Религия существует, будучи интегрирована обычно в общество и его культуру. Степень интегрированности, "сращивания" религии с социальной системой может быть большей или меньшей. Христианство, "пересаженное" из Византии в Киевскую Русь, долгое время вос-принималось как нечто чужеродное, как "чужая вера". Другой пример - буддизм, кото-рый у себя на родине, в Индии, не "прижился" и был в конце концов вытеснен индуиз-мом. Больше того, в определенных ситуациях та или иная религия может приходить в противоречие с существующими социальными системами, внося раскол в общество. Между тем функционалистская модель религии односторонне подчеркивает ее интегрированность в социальную систему как "норму" и склонна недооценивать асоци-альные религиозные проявления. С позиций функционализма трудно, например, объяс-нить тот факт, что отношение "религия - нация" может быть неоднозначным, тем более, когда одна и та же религия служит целям национальной консолидации (как католиче-ская церковь в Польше) и способствует ассимиляции влияний со стороны других наций (католицизм в Чехии). Для Дюркгейма религия - прежде всего основа целостности, стабильности обще-ства, "порядка" и тем самым - консервативная основа, направленная не на изменение, а на сохранение существующего, в чем заключается ее "охранительная" функция. Она воспринимается как производная, как следствие порождающей ее "социальной среды". Под этим углом зрения религия рассматривалась еще во времена Античности. Варрон, например, полагал, что сначала - "дела человеческие", гражданские ин-ституты, а уже производная от них - "дела божественные", религиозные установления. В рамках этой традиции религия рассматривается как выражение, как порожде-ние социальных процессов, как зависимая переменная, "надстройка" над основопола-гающими социальными отношениями. Фактам, свидетельствующим о религии в каче-стве "социального протеста" и стимула социальных перемен, не придавалось должного значения. "Деургическая" ипостась религии дол-
151 гoe время оставалась "за бортом" научного рассмотрения, в области мифологи-ческой и богословской интерпретации. Развитие общества, социальный прогресс в науке XIX в. преимущественно ин-терпретировался как процесс, преодолевающий противодействие религии и движимый развитием знания (О. Конт), производительных сил (К. Маркс), науки или других фак-торов. Эволюционизм в социологии утверждал идею объективной обусловленности развития: ход истории неостановим, общество живет, изменяясь со временем. Что каса-ется религии, то и она вовлечена в этот процесс перемен и изменяется вместе с другими социальными структурами. Ей отводилась пассивная роль в этом процессе, она рас-сматривалась как производная переменная, результат действия других факторов, вызы-вающих развитие. Вопреки этой традиции М. Вебер видит в религии активную силу социального процесса, стремится понять ее как фактор социального изменения. Макс Вебер, как никто другой из социологов, показал значение великих религи-озных движений как для дифференциации основных типов обществ, так и для создания (через институционализацию берущих в них начало ценностей) важного стимула к оп-ределенным видам изменений, что особенно наглядно проявилось в случае аскетиче-ского протестантизма, внесшего решающий вклад в развитие общества современного индустриального типа. Для понимания веберовской концепции социальной роли религии нужно иметь в виду те посылки, которыми он руководствовался в своих исследованиях религиозного поведения людей. Вебер исходил из того, что общественные институты, структуры, формы поведения функционируют на основе тех смыслов, которые придают им люди. В своей социальной деятельности люди следуют тем или иным одобряемым обществом образцам поведения. рели поведение ориентировано на достижение определенных це-лей и соотнесено каким-либо образом с ценностями, оно является осмысленным и, сле-довательно, преследуемые людьми цели и принятые ценностные ориентации направ-ляют и регулируют социальные действия людей, осуществляют их "рационализацию". Это значит, что решающие факторы социальной деятельности и развития общества коренятся в ценностях, нормах, культуре, способах рационализации поведения людей.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Религия и социальное изменение: М. Вебер» з дисципліни «Соціологія релігії»