ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія масової комунікації

Усвоение языка и опосредованного им социального опыта
Усвоение языка и опосредованного им социального опыта — необхо-димое условие формирования человеческой личности. Человек становится полноценным человеком именно по мере освоения им социального опыта и культурного наследия, что невозможно вне языкового общения.
Благодаря языку формируется культура — бесконечно разнообразный мир смы-слов и значений, возникающих, меняющихся и сохраняющихся в процессе постоянной коммуникации. Язык не возникал как средство познания мира. Он формировался как ин-струмент социального взаимодействия, обеспечивающий адаптацию человеческого вида к среде. Однако возникновение языка, необходимость овладения им для развития человека сделали возможным и необходимым и процесс познания мира, означающий, в конечном итоге, освоение тех значений, которые закодированы в языке.
Познание теперь означает не просто непосредственный опыт (такой вид «познания» доступен и животным), но усвоение информации о мире. И возможности такого познания безграничны. Язык выводит человека далеко за границы непосредственного опыта. Фор-мируясь, язык создаёт не только средство для познания, но и сам объект познания. Язык не отражает реальность. Он её конструирует — для человеческого сознания.
1 Maturana U., Varela F. The tree of human understanding. — http:// www.uic.nnov.ru/chi-bin/htconvent.cgi7maturana.txt
«Язык никогда никем не изобретался только для того, чтобы воспринять внешний мир. Следовательно, язык не может быть использован как орудие для открытия этого ми-ра.


Скорее, именно с помощью оязычивания акт познания порождает мир в той пове-денческой координации, которая есть язык. Мы проводим свои жизни во взаимной лин-гвистической сопряжённости не потому, что язык позволяет нам раскрывать самих себя, но потому, что мы образованы в языке в непрерывном становлении, которое мы творим с другими. Мы находим самих себя в этом... взаимосопряжении не в качестве предшест-вующего референтного соотнесения и не в качестве соотнесения с некоторым началом, а как непрестанную трансформацию в становлении лингвистического мира, который мы строим вместе с другими человеческими существами»1.
Средства и формы коммуникации изменялись и совершенствовались в процессе культурного развития человека. На протяжении тысячелетий устная коммуникация, ком-муникация как непосредственное общение в ситуации «лицом к лицу» была фактически единственной. Именно эта форма социальной коммуникации лежит в основе традиции как механизма сохранения и передачи культурного опыта.
При данной форме сохранения культурного наследия огромную роль играет челове-ческая память — сохраняется лишь то, что люди помнят. Трансляция культурных значе-ний происходит в ходе непосредственной повседневной деятельности, вплетена в при-вычный уклад жизни. Не существует специализированной деятельности, направленной «только на обучение», только на передачу информации. Человек, действуя, осваивает культурный опыт. Это касается и хозяйственных навыков, и религиозных верований.
Традиция как механизм наследования культурного опыта обычно ассоциируется с косностью и неподвижностью, отторжением нового. Отчасти это действительно так, ведь традиция — опыт предков, опыт предшествующих поколений, обладающий, с точки зре-ния традиционного сознания, непререкаемым авторитетом. И тем не менее сама специфи-ка функционирования традиции, форма коммуникации, на которой она базируется, пре-вращает традицию в живое и подвижное явление.

1 Matumna U., Varela F. The tree of human understanding. — http:// www.uic.nnov.ru/chi-bin/htconvent.cgi7maturana.txt


Ведь если традиция передаётся «из уст в уста», если единственный способ хранения ин-формации — человеческая память, то это неизбежно порождает как искажения, так и воз-никновение новых элементов. Что-то неизбежно забывается, что-то, напротив, добавляет-ся. Таким образом, традиция несёт в себе и постоянство, и изменчивость. Однако специ-фика традиционного сознания такова, что даже новые элементы традиции трактуются как древние, унаследованные от предков.
Общества, где доминирует устная традиция, живут как бы вне времени, для них не существует истории. События, имевшие место несколько десятков лет назад, рядоположе-ны гораздо более давним. Прошлое быстро превращается в миф и легенду. То же самое касается выдающихся личностей, память о которых быстро обрастает вымышленными де-талями, благодаря чему они нередко превращаются в персонажей мифов, наряду с боже-ствами и духами. Общество, где доминирует устная традиция, живёт как бы в вечном на-стоящем, воспроизводя опыт прошлого и не ожидая никаких изменений в будущем. Всё, что может произойти, уже когда-то происходило.
Возникновение письменности — новой формы сохранения информации и нового способа коммуникации — стало следующим важным этапом в развитии культуры.
Самым ранним прообразом письменности были мнемонические знаки — зарубки на дереве, узелки («узелковое письмо»), татуировки, т.е. различные символы, которые должны были помочь сохранить в памяти некую значимую информацию. Даже сегодня мы ис-пользуем подобные знаки. Но с помощью мнемонических знаков можно было сохранить лишь ограниченный объём информации, кроме того, понять смысл этих знаков мог лишь достаточно узкий круг людей.
Достаточно рано — ещё в эпоху неолита — возникает так называемое пиктографи-ческое письмо — иными словами, последовательный ряд «картинок», реалистично изо-бражавших предметы, явления или события. Пиктографическое письмо не является пись-мом в полном смысле слова, так как фиксирует не саму речь, а её содержание.
Собственно письмо возникает тогда, когда графические символы начинают фикси-ровать элементы речи. Письмо характеризуется постоянным составом используемых зна-ков (хотя со временем и количество, и начертание знаков могут меняться). Каждый знак фиксирует либо слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук. Формы ис-пользуемых знаков могут быть различными: изобразительно-рисуночными, геометриче-скими и т.д. Но важна не форма, а суть — письмо позволяет фиксировать элементы речи. Однако разные типы письма решают эту задачу с разной степенью эффективности.
Идеографическое письмо подразумевает использование графических знаков (как реалистичных «картинок», так и довольно схематичных, абстрактных изображений), имеющих довольно широкое поле значений.
Например, изображение руки может означать и слово «рука», и слова «брать», «дер-жать», «править» и др. Возможности идеографического письма для передачи информации ограничены именно в силу «многозначности» используемых графических символов. По-этому подобный тип письма существовал лишь как переходный к словесно-слоговому (логографически-силлабическому).
Словесно-слоговое письмо сохраняет многозначность графических символов. Однако в нём используются дополнительные знаки, уточняющие значение слов. Несмотря на свою «громоздкость» и сложность, словесно-слоговое письмо позволяло передавать лю-бую информацию — от хозяйственной отчётности до религиозных мифов. Однако освое-ние этого типа письма было довольно трудоёмким процессом, поскольку число исполь-зуемых знаков могло исчисляться сотнями и даже тысячами.
К словесно-слоговому типу письма относятся письменность Древнего Египта и Ки-тая, шумерское, критское письмо, письмо майя и др. Не все древние системы словесно-слогового письма расшифрованы. В современном мире единственной сохранившейся сис-темой словесно-слогового письма является китайская.
Силлабическое письмо использует знаки, передающие последовательности звуков. Элементы такого письма могли присутствовать и в словесно-слоговой системе письма, и само силлабическое письмо могло возникать в результате упрощения словесно-слогового. Силлабическое письмо в древности было распространено в Индии, Юго-Восточной Азии.
В силлабическом письме меньше знаков, чем в словесно-слоговом, но, тем не ме-нее, гораздо больше (сотни), чем в привычном для нас алфавитном письме.
В алфавитном письме один знак (буква) передаёт, как правило, один звук (при этом гласные звуки могут не передаваться на письме). Источником алфавитного письма было финикийское письмо. Финикийский протоалфавит, включавший всего 22 знака, помимо Малой Азии был воспринят (и, естественно, видоизменён с учётом особенно-стей языка) в Греции и Италии, дав начало западным алфавитам и, вполне можно ска-зать, западной цивилизации. Начало «западным алфавитам» дало греческое письмо, воз-никшее, вероятно, в VIII веке до н. э.
Славянское письмо (кириллица) возникло на основе добавления новых специфиче-ски славянских фонем («ш», «ч» и др.) к византийскому греческому алфавиту (хотя ещё до культурных контактов с греками у славян, возможно, применялось своё письмо. До сих пор неясно, например, происхождение другого славянского письма, вытесненного более поздней кириллицей, — глаголицы).
Алфавитное письмо гораздо удобнее и «демократичнее» иных видов письма. Оно позволяет кодировать информацию любого уровня сложности, включая абстрактные ло-гические построения. В то же время освоение алфавитного письма требует гораздо меньших затрат времени и усилий. Не случайно, что древние идеографические и словес-но-слоговые системы письма существовали в обществах, где сформировалось мощное жречество, являвшееся главным хранителем письменной традиции, и грамотность была доступна далеко не всем. Овладение грамотностью (например, в Древнем Египте) от-крывало путь к успешной карьере — профессия писца была весьма уважаемой. Там, где возникло алфавитное

