав: koljan (01.04.2013)
Переглядів: 1590 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП