Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в., начала развиваться на отечественной почве в конце 60-х годов, чему способствовало возрождение социологии после XX съезда КПСС. В отличие от сельской социологии или урбансоциологии этническая социология не имела значительного наследия 20-х годов нашего столетия. Как самостоятельное научное направление она стала развиваться с конца 60-х годов, хотя для российской социально-исторической науки интерес к развитию народов глубоко традиционен, начиная с деятельности С.М. Соловьева, эволюционистские взгляды которого были представлены в <Истории России с древнейших времен>'. 6.0. Ключевский, ставший в Московском университете преемником С.М. Соловьева, писал, что в <Истории России> на первом плане стоит <изучение форм и отношений государственного и общественного быта России>*. Сам же 6.0. Ключевский отмечал сложность изучения общества в силу того, что оно <заметно пестреет>: <Вместе с социальным разделением увеличивается в нем и разнообразие культурных слоев, типов>*. Во второй половине XIX - начале XX в. в Русском географическом обществе развернуло свою деятельность Отделение этнографии. Оно собирало материал по специально разработанной программе сначала о нерусских народах, затем о жизни русского народа. Не случайно М.М. Ковалевский писал, что <вопросы генетической социологии, науки о происхождении общественных ин статутов имеют особый интерес для русских ввиду чрезвычайно богатого этнографического материала, находящегося в их руках>*. Эти материалы служили основанием не только для изучения прошлого, но, по выражению А.П. Шалава (автора, близкого к демократическому просветительству 60-х годов XIX в.), и для раскрытия <крестьянско-мирской!> среды XIX в. На это также обратил внимание Н.Л. Рубинштейн*. Любопытно, что среди первых публикаций П.А. Сорокина было несколько статей по этнографии коми, зырян. Об этом направлении исследований он писал как об имеющем <социологический интерес>*. Послереволюционная историография сохраняла широкий подход к исследованию народов и гуманистическую направленность предшествовавшего этапа. Уже тогда, в 20-х годах, для изучения народов была характерна практическая направленность, что определялось задачей <переустройства быта на социалистических началах>*. Заметной тенденцией развития науки о народах был взгляд на нее, исходивший от классического эволюционизма, как на всеобъемлющую науку. В 1925 г. факультет общественных наук МГУ был преобразован в этнологический факультет и просуществовал до 1930 г. В курсах, которые читались на факультете, духовная и материальная культура рассматривались в контексте социальной жизни, как ее тогда понимали ученые*, хотя не все принимали такую ее расширительную трактовку. В конце 20-х - начале ЗО-х годов в этнологии, как и в других областях обществознания, шли бурные дискуссии на почве теоретических разногласий и утверждения марксистской методологии в исследовании народов. В результате этнология превратилась в этнографию и обрела статус отрасли исторической науки. Изменения в этнографии наметились в 50-х годах, когда появился интерес к странам, получившим независимость после второй мировой войны, а во внутренней политике советское руководство хотело показать успехи в национальной сфере. Но до 60-х годов о соединении этнологии с конкретно-социологическим подходом не могло быть и речи, ибо на этнографию чаще всего смотрели как на науку о традиционной архаике. Ситуация изменилась после XX съезда КПСС. Возрожденная социология обратилась к исследованию изменений, происходивших в жизни народов, в межэтнических отношениях, поскольку Советский Союз был полиэтническим государством, в котором нерусские в 60-х годах составляли 45% населения*. 14 народов (35% населения страны) имели свои союзные республики, в 12 из которых титульный этнос являлся большинством'". Кроме того, в административном делении имелось 20 автономных республик (16 из них - в РСФСР), в пяти из которых тогда, а по последующим переписям в семи, титульный этнос составлял большинство' ' Практически все республики были полиэтническими, поэтому серьезные исследования социальных изменений в стране становились невозможными без учета этнического многообразия. Вообще, надо сказать, регулирование межэтнических отношений в России, в том числе и в советское время, всегда было нелегкой проблемой. На XX съезде КПСС этому вопросу - впервые после тридцатилетнего перерыва - был посвящен специальный раздел доклада, он многократно упоминался в выступлениях делегатов, как, впрочем, и на последующих съездах. Так постепенно начала вновь осознаваться потребность в социологических знаниях, отражающих реальную ситуацию изменений в жизни народов, их самосознании, межэтнических отношениях. Рождению этнической социологии содействовали и субъективные обстоятельства. В середине 60-х годов директором Института этнографии АН СССР (с 1990 г. - Институт этнологии и антропологии РАН) стал Ю.В. Кремлей - ученый широкого кругозора, заинтересованный в том, чтобы институт приобрел союзное признание актуальными исследованиями. Он знал, что в социальной и культурной антропологии на Западе в те годы происходили важные изменения, что изучение индустриальных обществ, социально значимых проблем современных народов, межэтнических отношений все более переходило к социологии. Социология и социальная психология с их макросоциальным подходом <поглощали>, как тогда говорили, этнологию современности. Такой вариант развития науки тоже был возможным. Но развитие советской социологии в тот период осуществлялось усилиями ученых, пришедших из других областей знания, в частности историков, философов и др. Ю.В. Кремлей пригласил в институт известных социологов И.С. Кона, 0.И. Шкаратана. Чуть раньше в институт были приглашены работать и авторы данной главы. Ю.В. Арутюнян <восстановил в правах> сельскую социологию, 0.И. Шкаратан - урбансоциологию, И.С. Кон работал в области социологии личности. Первоначальные научные интересы, с которыми пришли эти и другие ученые в Институт этнографии АН СССР в Москве и Ленинграде, сыграли очень большую роль в формировании этносоциологии как научного направления, возникшего <на стыке> социологии, социальной психологии и этнологии.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРЕДМЕТ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ» з дисципліни «Етносоціологія»