Учёными давно осознано, что мифы являются не пережитками давно ушедшего прошлого, но весьма активными, хотя и не всегда осознаваемыми элементами коллективного бессознательного. Некоторые базовые мифологические сюжеты укоренены в человеческой психике, и, воздействуя на них, можно эффективно формиро-вать общественное мнение. Поэтому различные мифы активно эксплуатируются имид-жмейкерами. Какие мифы являются наиболее устойчивыми? Например, миф о Герое, спасителе и заступнике. Этот миф самым естественным образом проецируется массовым сознани-ем на политических лидеров. Специалистам по паблик рилейшнз остаётся только усили-вать эту тенденцию, добавляя политикам «мифологические» и «героические» черты. Мифологическое сознание хранит не только позитивный образ Героя, но и его не-гативное отражение — воплощение зла, антигероя. В христианстве и исламе этот персо-наж представлен в образе сатаны. В более древних мифологических системах — в образе злого бога, противостоящего богам добрым и благожелательным к людям. Мифологический образ «антигероя» может проецироваться на политических со-перников или персонажей, которые «стягивают» на себя все негативные настроения об-щества и подчёркивают тем самым хорошие черты других политических персон. На-гляднейший пример такого «исчадия зла» в российском массовом сознании — это, ко-нечно, «во всем виноватый» А. Чубайс. К лагерю «злых сил» примыкают и ненавистные народу «олигархи». Противостояние «добра» и «зла» — вечный мифологический сюжет, который ис-пользуется в политике довольно активно. СССР именовался американской пропагандой «империей
зла». Сегодня «мировым сатаной» рисуют США исламские фундаменталисты и их сторонники. Весьма живучими мифами являются «миф о золотом веке», благом состоянии че-ловечества в далёком прошлом, в некие изначальные времена, и миф о наступлении Царства Божия, переносящий благое состояние в неопределённо далёкое будущее. Миф о золотом веке проявляет себя в искусственном приукрашивании прошлого, миф о гря-дущем Царстве Божием — в глобальных попытках создать «совершенное общество». Создать свой собственный «маленький рай» здесь и сейчас нередко призывает реклама различных товаров, иногда прямо используя «райскую» символику — ангелов, облака, неземной красоты пейзажи — в связи с продвижением конфет, йогуртов и сти-рального порошка. Католическая церковь уже заявляла свой протест по этому поводу, но никаких последствий это не возымело.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мифологизация» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»