ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Соціологія масової комунікації

Сущность и функции коммуникации
Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача) — процесс обмена информацией, который происходит в любом обществе. Совместная деятельность людей, воспроизводство и создание культурного наследия представляют собой передачу и вос-приятие тех или иных сообщений.
Процесс коммуникации является свойством многих сложных систем. Поэтому, гово-ря о человеческом обществе, обычно употребляют термин «социальная коммуникация».
Социальная коммуникация включает в себя ряд составляющих:
■ субъекты коммуникации (индивиды, группы, институты);
■ средства коммуникации;
■ содержание коммуникации, определённые смыслы и значения, транслируемые в ходе взаимодействия;
■ коммуникативная среда, в которой происходит обмен информацией (в зависимо-сти от особенностей коммуникативной среды одни и те же знаки могут истолковываться по-разному).
Коммуникация в человеческих сообществах (в отличие от коммуникации в сообще-ствах животных) всегда является символической — опосредованной определёнными смыслами и значениями, которые присваиваются вещественным или невещественным объектам (словам, предметам, изображениям, действиям, жестам и т.д.), служащим сред-ствами коммуникации.
Важнейшим средством коммуникации является язык. Коммуникация, осуществляемая посредством языка, называется вербальной коммуникацией и является для человека основной. Однако наряду с вербальным языком существуют другие системы символов — невербальные, которые также служат посредниками в коммуникативном про-цессе. Это мимика, жесты, а также так называемые «вторичные языки» — азбука Морзе, языки программирования и др.
В качестве языковой системы — знаковой системы — может быть рассмотрена и культура в целом, и её «подсистемы» — искусство, наука, религия и т.д., также использующие специфические «языки». Например, сложной знаковой системой является русская иконопись. Каждый элемент изображения имеет особый символический смысл — распо-ложение фигур, их размер и позы, цвет одеяний и фона и т.д. Люди, не знающие специфи-ческого языка иконы, не способны воспринять всю информацию, которую она несёт, и за-мечают только непривычный стиль изображения, кажущийся им «примитивным».
По определению немецкого философа Э. Кассирера, человек есть существо, творя-щее символы. И действительно, человек воспринимает мир и действует в нём исходя из определённых смыслов и значений, которые он сам присвоил объектам этого мира. Любой объект, наделённый значением, может быть рассмотрен как символ. Коммуникация как обмен значениями, интерпретация и создание символов есть одновременно процесс кон-струирования и поддержания реальности, в которую погружён человек. Мы видим мир сквозь призму символов, составляющих нашу культуру. Культура же существует лишь благодаря непрерывной коммуникации.
Коммуникация может быть устной, письменной, визуальной (передача сообщений с помощью зрительных образов) и др. Различные виды коммуникации предполагают спе-цифические формы кодирования передаваемой информации. Буквы алфавита, иероглифы, цифровая и нотная запись — всё это различные формы кодирования информации.
По способу передачи информации коммуникация может быть непосредственной (прямой) и опосредованной (непрямой).
Непосредственная коммуникация предполагает передачу сообщения, обмен ин-формацией в ситуации прямого взаимодействия. Опосредованная коммуникация может происходить и без личных контактов между отправителем сообщения и его реципиен-том. Для возникновения подобного типа коммуникации необходимо было изобретение дополнительных способов хранения и передачи информации помимо устной речи. Так, появление письменности сделало возможным обмен информацией между людьми, раз-делёнными не только пространством, но и временем.
Коммуникация — это не только «обмен» сообщениями, знаками, сигналами. Это процесс, в ходе которого субъекты воздействуют на поведение друг друга. Таким обра-зом, коммуникация существует везде, где существует совместная деятельность. Собст-венно коммуникация — это необходимое условие совместной деятельности и, в конеч-ном итоге, выживания — как в сообществах животных, так и в человеческом обществе. Формы и средства коммуникации не только изменялись в процессе культурного разви-тия, но и сами становились значимым фактором культурных и социальных изменений.
Возникновение вербального языка означало качественный рывок в эволюции форм коммуникации. Язык даёт возможность оперировать не только «реальными» объектами, но знаками, образами объектов, при этом не только реальных, но и возникающих благо-даря самому наличию языка. У. Матурана пишет: «...появление языка у людей и всего того социального контекста, в котором язык возникает, порождает новый (насколько нам известно) феномен — разум и самосознание как наиболее глубокий жизненный опыт человечества. Не обладая соответствующей историей взаимодействий, проникнуть в эту присущую человеку сферу невозможно (вспомним хотя бы девочку-волка). В то же самое время разум как некий феномен оязычивания в сети социального и лингвистиче-ского сопряжения не есть нечто такое, что находится в мозге. Сознание и разум лежат в области социального сопряжения — именно там источник их динамики. Как часть соци-альной динамики человека, разум и сознание участвуют

в выборе пути, по которому следует наш онтогенетический структурный дрейф. Кроме того, поскольку мы существуем в языке, порождаемые нами дискурсные области (поля суждений) становятся частью нашей области существования, равно как и фрагментом ок-ружающей среды, в которой мы сохраняем идентичность и адаптацию»1.
Таким образом, не сам феномен коммуникации, а новая форма коммуникации, став-шая достоянием человека в определённый момент эволюции, способствовала возникнове-нию качеств, выделивших человека из животного мира.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Сущность и функции коммуникации» з дисципліни «Соціологія масової комунікації»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит платежів за ресурси
Омоніми, омофони, оморфми і омографи
Аудит надходження запасів
Технологічний процес виготовлення ДСП
Довгострокове кредитування як форма участі банку в інвестиційному...


Категорія: Соціологія масової комунікації | Додав: koljan (15.12.2012)
Переглядів: 836 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП