Необходимость знания о природе человека для педагогики. Выдвинув задачу создания науки «обо всех стремлениях и потребностях» человека как предпосылки воспитания, Фихте продолжал кантовское построение педагогической антропологии. В ее структуре различимы следующие лейтмотивы: природа личности, природа познания и выводимая из них и согласующаяся с ними природа воспитания. Забота о равномерном развитии всех задатков человека – первая цель педагогики, по Фихте. Она предполагает, прежде всего, знание всех его задатков, науку обо всех его стремлениях и потребностях, законченное определение всего его существа, настаивал великий мыслитель. В человеке есть стремление знать и в особенности знать то, что ему необходимо знать. Развитие этого главного задатка требует всего времени и всех сил человека. Если есть какая-нибудь общая потребность, которая настоятельно требует, чтобы специалисты посвятили себя ее удовлетворению, то именно эта потребность. Но одно знание задатков и потребностей человека без науки об их развитии и удовлетворении было бы пустым и бесполезным знанием. С этим знанием потребностей, следовательно, должно быть связано одновременно знание средств, при помощи которых они могли бы быть удовлетворены. Одно не может быть полным без другого, еще менее может стать деятельным и живым. Это знание должно стать полезным обществу, и, следовательно, дело не только в том, чтобы вообще знать, какие задатки человек в себе имеет и при помощи каких средств вообще их можно развить. Нужно еще знать, на какой определенной ступени культуры в определенное время находится то общество, членом которого мы являемся, на какую определенную высоту оно отсюда может подняться и какими средствами оно для этого должно воспользоваться. Об этом надо спросить опыт; надо философски подготовленным оком исследовать события предшествующих времен. Нужно направить глаза на то, что делается вокруг себя, и наблюдать своих современников. Эта последняя часть необходимого обществу знания является, следовательно, философско-исторической. Приобретение навыков называется культурой, и так же называется приобретенная определенная степень этого навыка. Культура различается только по степеням, но она способна проявлять себя в бесконечном множестве степеней. Она – последнее и высшее средство для конечной цели человека – полное согласие с самим собой, если человек рассматривается как разумно-чувственное существо. В современной терминологии эти высказывания Фихте значат: 1) для правильного воспитания необходима педагогическая антропология; 2) с ней обязана согласоваться педагогика; 3) педагогические правила должны конкретизироваться сообразно культурному уровню данного общества.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учение Фихте о человеке как субъекте воспитания» з дисципліни «Модернізація інституту сім'ї»