письмо, грамотность была распространена гораздо шире (однако помимо сложности или простоты письма существовали и другие, специфически социальные факторы, которые могли препятствовать или способствовать распространению грамотности).
Возникновение нового типа коммуникации — коммуникации, опосредованной гра-фическими символами, кодирующими содержание устной речи, — повлекло за собой множество важных социальных и культурных последствий.
Письмо позволяло хранить информацию. Таким образом, человеческая память пере-стала служить единственным «вместилищем» культурного наследия. Новый эффективный способ хранения информации открывал путь для фактически неограниченного её накоп-ления. С появлением письменности стало возможным фиксировать исторические события, и таким образом у человечества возникло реальное, а не мифическое прошлое.
Письменность позволила накапливать знания об окружающем мире, что создало ус-ловия для возникновения древней науки. С появлением письменности кодифицировались и религиозные мифы, появлялись священные тексты и священные книги, что также озна-чало усложнение, обогащение культурного наследия.
Следует отметить, что наряду с письменностью, передававшей собственно речь, воз-никали и другие системы графических символов — например, символы, связанные с развитием технических и математических знаний.
Письмо изменило характер коммуникации, сделав возможными «опосредованные» её формы, не требующие непосредственного присутствия участников. С помощью письма стала возможной коммуникация между людьми, разделёнными не только пространством, но и временем.
Письмо способствовало усложнению культуры общества, создав так называемую «письменную», или «высокую» культуру «учёных», образованных людей. Представители письменной культуры жили в ином, гораздо более насыщенном информационном про-странстве, нежели неграмотные носители устной традиции. В традиционных обществах доступ


к письменной культуре служил одним из социальных «разграничителей», отделявших привилегированное меньшинство от неграмотного и бесправного большинства. Массовый доступ к образованию («письменной культуре»), характерный для современных обществ, — явление, фактически уникальное в истории.
Создание письменности способствовало кодификации языковых норм, создавались предпосылки для формирования «литературного», «правильного» языка. Усложнялась и структура языка. Коммуникация, опосредованная письменным текстом, не позволяла ис-пользовать дополнительные каналы коммуникации, что возможно при непосредственном общении (жесты, мимика). Письменная коммуникация не даёт возможности «переспро-сить» собеседника, чтобы достичь лучшего понимания. Поэтому развитие письменной коммуникации способствовало постепенному совершенствованию языковых средств пе-редачи информации — появлению сложноподчинённых предложений, различных спосо-бов структурирования текста — например, выделение абзацев, раздельное написание слов и др. Всё это способствовало развитию навыков абстрактного мышления.
Формирование письменности тесно связано с другим важным и переломным процес-сом в развитии человеческих обществ — появлением древних государств. Письменность позволяла усовершенствовать управление.
Во-первых, появилась возможность формулировать и фиксировать правовые нормы. Во-вторых, возникло «дистанционное» управление — с помощью указов, распоряжений, посланий правитель мог отдавать приказы и контролировать подчинённых, не находясь непосредственно рядом с ними. Письменность позволила формализовать процесс управ-ления, сделать его более упорядоченным.
Наконец, письменность способствовала и усовершенствованию хозяйственной дея-тельности. Наиболее древние письменные документы, дошедшие до нас, — это не только указы правителей и надписи, прославляющие их деяния, но и материалы по хозяйствен-ной отчётности, связанные с деятельностью древних храмов, а также и обычных купцов.
Однако письменное наследие древних цивилизаций не ограничивается только этим.
Таким образом, возникновение письменности было непосредственно связано с фор-мированием древних цивилизаций, с выходом человечества на следующий, новый этап исторического развития. Литературные произведения, религиозные и философские уче-ния, описания жизни различных народов древности, даже частная переписка, дошедшие до нас благодаря письменности, позволяют воссоздать, хотя и не полностью, облик древ-них цивилизаций. Именно письменность сделала возможным понимание их духовного мира, т.е. коммуникацию между разными эпохами. «Бесписьменное» прошлое человече-ства до сих пор остаётся «немым». Предметы материальной культуры, дошедшие до нас, позволяют лишь строить догадки о том мире идей, представлений и верований, в котором жили их создатели.
В эпоху древности и Средневековья письменная культура была достоянием мень-шинства. Письменная коммуникация соседствовала с устной коммуникацией, домини-рующей в традиционных обществах. Изобретение письменности позволило тиражировать тексты. Но это делалось чаще всего с помощью переписывания, поэтому количество тек-стов в традиционных обществах было весьма ограниченным.
Положение изменилось радикальным образом тогда, когда в западных странах начал рушиться сам тип традиционного общества. Процессы развития капиталистической эко-номики, изменения социальной структуры и культуры повлекли за собой и изменение форм коммуникации. Об этом будет сказано подробнее далее.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Усвоение языка и опосредованного им социального опыта» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Подвоєння та подовження приголосних
СУЧАСНИЙ КЕЙНСІАНСЬКО-НЕОКЛАСИЧНИЙ СИНТЕЗ У ТЕОРІЇ ГРОШЕЙ
Період окупності
Основи організації, способи і форми грошових розрахунків у народн...
Комп’ютерна телефонія — поняття і застосування


Категорія: Соціологія масової комунікації | Додав: koljan (15.12.2012)
Переглядів: 819 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП