Вес тела приложен к опоре, а не к самому телу, и может измениться в зависимости от движения опоры. Например, вес тела в покое на Земле равен mg, а вес тела в покое в кабине стартующего корабля больше чем на Земле и равен m·(g + а), как следует из формул 8.3 и 8.7. Состояние, при котором вес тела больше, чем на Земле, называют перегрузкой. Если пользоваться системой отсчета, в которой тело находится в состоянии покоя, то вес тела равен (и по величине и по направлению) действующей на него силе тяжести (формула 8.7). Поэтому можно сказать, что перегрузку испытывает тело, находящееся в системе отсчета, в которой сила тяжести превышает земную. Величину перегрузки принято характеризовать отношением силы тяжести, действующей в данной системе отсчета, к силе тяжести на Земле. Например, если космический корабль стартует с ускорением а = 4g, то согласно формуле (8.3) вес тела в корабле равен 5mg, а вес тела на земле равен mg. Отношение этих величин равно пяти. Поэтому в корабле человек испытывает пятикратную перегрузку.
Рис. 8.4. Перегрузки, возникающие при выходе самолета из пикирования
Перегрузки испытывает и летчик, выводящий самолет из пикирования, рис. 8.4. Если радиус кривизны в нижней части траектории — R и самолет движется со скоростью v, то возникает центростремительное ускорение направленное вверх. Следовательно, в нижней точке траектории летчик давит на сиденье с силой:
Пропорции и размеры человеческого тела, сила мышц и прочность костей приспособлены к существованию в условиях земной силы тяжести. Поэтому если человек оказывается в системе, где сила тяжести значительно превышает земную, он испытывает затруднения в выполнении самых обычных движений. Для подготовки человека к работе в условиях значительной перегрузки необходимы специальные тренировки. Для этого используют центрифугу, которая представляет собой кабину, вращающуюся в горизонтальной плоскости на длинной штанге, рис. 8.5.
Рис. 8.5. Принцип создание перегрузок на центрифуге
Пусть радиус штанги г, и кабина вращается с угловой скоростью ω. В этом случае кабина имеет центростремительное ускорение ац = ω 2 ·r и на тело внутри нее действует сила инерции Fи = m ω2 r. Согласно принципу Д'Аламбера, сила тяжести в кабине равна векторной сумме силы инерции и силы тяжести на Земле: Fтяж=Fи+тg.
Ее величина находится по теореме Пифагора:
Величина перегрузки определяется отношением силы тяжести в кабине к земной силе тяжести:
Таким способом при большой угловой скорости вращения можно создать практически любую перегрузку. В табл. 8.1 представлены значения перегрузок, возникающих в некоторых условиях. Таблица 8.1 Значения некоторых перегрузок Условия перегрузки Перегрузка Перегрузка неподвижно стоящего человека 1 Пассажир при взлете самолета до 1,5 Парашютист во время раскрытия парашюта при скорости падения 30 м/с 1,8 « ------ » ------ » ------ » ------ » ---------40м/с 3,3 « ------ » ------ » ------ » ------ » --------- 50 м/с 5,2 Летчик в момент катапультирования из самолета ДО 16 Перегрузки при спуске космического корабля «Восток» до 8—10 Перегрузки при спуске космического корабля «Союз» до 3—4
В табл. 8.2 представлены значения кратковременных перегрузок, переносимых человеком. Таблица 8.2 Кратковременные перегрузки, относительно безболезненно переносимые тренированным человеком Направление местной силы тяжести Перегрузка в направлении «спина — грудь» и «грудь — спина» до 30 в направлении «голова — ноги» до 20 в направлении «ноги — голова» до 8
Для того, чтобы человек мог переносить значительные перегрузки, применяются специальные устройства: катапультные и амортизационные кресла, привязные системы, защитные шлемы и др.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Перегрузки» з дисципліни «Біомеханіка»