Контент как ресурсный элемент социальной структуры
Для целей настоящей работы важно обратить внимание читателя на тот факт, что контент - это не вещь, не набор символов, но форма проявлений социальных отношений1. Именно благодаря контенту исследователи получают доступ к первичному социологическому материалу, позволяющему понять, как в киберпространстве индивиды осуществляют коммуникативные взаимодействия, моделируют и структурируют свой социальный мир, используют общие ресурсы. Объяснение указанного феномена, на наш взгляд, состоит в том, что создание и распространение контента затрагивают глубинную личностную мотивацию, связанную с социальной сущностью человека, отражаемой в потребности межличностной коммуникации. Производство, восприятие и распространение контента являются важнейшими функциями социальной деятельности, осуществляемой людьми в киберпространстве2. Анализ циркулирующего в рамках социальных структур контента - это прежде всего анализ процессов социального обмена. При этом акторы «инвестируют» в создание контента свое время, материальные средства
1 Как отмечают американские исследователи С. Хэйторнтвайт (С. Haythornthwaite) и Барри Уэллман, в компьютерных сетях даже простой сбор информации выступает в качестве одной из форм социальных взаимодействий (см.: Haythornthwaite С, Wellman В. Work, friendship, and media use for information exchange in a networked organization // Journal of the American Society for Information Science. 1998. Vol. 49 № 12. P. 1101-1114). 1 Американский исследователь Джеймс Бениджер писал о том, что «обработка информации является самым существенным в осознанной деятельности» (см.: BetugerJM. The Control Revolution: Technological and Economic Origins of the Information Society. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986). 228
и творческие способности, зачастую даже не рассчитывая на какую-либо материальную отдачу от сделанного. В соответствии с точкой зрения Джона Хэгеля (John Hagel) и Артура Армстронга (Arthur Armstrong), созданный участниками виртуального сетевого сообщества контент представляет собой особую ценность для развития социальной структуры исходя из следующих факторов: • служит привлечению новых участников; • способствует усилению лояльности акторов по отношению ксообществу; • позволяет более тонким образом осуществлять рекламу и маркетинг внутри сетевого сообщества; • обеспечивает детальную и недорогую демографическую информацию относительно интересов участников сообществ3. Те же американские исследователи Джон Хэгель и Артур Армстронг обращают внимание на тот факт, что знания, контент и иные ресурсы, произведенные участниками виртуальных сетевых сообществ, придают новое качество объединению пользователей в группу. В частности, указанные авторы пишут: «Важнейшая характеристика сетевых сред заключается в их способности фиксировать и накапливать созданное участниками информационное наполнение. Виртуальные сообщества обладают способностью осуществления коллективной экспертизы по самой различной проблематике, и накопленные сообществом экспертные знания превосходят знания любого отдельно взятого эксперта»4. При этом под контентом будем понимать содержимое файлов, которые в киберпространстве являются носителями сигналов, декодируемых пользователями в какой-либо форме5. Русскоязычными эквивалентами слова «контент» (content) «могут быть — содержание и содержимое, суть, сущность, объем, емкость, вместимость»6. Контент является главной формой представления типич-
' Hagel J, Armstrong A. Net Gain: Expanding Markets Through Virtual Communities. Boston, MA; Harvard Business School Press, 1997. P. 8-12. ' Ibid. P. 155. s В начале XXI в. представление контента в телекоммуникационных сетях производится либо в виде текста, либо в виде графики. При этом очень редко встречаются сайты с потоковым видео или качественным звуковым наполнением. Такой подход объясняется достаточно низкой пропускной способностью значительной части телекоммуникационных сетей. В последнем случае мы можем вести речь об одной из форм осуществления информационной стратификации. Вместе с тем развитие программных и технических артефактов способствует изменению соотношения между размещением в киберпростравстве тех или иных форм контента. • Землянова ЛМ. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 100. 229
ных форм символических взаимодействий, релевантных для социальной системы киберпространства. Без контента, а также без определенного минимума знаний акторов о том, как с контентом взаимодействовать, существование социальных структур в кибер-пространстве невозможно. Для участников сетевых сообществ получаемая информация часто служит в качестве основы для кристаллизации тех или иных умозаключений7, а формы ее представления отражают кросс-культурные особенности функционирования национальных сегментов киберпространства8. Свойства контента как социального ресурса могут быть: - лингвистическими; - коммуникативными; - мнемоническими («социальная память). В дальнейшем, по тексту параграфа, мы детально рассмотрим указанные ресурсные свойства. Завершим же рассмотрение темы изучением особенностей обработки и хранения контента. Контент можно рассматривать не только как одну из форм социального ресурса виртуальных сетевых сообществ, но и как материализацию социальной среды9. В виртуальной среде особенно ярко проявляется постулат, в соответствии с которым в то время как физические и биологические системы развиваются в рамках уже существующих окружающих сред, социальные же системы в своем развитии сами способны создать окружающую среду. Ярким подтверждением приведенного тезиса является социальная среда киберпространства, материализацией которой и выступает контент. При этом виртуальные миры, подобно их офлайновым аналогам, состоят из содержания и формы10. Содержание имеет отно-
7 Американские авторы использовали бы в этом случае неологизм tsensemaking* (см.: Weick K£.Sensemaking in Organizations. Thousand Oaks, CA: Sage, 1995). 8 Поясним приведенный тезис на примере использования возможностей сети Интернет печатными изданиями Европы и Америки. Если в США традиционные газеты представляют полностью или фрагментарно свои материалы в электронной форме, доступ к которой бесплатен, то в Европе ситуация прямопротивоположная. Крупные газеты или представлены в телекоммуникационных сетях электронными«визитными карточками», или доступ к контенту осуществляется за плату. Такая же ситуация сжурналами по проблематике культуры, науки, искусства. Она приводит к тому, что европейцы особытиях предпочитают узнавать через англоязычные издания, что не только усугубляет ситуацию сразвитием европейских электронных медиа, а также не способствует развитию медийной культурыСтарого Света, но и служит фактором когнитивно-семантической стратификации пользователей. 9 При этом мы оставим вне рамок нашего исследования проблему создания и распространениядеструктивного контента, к которому относится спам, компьютерные вирусы и т.д. В англоязычной литературе вредоносное ПО получило название tmalware*. 10 Еще до появления глобальных компьютерных сетей, канадский футуролог и культуролог МаршалМаклюен отмечал, что телевидение было уникально не столько в содержании передаваемой информации, сколько в форме трансляции контента. Сегодня аналогичные параллели можно провести ипо отношению к сети Интернет и другим телекоммуникационным сетям (см.: McLuhan M. Op. cit.). 230
шение к поведению человека как личности, форма же материализуется в символах. Так, Энтони Гидденс писал: «Знаки "существуют" только как средство и итоговый результат коммуникативных процессов, имеющих место при взаимодействии»11. Рассмотрим лингвистические свойства контента как социального ресурса структуры виртуальных сетевых сообществ. Символы и язык взаимодействий являются центральными факторами создания действительности в пространстве виртуальных коммуникаций, влияя на формирование социальной структуры. Язык — это фундаментальный социальный ресурс12, используя который индивиды формируют персональную «социокогнитивную» окружающую среду13, а также идентифицируют других участников группы. Язык формирует индивидуальность человека посредством слов и терминов, очерченных кругом личных когниций, и информации14, поступающей извне. Как отмечает американский исследователь Сандра Л. Калверт (Sandra L. Calvert), в виртуальной среде сами символы используются для того, чтобы представить содержание15.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Контент как ресурсный элемент социальной структуры» з дисципліни «Соціальна структура віртуальних мережевих спільнот»