Из сказанного ясно, что религия выполняет различные функции, удовлетворяя различного рода потребности индивидов и социальных структур. Функциональный подход оказался чрезвычайно плодотворным для изучения и объяснения религии как социального феномена. Но вместе с тем функциональный подход должен быть четко разработан и предполагает ряд ограничений. Пожалуй, самое важное - понимание того, что в разных обществах разные религии выполняют неодинаковые функции, т.е. уни-версальный функционализм как попытка просто перечислить функции религии, кото-рые она выполняет в любом обществе, или предположительно должна выполнять, не-приемлем. Кроме того, следует учитывать, что в функционалистских теориях религия функционирует как универсальный фактор интеграции и стабильности общества в зна-чительной мере потому, что общество заранее представляется как культурно-духовное целое, в котором интеграция и стабильность могут быть обеспечены только с помощью культурно-духовных факторов, религиозных символов. Но тем самым исключается возможность интеграции и стабильности общества на иной основе, нежели той, что образует "моральную общность" (по Дюркгейму), посредством иных социокультурных механизмов (показанных, например, Луманом). В современном развитом демократиче-ском обществе интеграция во все большей мере обеспечивается законодательством и системой права в целом. В обществе всегда действуют принуждение и насилие. Проблема интеграции во-обще не сводится к функции, выполняемой религией, - она входит в качестве одной из составляющих в слож-
197 ную систему взаимодействий. Религия может служить фактором дезинтеграции и быть в определенных отношениях дисфункциональной (например, в экономике, если она препятствует введению современных методов организации труда, развитию техни-ки). Одна и та же религия в разных контекстах, в разных социальных обстоятельствах может выполнять функции по своим социальным последствиям как позитивные, так и негативные, может быть фактором стабилизации в одних условиях и фактором, вызы-вающим конфликты и потрясения, - в других. Учитывая это, можно выделить четыре типа функций, наиболее характерных для религии и определяющих ее социальный облик: 1) функция значения, или смысло-полагания; 2) функция принадлежности, или идентификации; 3) функция социальной интеграции и стабильности; 4) функция сакрализации культурных ценностей, главным образом этических. Две первые функции обращены преимущественно к личности, две последние - к социальным структурам, культурной системе. Функцию значения, или смыслополагания, М. Вебер рассматривал как основную во всех религиях. Религия дает такую картину мира, такое понимание мироустройства, в котором несправедливость, страдание и смерть выглядят как имеющие некое значе-ние в "конечной перспективе". Это может быть уверенность в том, что выпавшие на чью-то долю незаслужен-ные страдания будут компенсированы посмертным воздаянием (и наоборот - зло будет наказано). Таков компенсаторный аспект этой функции. Но она может иметь и другие грани, напоминая, например, о том, что человек живет не одним только сегодняшним днем и не должен довольствоваться заботой о настоящем, а обязан помнить о цели человеческой жизни, - таким образом конкретизи-руется смысл жизни и применительно к данной конкретной личности, и к группе ил и обществу. Этот аспект "трансцендирования" - выхода в помыслах за пределы дня насущно-го и его забот и интересов - служит также напоминанием о том, что помимо собствен-ного Я, "своей" группы или "своего" общества есть другие и о них следует помнить и учитывать их интересы, т.е. признавать "другого" равным себе партнером: "возлюби ближнего своего, как самого себя". Религия с этой точки зрения - призыв к осмысленной жизни (или точнее - один из призывов). Проблема заключается в осуществлении этого призыва, в том, чтобы найти такие средства, кото-
198 рые, делая осмысленной жизнь одних индивидов или групп, не создавали бы больших трудностей для развития других. Таким образом, для социолога важно устано-вить не только функцию религии в целеполагании ("призыв"), но и в поиске действен-ного (в масштабах больших или меньших групп) механизма, помогающего сделать жизнь осмысленной. История свидетельствует и о постоянных призывах к гуманности, и о постоян-ном появлении, к сожалению, негуманных людей. Вопрос о функции религии как о "смыслополагании" - это еще и вопрос о том, содействует ли религия (и в какой мере) обретению смысла жизни конкретной личностью, группой, обществом. В статье "Православная церковь в России: недавнее прошлое и возможное буду-щее" игумен Иннокентий, ссылаясь на данные ВЦИОМ, отмечал, что в 1992 г. 47% на-селения назвали себя православными. Из них лишь около 10% более или менее регу-лярно посещают богослужение в храме (автор как практикующий священнослужитель полагает, что эта цифра завышена). Если говорить не только об этих православных, но и стремящихся в жизни соответствовать нормам христианской морали, то их число и 10 лет спустя составляет от 2 до 3% населения. Для большинства речь идет не о религиоз-ности, а о национальной самоидентификации: для этих людей считать себя православ-ными есть признак их "русскости". Религия выполняет функцию идентификации, и не только национальной. В со-временном обществе, характеризующемся большой социальной и "географической" мобильностью, чувство принадлежности, укорененности насущно необходимо. Есть и еще одно поприще, где религия выступает в этой роли, - индивидуальное развитие и изменение роли индивида на протяжении его жизни от детства к старости. Возрастные обряды - часть религиозной традиции во многих культурах. Речь идет о чувстве сохра-нения своей идентичности и, следовательно, самоутверждении, обретении индивиду-альности, внутренней целостности и осмысленности существования данной личности. Это не исключает того, что религия может оказывать и отрицательное воздействие на психологическое развитие личности, культивируя, например, нетерпимость или кон-формность. В той мере, в какой это влияние позитивно, религия способствует социали-зации личности. Дюркгейм считал наиболее важными в религии функции, способствующие под-держанию не столько индивидуальной, сколько коллективной идентичности. Религия решает эту функцию, объясняя место и значение данной группы среди других, насе-ляющих мир. Эта интегрирующая людей функция религии в традицион-
199 ных, еще достаточно однородных обществах весьма эффективна. В условиях дифференциации общества, в том числе и религиозной, возрастающего плюрализма ни одна из традиционных религий уже не способна выполнять эту функцию. То же отно-сится и к функции религии, способствующей посредством сакрализации норм и ценно-стей общества его стабильности. Возможности религии в этом отношении с развитием общества меняются. Социология религии связывает понимание функций и роли рели-гии с ее влиянием на ценности, нормы и культурные стандарты поведения в обществе, т.е. необходимые в любых социальных системах механизмы приспособления человека к условиям его существования.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Функции религии» з дисципліни «Соціологія релігії»