Известно, что архитекторы, дизайнеры и художники вынуждены учитывать врожденное предпочтение светлого и отрицательное отношение к темноте, связанное с дневным образом жизни, а также эмоциональную оценку восприятия основных цветов, сходную у представителей разных этнических групп. На основании многолетних исследований обычаев и наследственно фиксированных мимических реакций у представителей различных рас и культур Эйбл-Эйбесфельдт (1995) пришел к теории биологических основ эстетики. Существование таких общих эстетических принципов ярко проявилось в широко известном эксперименте Д. Морриса с "обезьяньей живописью". Шимпанзе, получившие краски, создавали "картины", в которых можно было обнаружить владение композицией, правилами симметрии, известное тематическое разнообразие и даже, как показали поздние опыты, стилистическими особенностями "творчества". Известно, что когда Моррис анонимно выставил полотна обезьян в музее, они удостоились похвал, так как отвечали эстетическим первоосновам абстрактной живописи, таким как равновесие, ритм, противопоставление и соединение. Таким образом, у человека и многих видов животных принципы эстетического восприятия оказываются во многом едиными. Отсюда понятен интерес к различным формам поведения человека как биологического вида – от конкретных стереотипов поведения до вопросов эволюции языка, принципов полового отбора и причин широкого распространения моногамии в сообществах человеках. Последние вопросы достаточно подробно разбираются в руководстве Мак-Фарленда (1988, с. 440–441).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Биологические основы эстетики» з дисципліни «Основи етології і генетики поведінки»