Религиозная мотивация социальных действий. Религии спасения
Полемизируя с Марксом, Вебер доказывал, что "идеи" - важный фактор развития общества, что существует каузальная связь между этическими принципами, религиозными верованиями, правовыми нормами, с одной стороны, и экономической, политической и иными видами деятельности - с другой. Специфической для религии Вебер считал ее "смыслополагающую" функцию. Задача социологии - прояснить связь религии с социальными изменениями, в том числе - самыми радикальными, знаменовавшими собой крупные повороты в истории. Сконцентрировав внимание на социологическом аспекте религии, т.е. религиоз-ной мотивации социальной деятельности, Вебер обратился к изучению главным обра-зом "мировых религий", которыми он считал имеющие наибольшее число последовате-лей и оказывающие наиболее ощутимое воздействие на ход истории. Предпринятое Вебером исследование мировых религий беспрецедентно по сво-им масштабам: он изучал христианство, буддизм, ислам, иудаизм, китайские религии, индуизм, изучал детально и целенаправленно, выявляя, какой образ деятельности зада-ется тем или иным комплексом религиозных идей. Эти идеи воплощаются в каждой религии и соответствующее мировоззрение, которое включает помимо религиозных верований философские, этические, правовые и прочие идеи. На основе сравнительного анализа мировых религий Вебер выделил три самых общих типа, каждый из которых задает специфический способ отношения к "миру". Каждому из этих трех типов свойственна своя установка, определяющая направление жизнедеятельности, вектор социального действия. Один тип - конфуцианство и даосизм, религии Китая - это религии приспособ-ления к миру, два других - религии неприятия мира: индуизм и буддизм, религии Индии - это религии бегства от мира', иудаизм и христианство, возникшие на Ближнем Востоке и впослед-
158 ствии распространившиеся по всему миру, - это религии овладения миром. В каждой из этих религий уживаются, образуя неповторимый сплав, противоречивые тенденции, определяя соответствующий образ и стиль жизни больших масс людей. Мировые религии - это этические религии, религии спасения. Каждая по-своему учит служить добру и отвергать зло. Каждой присущ свой тип рациональности, задаю-щий общее направление дальнейшей рационализации как "картины мира", системы взглядов, культурных ценностей, так и социальной деятельности в ее разнообразных формах. С точки зрения Вебера, бессмысленно говорить о функции религии вообще, поскольку социальные последствия функционирования разных религий в разных соци-альных контекстах весьма различны. Скажем, в рамках христианской традиции скла-дываются существенно различающиеся способы рационализации социальной деятель-ности. Католицизм - лютеранство - кальвинизм предстают в веберовской интерпрета-ции как ступени углубления развивающегося процесса рационализации, как продвиже-ние по пути "расколдования мира". Начало этого процесса было положено предопреде-лившим все последующее первым шагом на пути рационализации, и этим шагом был переход от магии к религии. Этот сдвиг стал решающим, положив начало процессу дифференциации различных типов религиозно-этического отношения к миру. По мере усиления напряженности между двумя мирами - "миром дольним" и "миром горним" - происходит религиозное обесценение посюстороннего мира, святое уходит из него. Хотя и не сразу, "этот мир" оказывается в распоряжении человека - как его мастерская. Здесь, покоряя природу, реализуя свои цели, человек ощущает себя творцом. В иудео-христианской традиции Бог - это действующий Бог, Бог-творец. Человек соот-ветственно этому рассматривается как орудие божественного действия, божественного промысла. Отсюда - установка на активное действие, этическая установка, побуждаю-щая к действию в мире, а не бегству от него. Существенно отличны по своей установке на отношение к миру религии Индии. В их учениях Бог имманентен миру, и поскольку божественное слито с миром, человек осознает себя не как орудие, а как сосуд, вместилище божественного начала; отсюда мистически-созерцательная установка на уклонение от мирских забот и деятельности, побуждение к пассивности. Для Вебера изучение вклада протестантизма в капиталистическое развитие За-пада - только часть анализа влияния разных ре-
159 лигий на экономическое развитие и социальную жизнь в целом в разных культу-рах. Анализируя восточные религии, Вебер приходит к выводу, что они явились барье-ром, который помешал индустриальному развитию по западному типу таких стран, как Китай и Индия. Сложившиеся здесь общества базировались на иных ценностях по сравнению с теми, которые способствовали модернизации Западной Европы. В начале своих исследований Вебер сосредоточился на анализе связи между ре-лигиозно-этическими принципами и формами экономической деятельности. Он срав-нивает различные религии, чтобы выявить, какую степень рационализации экономиче-ской деятельности допускает та или иная религиозная этика. Степень рационализации обратно пропорциональна силе влияния магического элемента, в разной степени при-сутствующего в каждой религии. Оппозиция "рациональное - магическое" рассматрива-ется в книге "Хозяйственная этика мировых религий" как один из основных инстру-ментов анализа. Расколдование мира. На самом деле "расколдование мира" Вебер понимает как процесс, в результате которого из отношения "цель - средства" устраняются элементы магической практики, чтобы уступить место исключительно ориентированным на ус-пех, рационально обоснованным средствам, базирующимся на знаниях о мире. Истоки этого процесса - в пророческом иудаизме: отрицание всяческой идолатрии, запрет культов плодородия сводят мир, природу к неживой материи, которой противостоит Бог, действующий в истории. Своей кульминации этот процесс достигает а аскетиче-ском протестантизме, кальвинизме. Такова социально-историческая перспектива, в ко-торой Вебер анализирует воздействие религии на социальное изменение.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Религиозная мотивация социальных действий. Религии спасения» з дисципліни «Соціологія релігії»