Под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта. По мере расширения прикладных функций научного знания появляется возможность технологизировать те виды деятельности, которые прежде были этому недоступны. Объектом технологизации могут стать самые разные сферы человеческой деятельности: экономическая, социально-политическая, духовная и т.п. В целом можно сказать, что, сколько существует управляемых социальных объектов, их разновидностей, столько существует и соответствующих технологий, которые направлены на оптимизацию процессов их функционирования и развития. В последнее время получили распространение такие термины, как «технология управления», «технология общения», «социальная технология» и др. Социальная технология – метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах – качества, свойства, объемы, целостность деятельности и т.п. Социальная технология – важнейший элемент механизма управления, средство перевода абстрактного языка науки на конкретный язык практики управления. Этому служит формализация социального явления и его расчленение на составляющие элементы с помощью операций и процедур. Процедура – набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом. Операция – непосредственное действие, путь решения определенной социальной задачи в рамках данной процедуры. Модель социальной технологии представлена следующими процедурами. Первая процедура: формирование цели. Операции: диагноз; прогноз; формирование конечной цели, стратегия действия; конкретные задачи. Вторая процедура: принятие решения. Операции: выявление проблемной ситуации; обоснование вариантов действия; выбор оптимального варианта; утверждение решения. Третья процедура: организация социального действия. Операции: распределение задач между исполнителями; идеологическое обеспечение; координация и регулирование процесса исполнения; контроль. Четвертая процедура: анализ результатов. Операции: сопоставление запланированных и достигнутых результатов; открытие новых проблемных ситуаций; первоначальное формирование новой цели. В целом социальные технологии выступают в двух формах: как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт; как управленческая деятельность, связанная с реализацией этого проекта, программного продукта. Социальные технологии возникают эволюционно или создаются искусственно. Долгие века они носили рутинный характер. Люди учились управлять общественными делами, накапливали знания, передавая их от одного поколения к другому на основе прошлых правил, традиций, обычаев. Такие технологии, в которых упор делается на прошлый опыт, интуицию и приверженность традициям старых способов организации, называются рутинными. В них используются методы воздействия на социальные процессы, отличающиеся малой наукоемкостью, отражающие вчерашний день социального воздействия, не мотивирующие социальную систему на перемены. В 60–80-е гг. XX в. цивилизованный мир пережил информационную, управленческую и концептуальную революции. Именно на их основе произошел громадный скачок в развитии Запада: в производстве, бизнесе, науке, менеджменте. В основе этого скачка лежало освоение «человеческого ресурса», интеллектуальной собственности и управленческих «ноу-хау». Таким образом, бурное развитие социальных технологий связано с потребностью быстрого и крупномасштабного «тиражирования» новых видов деятельности, которые призваны заменить рутинные и обеспечить передачу социальной информации на прочной основе современных научных данных. Возможности применения социальных технологий в различных сферах общественной жизни, в том числе и в области освоения рыночного пространства, исключения деструктивных процессов из общественной жизни безграничны. Однако используются они крайне плохо, нерационально. Сложилось реальное противоречие между огромным интеллектуальным потенциалом, накопившимся в науке, передовой практике, и уровнем применения наукоемких технологий в различных сферах управления, в частности в повышении эффективности управленческой деятельности]. Таким образом, можно заключить, что сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность и функции технологии управления» з дисципліни «Соціологія управління»