ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія релігії

Религиозная мотивация социальных действий. Религии спасения
Полемизируя с Марксом, Вебер доказывал, что "идеи" - важный фактор развития общества, что существует каузальная связь между этическими принципами, религиозными верованиями, правовыми нормами, с одной стороны, и экономической, политической и иными видами деятельности - с другой. Специфической для религии Вебер считал ее "смыслополагающую" функцию. Задача социологии - прояснить связь религии с социальными изменениями, в том числе - самыми радикальными, знаменовавшими собой крупные повороты в истории.
Сконцентрировав внимание на социологическом аспекте религии, т.е. религиоз-ной мотивации социальной деятельности, Вебер обратился к изучению главным обра-зом "мировых религий", которыми он считал имеющие наибольшее число последовате-лей и оказывающие наиболее ощутимое воздействие на ход истории.
Предпринятое Вебером исследование мировых религий беспрецедентно по сво-им масштабам: он изучал христианство, буддизм, ислам, иудаизм, китайские религии, индуизм, изучал детально и целенаправленно, выявляя, какой образ деятельности зада-ется тем или иным комплексом религиозных идей. Эти идеи воплощаются в каждой религии и соответствующее мировоззрение, которое включает помимо религиозных верований философские, этические, правовые и прочие идеи.
На основе сравнительного анализа мировых религий Вебер выделил три самых общих типа, каждый из которых задает специфический способ отношения к "миру". Каждому из этих трех типов свойственна своя установка, определяющая направление жизнедеятельности, вектор социального действия.
Один тип - конфуцианство и даосизм, религии Китая - это религии приспособ-ления к миру, два других - религии неприятия мира:
индуизм и буддизм, религии Индии - это религии бегства от мира', иудаизм и христианство, возникшие на Ближнем Востоке и впослед-

158
ствии распространившиеся по всему миру, - это религии овладения миром. В каждой из этих религий уживаются, образуя неповторимый сплав, противоречивые тенденции, определяя соответствующий образ и стиль жизни больших масс людей.
Мировые религии - это этические религии, религии спасения. Каждая по-своему учит служить добру и отвергать зло. Каждой присущ свой тип рациональности, задаю-щий общее направление дальнейшей рационализации как "картины мира", системы взглядов, культурных ценностей, так и социальной деятельности в ее разнообразных формах. С точки зрения Вебера, бессмысленно говорить о функции религии вообще, поскольку социальные последствия функционирования разных религий в разных соци-альных контекстах весьма различны. Скажем, в рамках христианской традиции скла-дываются существенно различающиеся способы рационализации социальной деятель-ности. Католицизм - лютеранство - кальвинизм предстают в веберовской интерпрета-ции как ступени углубления развивающегося процесса рационализации, как продвиже-ние по пути "расколдования мира". Начало этого процесса было положено предопреде-лившим все последующее первым шагом на пути рационализации, и этим шагом был переход от магии к религии. Этот сдвиг стал решающим, положив начало процессу дифференциации различных типов религиозно-этического отношения к миру.
По мере усиления напряженности между двумя мирами - "миром дольним" и "миром горним" - происходит религиозное обесценение посюстороннего мира, святое уходит из него. Хотя и не сразу, "этот мир" оказывается в распоряжении человека - как его мастерская.
Здесь, покоряя природу, реализуя свои цели, человек ощущает себя творцом. В иудео-христианской традиции Бог - это действующий Бог, Бог-творец. Человек соот-ветственно этому рассматривается как орудие божественного действия, божественного промысла. Отсюда - установка на активное действие, этическая установка, побуждаю-щая к действию в мире, а не бегству от него.
Существенно отличны по своей установке на отношение к миру религии Индии. В их учениях Бог имманентен миру, и поскольку божественное слито с миром, человек осознает себя не как орудие, а как сосуд, вместилище божественного начала; отсюда мистически-созерцательная установка на уклонение от мирских забот и деятельности, побуждение к пассивности.
Для Вебера изучение вклада протестантизма в капиталистическое развитие За-пада - только часть анализа влияния разных ре-

159
лигий на экономическое развитие и социальную жизнь в целом в разных культу-рах. Анализируя восточные религии, Вебер приходит к выводу, что они явились барье-ром, который помешал индустриальному развитию по западному типу таких стран, как Китай и Индия. Сложившиеся здесь общества базировались на иных ценностях по сравнению с теми, которые способствовали модернизации Западной Европы.
В начале своих исследований Вебер сосредоточился на анализе связи между ре-лигиозно-этическими принципами и формами экономической деятельности. Он срав-нивает различные религии, чтобы выявить, какую степень рационализации экономиче-ской деятельности допускает та или иная религиозная этика. Степень рационализации обратно пропорциональна силе влияния магического элемента, в разной степени при-сутствующего в каждой религии. Оппозиция "рациональное - магическое" рассматрива-ется в книге "Хозяйственная этика мировых религий" как один из основных инстру-ментов анализа.
Расколдование мира. На самом деле "расколдование мира" Вебер понимает как процесс, в результате которого из отношения "цель - средства" устраняются элементы магической практики, чтобы уступить место исключительно ориентированным на ус-пех, рационально обоснованным средствам, базирующимся на знаниях о мире. Истоки этого процесса - в пророческом иудаизме: отрицание всяческой идолатрии, запрет культов плодородия сводят мир, природу к неживой материи, которой противостоит Бог, действующий в истории. Своей кульминации этот процесс достигает а аскетиче-ском протестантизме, кальвинизме. Такова социально-историческая перспектива, в ко-торой Вебер анализирует воздействие религии на социальное изменение.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Религиозная мотивация социальных действий. Религии спасения» з дисципліни «Соціологія релігії»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит збору на обов’язкове державне пенсійне страхування
Основні цілі та порядок збільшення статутного фонду
ПРАКТИКА ВИКОРИСТАННЯ РІЗНИХ ФОРМ ФІНАНСОВОЇ САНАЦІЇ НА ПРИКЛАДІ ...
Кредитне забезпечення
РЕОРГАНІЗАЦІЯ, СПРЯМОВАНА НА УКРУПНЕННЯ ПІДПРИЄМСТВ (ЗЛИТТЯ, ПРИЄ...


Категорія: Соціологія релігії | Додав: koljan (16.12.2012)
Переглядів: 915 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП