Чтобы понять место и роль религии в обществе, надо иметь в виду общие условия и механизмы того, что Парсонс называет "социетальной интеграцией". Поскольку каждая действующая система основывается на принципиально независимых друг от друга носителях действий, должна ; быть устранена опасность конфликтов и дезорганизации посредством интегра-ции отдельных носителей действий в некой согласованной структуре социальной дея-тельности. В примитивном обществе такая интеграция является задачей общественной системы, в развитом обществе в результате дифференциации эта функция институали-зируется. Возникают разные способы санкционирования нормативных экспектации (при этом их содержание не зависит от способа санкционирования). Парсонс называет четыре таких способа:
145 1) наличие у основной части нормативной системы во всех высокоразвитых об-ществах правового статуса: права и обязанности имеют обязательные для всех опреде-ления, установленные государственными учреждениями; предусматриваются конкрет-ные наказания за их несоблюдение; специальным государственным органам поручается их истолкование и принудительное осуществление; 2) "моральное обоснование"; эффективность правовых систем во многом зависит от получаемой ими моральной поддержки (как систем, обладающих, с точки зрения большинства людей, на которых распространяется их действие, "внутренне присущей" им справедливостью); 3) не только "заинтересованность" в практической эффективности и умелости, но и обязательство действовать "рационально" к экономических и политических кон-текстах; 4) обязательная лояльность, которая требуется от индивида как члена коллекти-ва в обмен на солидарность, проявляемую этим коллективом по отношению к данному индивиду. Итак, функцию адаптации внутри общества как социальной системы, в первую очередь - приспособления к "физическим" условиям окружающей среды, обеспечивает экономическая подсистема; функцию целевой ориентации, которая обеспечивает такое положение вещей, при котором член общества не выдвигает разрушительных для об-щества конкурирующих целей, - прежде всего политическая подсистема (хотя опреде-ленный вклад вносят также семья и близкое окружение); функцию интеграции, по-скольку речь идет о нормах, призванных служить руководством к действию для от-дельных исполняющих роли людей и для коллективов, - правовая подсистема, которая подкрепляется еще несколькими неправовыми способами санкционирования, среди которых особое место занимает "моральная" санкция.101
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социетальная интеграция» з дисципліни «Соціологія релігії»