"Не существовало хозяйственной этики, которая была бы только религиозно де-терминирована. Совершенно очевидно, что она в значительной мере обладает чисто автономной закономерностью, основанной на определенных географических и исторических особенностях, которые отличают ее от обусловленного религиозными или иными моментами отношения человека к миру. Однако несомненно, что одним из детерминантов хозяйственной этики - именно только одним - является религиозная обусловленность жизненного поведения. Она, в свою очередь, также, конечно, испытывает в данных географических, политических, социальных, национальных условиях большое влияние экономических и политических моментов. ...В данной работе речь может идти лишь о попытке вычленить направляющие элементы жизнен-ного поведения тех социальных слоев, которые оказали наиболее сильное влияние на практическую этику соответствующей религии и придали ей черты, отличающие ее от других религий" [5, с. 44]. "Для каждой данной религии можно большей частью выделить слои, жизненное поведение которых было во всяком случае по преимуществу определяющим. Так, кон-фуцианство было сословной этикой литературно образованной светской рационалисти-ческой бюрократии. Религиозная (или, если угодно, иррелигиозная) этика этого слоя во многом вообще определила жизненное поведение китайцев.
265 Напротив, носителями раннего индуизма были литературно образованные пред-ставители наследственной касты, не занимающие никаких должностей, действовавшие в качестве своего рода ритуалистических пастырей отдельных людей и сообществ, а также в качестве несокрушимого центра сословного членения, которое они определяли. ...Буддизм распространялся странствующими нищими монахами, предававшимися со-зерцанию и отвергавшими мир... Ислам был вначале религией воинов-завоевателей, рыцарского ордена, состоявшего из дисциплинированных борцов за веру... Иудаизм стал после вавилонского пленения религией "народа пария"... И, наконец, христианство было вначале учением странствующих ремесленников, специфически городской рели-гией по своему характеру и оставалось таковой во все времена своего внешнего и внут-реннего расцвета - в античности, в средние века, в пуританизме" [5, с. 44-45]. "Религия крестьян" представлена в разные исторические эпохи в разных религи-озных системах, но "чем больше развитие культуры ориентировано на крестьянство (на Западе - в Риме, на Дальнем Востоке - в Индии, в Передней Азии - в Египте), тем силь-нее этот слой населения влияет на создание традиционных представлений и тем мень-ше этической рационализации достигает религия. ...Крестьяне очень редко являются носителями какой-либо иной религии, кроме исконной для них, магической" [1, с. 139]. Вебер рассматривает раннее христианство как "городскую религию". Если изра-ильская религия в эпоху до пророков была в значительной степени "религией кресть-ян", то уже для позднеиудейского общинного благочестия понятия "сельский житель" и "безбожник" были тождественны [1, с. 140], а в раннем христианстве язычник именует-ся просто сельским жителем (именно таково значение лат. paganus). Еще в официаль-ных доктринах средневековой католической церкви и у Фомы Аквинского крестьянин рассматривается как христианин более низкого ранга. Вебер показывает, что совершенно невозможно представить возникновение ор-ганизованной христианской общины, какой была первоначальная христианская общи-на, вне городской жизни. Раннехристианская община предполагает разрушение границ между родами, понятие "должности", восприятие общины как "института", служащего объективным целям корпоративного образования. Эти концепции были разработаны сначала в греческой культуре, а затем в римском праве. Специфические черты христи-анства как этической религии спасения и личного благочестия обрели почву именно в городе.
266 Так, именно в городах европейского средневековья качества христианства как этической религии все время поддерживались в противовес попыткам феодальной зна-ти выдвинуть на первый план ритуалистические и магические элементы. Вебер характеризует специфические черты "рыцарской веры", веры "бюрократи-ческой" (чиновничества), бюргерской - веры городского патрициата и ремесленников, непривилегированных низов и интеллектуалов и др. За исходный пункт Вебер берет не конкретную стратификационную систему - он выясняет, какой слой является типиче-ским носителем того или иного вида религиозности. Главное внимание он уделяет при этом выяснению характерного для того или иного слоя отношения к религии. Примером может служить анализ отношения к религии господствующей бюро-кратии. Ей присущи трезвый рационализм и идеал дисциплины и "порядка" как абсо-лютного мерила ценности. Отсюда - обычное для такой бюрократии глубокое презре-ние ко всякой иррациональной религии и в то же время - сознание ее необходимости для поддержания дисциплины, послушания масс. Так рассматривали религию в древности римские чиновники, такой же, по мне-нию Вебера, является позиция государственной и военной бюрократии в XX в. Все они внешне почитают религию как часть своих сословных обязанностей в той мере, в какой это выражается в признанных государством традициях. Правящая бюрократия не заин-тересована ни в самостоятельности церкви, ни в возникновении какой бы то ни было общинной религиозности сектантского типа. "Европейская бюрократия, разделяющая в общем подобное презрение ко всякой религиозности, вынуждена официально проявлять уважение к церковной религии, что-бы сохранить власть над массами" [1,с. 146]. Исследования, проведенные в конце 1990-х гг., показали, что самая нерелигиоз-ная из элит сегодня в современной России - экономическая. Лучше всего относится к русской православной церкви (РПЦ) и поддерживает ее интересы политическая элита. Это понятно, если учесть, что степень доверия населения к РПЦ неизмеримо выше, чем к другим институтам (правительству, милиции, судам, СМИ и т.д.): близость к церкви как бы "освящает" не пользующиеся доверием институты и политиков, и представляющая их церковь как бы передает им частичку своего авторитета. Хотя мно-гие российские политики явно неверующие, большинство демонстрирует официальную показную религиозность; для того чтобы просто заявить о своем неверии, не говоря уже о том, чтобы выступить против тех или иных позиций и интересов церкви, сегодня требуется большое мужество.
267 Между тем "политическая элита из всех элитарных групп в своем отношении к разным религиям... наиболее нетерпима и особенно нетерпима к религиям, наиболее опасным для сохранения связки "верующий русский - прихожанин РПЦ". ...Она из "светских" элит наиболее близка по своим идейным ориентациям к элите РПЦ. Состав политической элиты очень "пестрый ", в нее входят люди разных партий и идеологий и разных карьер - депутаты и чиновники. Тем не менее в целом ей свойственна и макси-мальная степень поддержки стремлений РПЦ, и националистически-великодержавная тенденция... и большее, чем в других элитарных группах, самоотождествление с госу-дарством" [14, с. 98, 114]. Вклад социологии религии в объяснение социальной стратификации определя-ется тем, что она помогает установить, каким образом религиозная принадлежность служит средством сплочения тех или иных социальных слоев. Значительно труднее судить о том, насколько социальный слой в большинстве своем прибегает к религиоз-ным средствам, чтобы выразить свои интересы. Во всяком случае, статусное несоответ-ствие (например, между экономическим господством и низким престижным рангом) могло послужить мотивом поиска религиозных средств его выражения и преодоления, в ряде случаев - через развитие новых религиозных движений. Проблема перехода из одной религии в другую. П. Сорокин [9, с. 179] рассмат-ривает проблему "религиозного расслоения" под углом зрения "религиозных перегруп-пировок" - перехода из одной религии в другую. Он отмечает, что, за исключением эпох острой религиозной борьбы, в нормальных условиях циркуляция индивидов из религии в религию сравнительно слаба и основные религиозные группы, особенно крупные, имеют устойчивые объемы. И лишь на протяжении столетий или тысячелетий религиозные перегруппировки в виде колебания объема религиозных групп оказыва-ются весьма значительными, вплоть до того, что одни из них исчезают, а другие появ-ляются: "Столетиями религиозное расслоение может оставаться почти неизменным. Затем вдруг наступает эпоха кризисов; начинается интенсивное религиозное брожение; индивиды массами начинают перекочевывать из одной религии в другую; одни религи-озные группы худеют, иногда исчезают совершенно; другие - появляются и растут с изумительной быстротой (примером таких эпох могут служить первые века распро-странения христианства, ислам, эпоха Реформации или современная эпоха распростра-нения религии социализма и т.д.). Затем снова наступает эпоха "затишья ", продол-жающаяся иногда десятки и сотни лет" [9, с. 432].
268 Сорокин полагает, что такая смена периодов религиозных движений и застоев связана с изменением всего социального уклада жизни населения, меняющего его нра-вы, стремления и чувства. Новая вера, появившись, сама оказывает воздействие на это изменение. Сорокина интересуют перспективы, связанные с религиозным расслоением. Он считает, что оно не исчезнет - это могло бы быть в том случае, если бы люди стали чле-нами одной религии, но это маловероятно. История, напротив, говорит не об уменьше-нии, а об увеличении числа религиозных групп, о росте религиозной гетерогенности общества. Меняются только формы верований, и потому "не приходится надеяться на исчезновение религиозного расслоения... по крайней мере в ближайшие столетия" [9, с. 432]. Более вероятным Сорокин считает ослабление антагонизма, вызываемого разли-чием верований. Предположения Сорокина о численной стабильности религиозных групп и их состава на протяжении сравнительно небольших промежутках времени получили под-тверждение. Исследования, проведенные в середине XX в., зафиксировали, например, что среди приверженцев конгрегационалистской церкви в конце 1940-х гг. в США 67% составляли представители высших и сред-. них слоев, а среди баптистов - только 32%. За прошедшие десятилетия эта разница несколько уменьшилась (прежде всего за счет миграции), но все еще имеет место. Чем это можно объяснить? Принимая во внимание, что США - наиболее харак-терная с точки зрения религиозного плюрализма страна, можно предположить, что для такого общества устойчивость связи религиозной принадлежности с социальным рас-слоением объясняется специфической для каждого слоя религиозностью и религиоз-ными запросами, которые учитывают и удовлетворяют разные церкви и деноминации (в одних сильнее подчеркнуты ритуалистические, в других - спонтанно-эмоциональные моменты и т.д.). Религиозный плюрализм в данном случае связан с существованием специфической для разных социальных слоев религиозности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сословия и религия» з дисципліни «Соціологія релігії»