По-видимому, при определении цивилизации следует исходить из того, что формация характеризует структуру обществ, систему взаимоотношений между его основными сферами-системами. Цивилизация характеризует качество обществ, т.е. совокупность существенных в данном отношении свойств общества или этапа в развитии человечества. Это предполагает иной, нежели формационный, подход к их анализу. Поэтому, на наш взгляд, нужно различать цивилизованность как характеристику субъекта и цивилизацию. Цивилизованность субъекта представляет систему устойчивых и существенных черт его культуры, являющуюся достижением данного субъекта, в результате сравнительного отличия от предыдущих этапов своего развития и других субъектов, обществ, что позволяет говорить о достижении как относительной характеристики культуры в цивилизации. Таким образом, цивилизованность есть оценочная характеристика культуры разных субъектов: индивида, социальной общности, социального института, общества, человечества. Очевидно, что критерии цивилизации могут быть совершенно разными, что делает различие между культурой субъекта и его цивилизацией относительным и достаточно размытым. На наш взгляд, цивилизация представляет систему устойчивых и существенных черт, характеризующих общество в совокупности основных социальных сфер, со стороны их отличия от предыдущих этапов своего развития и других обществ. Такими существенными чертами являются социальный идеал, ценности обществ, традиции и обряды, объединяющие людей в историческую общность, а так же типичные социальные институты (экономические, политические, духовные). Таким образом,
цивилизация представляет собой и социальную общность людей, и совокупность социальных институтов, отличающих данное общество или этап в развитии человечества от других.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Цивилизованность субъекта и цивилизация» з дисципліни «Соціальна конфліктологія»