Ведущее место в музыкальной культуре Украины этого периода принадлежало основоположнику национальной классической школы в музыке Н. В. Лысенко (1842—1912). Под влиянием революционного подъема начала века и первой российской революции он написал хоры «Ой, що в пол1 за димо- ве» и «В1чний револющонер» на слова И. Франко, «Гей, за наш рщний К. Г. Стецеыко и Н. В. Лысенко край» на текст В. Самийленко, драматический монолог «В грудях во- гонь» на слова М. Старицкого. Особое место среди этих произведений принадлежит пламенному гимну «Шчний револющонер», который по своим идеям, образам, интонационным оборотам близок к массовым революционным песням «Интернационал», «Варшавянка», «Марсельеза» и др. Острого социального звучания преисполнены произведения Н. В. Лысенко, написанные в годы столыпинской реакции: кантата «До 50-х ро- ковин смерт1 Т. Г. Шевченка» на слова В. Самийленко и хор «Давидов! псалми» на шевченковский текст. Как своеобразный протест художника-демократа против разгула реакции воспринималась передовой общест- 3 2 История Украинской ССР, т. 5 498 VIII. Культура на Украине в период империализма венностью опера-сатира Лысенко «Енеща», написанная им в 1910 г. по поэме И. Котляревского. В ее аллегорических образах едко высмеивалось самодержавие и его порядки, быт и обычаи помещичье-кулацкой верхушки. Большое значение для развития украинской демократической культуры имела педагогическая деятельность Н. В. Лысенко. В организованной им в Киеве в 1904 г. музыкально-драматической школе кроме самого композитора преподавали известный украинский певец А. Мишуга, актриса М. Старицкая, профессора пения Е. Муравьева, М. Зотова и др. Воспитанники этой школы композиторы К. Стеценко, Л. Ревуцкий, актеры и певцы М. Микиша, А. Ватуля, Б. Романицкий, М. Литвиненко- Вольгемут и многие другие стали позднее известными деятелями национального искусства. Одновременно Н. В. Лысенко проводил активную общественно-музыкальную и концертную деятельность. Он возглавлял разные художественные организации и общества («Литературно-артистическое общество», «Боян», «Украинский клуб», «Родина»), организовал со своим хором концертные поездки по Украине. Так, в 1902 г. Лысенко с хором побывал в Лубнах, Ромнах, Лохвице, Полтаве, Миргороде, Кременчуге, Екатеринославе, Лозовой, Черкассах, Корсуне и других городах Украины. Вместе с учениками и преподавателями своей школы он выступал с концертами на рабочих окраинах Киева, в народных домах. Средства, полученные за эти концерты, передавались нередко в пользу политзаключенных и ссыльных. Высоко оценивал Н. В. Лысенко как истинно народного композитора А. М. Горький. Узнав о его смерти, Горький написал М. Коцюбинскому: «Смерть Лысенко понимаю как огромную потерю, но, читая описание его похорон..., ощущаю какой-то трепет радости в сердце: так любит народ своего человека... И как радостно ощущаешь, что народ понял величие его работы. Прекрасна и смерть, если она ведет за собой такое пробуждение жизни, такой пламенный расцвет чувства любви к покойному» *. Ученик Лысенко К. Г. Стеценко (1882—1922) — известный композитор, хоровой дирижер, педагог и музыкальный критик — наиболее ярко проявил свой талант в хоровых поэмах и кантатах, вокальных ансамблях и романсах, в обработках для хора и голоса многочисленных народных песен и в других жанрах вокального искусства. В годы революции 1905—1907 гг. К. Г. Стеценко создал социально заостренные произведения, в которых звучит протест против самодержавия, появляется новый герой — борец за счастье народа. К ним принадлежат хоровая композиция «Прометей», мужской хор «Содом», хор «Сон» на текст П. Грабовского, кантаты «6д- наймося» на слова И. Франко и «ШевченковЬ, хоровые обработки «Запов1ту» Т. Шевченко, фрагменты оперы «Кармалюк» и др. Особого внимания заслуживает сатирическая песня-сцена «Цар-горох» на слова В. Самийленко (по мотивам Беранже) — острая сатира на царя Николая П. В этот же период композитор пишет музыку к водевилям «Буваль- щина» А. Велисовского, «Як ковба- са та чарка, то минеться й сварка» М. Старицкого, «Сватання на Гон- чар1вщ» Г. Квитки-Основьяненко, детские оперы-сказки «Лисичка, Котик i Швник», «1васик Телесик» и другие произведения. В 1915 г. К. Стеценко создает хоровые обработки таких революционных песен, как «Варшав'янка», 1 Цит. по кн.: Гозенпуд Л. Н. В. Лысенко и русская музыкальная культура. М., 1954, с. 110. 8. Музыка 499 Н. Д. Леонтович С. Ф. Людкевич «Сльозами злита Украша», пишет музыку к пьесе С. Черкасенко «Про що тирса шелестта», которая надолго пережила саму пьесу. Отдельные номера из музыкального оформления этой драмы — песня «Ой чого ти, дубе», «Колискова» и другие приобрели большую популярность и стали народными песнями. Одно из ведущих мест в украинской музыкальной культуре начала XX в. принадлежит Я. С. Стеновому (Якименко, 1883—1921), творческий и жизненный путь которого является ярким примером плодотворных русско-украинских культурных связей. Обучение в Петербургской певческой капелле, названной А. Луначарским «жемчужиной дореволюционного хорового искусства», поступление в 1912 г. в Петербургскую консерваторию, где его учителями стали Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Лядов, органические связи с передовой украинской культурой и народным искусством сыграли решающую роль в формировании Стенового как ком* позитора. В бурные годы первой российской революции появился первый цикл вокальных произведений композитора, состоявший из 16 романсов на тексты Т. Шевченко, И. Франко, Леси Украинки и других поэтов. Во многих произведениях цикла звучит активный протест против гнета и насилия, призыв к борьбе («Досить не- вшьная думка мовчала» и «Колискова» на слова Леси Украинки, «За думою дума» на слова Т. Шевченко и др.)« Одно из главных произведений цикла — романс «Степ». В нем в аллегорическом образе бескрайней величавой степи выступает народ накануне революционной грозы и звучит прямой призыв к революционной борьбе. Ярким произведением композитора является фортепианный «Прелюд пам'ят1 Т. Г. Шевченка», написанный в 1911 г. к юбилейному концерту, посвященному памяти Великого Кобзаря. 32* 500 VIII. Культура на Украине в период империализма Троистая музыка. Село Перещепино Ека- теринославской губернии. Начало XX в. Композитором-новатором показал себя Н. Д. Леонтович (1877—1921) — организатор и руководитель ученических и народных хоров. В годы первой российской революции, работая учителем пения в Донбассе, он организовал большой рабочий хор, исполнявший под его руководством революционные песни и пропагандировавший их среди народных масс. Наиболее ценная часть творческого наследия Леонтовича принадлежит к жанру хоровой обработки украинских народных песен. Развивая лучшие достижения русской и украинской хоровой музыки, опираясь на традиции Н. В. Лысенко, Леонтович открыл новые пути в развитии хорового искусства. Его обработки народных песен — это настоящие музыкальные шедевры, в которых мелодия служит основой для создания оригинальных и самобытных композиций. К ним относятся глубоко драматические по своему характеру песни о тяжкой женской доле — «Мала мати одну дочку», «Шють швш», «Праля», скорбный траурный марш «Козака несуть», грустная лирическая песня о любви «Гаю, гаю, зелен розмаю», календарно-обрядовые песни «Мак», «Щедрик», трогательные в своей простоте и непосредственности детские песни «Дударик», «Женчичок-бренчичок» и много других. В начале XX в. продолжается творческая деятельность В. И. Сокаль- ского. Работая в 1895—1911 гг. в Харькове, он написал оркестровый цикл сюитного типа «Злгг сокол1в слов'янських», в котором прославляет идеи дружбы и единства славянских народов. Выдающимся представителем демократического музыкального искусства на западноукраинских землях был композитор и музыкально-общественный деятель С. П. Людкевич. Его многогранная творческая и общественная работа способствовала дальнейшему укреплению и развитию принципов реалистической музыки. Под влиянием первой российской р>е- волюции Людкевич создал ряд хоровых и вокально-симфонических произведений. Это, например, «Хор шд- земних ковал1в» на слова В. Пачов- ского, в основу которого положена музыкальная тема, воссоздавшая образ революционных борцов-кузнецов, разрушающих ударами своих могучих молотов царство тирании; кантата на собственные слова «Останшй бш», призывавшая трудящихся к борьбе. К замечательным произведениям композитора принадлежит кантата-симфония «Кавказ» на слова Т. Шевченко. В 1905 г. Людкевич завершил первую часть этого сочинения, в которой воспел величественный образ закованного в цепи, но непокорившегося народа. Большое 9. Физическая культура и спорт 501 внимание уделял С. Людкевич изучению и обработке песенного фольклора. Он издал двухтомный сборник «Галицько-русько1 мелоди», осуществил хоровые обработки народных песен «Гагшки», «Ой, Морозе, Моро- зенку» и др.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Творчество выдающихся украинских композиторов» з дисципліни «Історія Української ССР у 10-ти томах»