ПЕРИОДИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УКРАИНЕ
Молодежное движение в Украине можно условно поделить на четыре различных по длительности и характеру исторических периода. Первый период — с момента появления молодежных объединений и до конца XIX в. В этот период молодежное движение в Украине только зарождалось. Второй период — с конца XIX в. до середины 20-х годов нынешнего столетия. Его еще именуют периодом становления молодежного движения в Украине, которое было представлено десятками разнообразных по своим политическим ориентациям и вкусам организаций. Третий период начинается в конце 20-х и заканчивается в начале 80-х годов XX в. Фактически в Украине и во всем СССР этот период был представлен всего лишь двумя организациями — ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организацией им. В. И. Ленина, хотя до 1939 г. молодежное движение в той же Западной Украине включало десятки различных организаций. Достаточно активно развивались традиции украинского молодежного движения и в украинской диаспоре (в Канаде, США, Австралии). Во многом они сохранились и до сегодняшнего дня. Четвертый период — с середины 80-х годов и до момента провозглашения независимости Украины. Многие специалисты называют его периодом "возрождения молодежного движения, его становления как общественного явления, разнообразного по политическим, структурным признакам, формам работы" [16, 55]. Такая характеристика не совсем верна. Скорее, можно говорить о формировании принципиально нового молодежного движения, в основу которого были положены как исторический опыт, практика, традиции молодежного движения в Украине прошлых десятилетий, так и объективно обусловленные особенности молодежного движения посттоталитарного периода в истории Украины, которое имеет уже качественно новый характер. Можно попытаться систематизировать молодежное движение в независимой Украине, учитывая его временные качественные особенности. Первый период такого движения был главным образом связан с завоеванием украинской независимости. Именно в эти годы возникали и формировались многие современные молодежные организации. Большинство исследователей небезосновательно считают, что в эти годы молодежное движение было наиболее активным и, несомненно, политизированным. Ведь в 1990—1991 гг. в Украине происходили самые яркие и масштабные политические события и акции, включая знаменитую студенческую голодовку на Майдане Незалеж-ности. После обретения Украиной независимости начался второй, довольно краткий и динамичный период в истории ее молодежного движения. В это время молодежные организации несколько возросли количественно. Они действовали достаточно активно, и многие молодые люди не только проявляли к ним высокий интерес, но и полагали, что с участием таких организаций быстро решат свои самые наболевшие, обострившиеся вопросы и проблемы. Собственно, этот период длился всего один год (1991) до провозглашения Декларации о государственном суверенитете Украины. После провозглашения независимости Украины (ориентировочно в 1991 —1995 гг.) наступил третий период. Молодежь постепенно стала все более отходить от политики; замедлился, а во многих организациях приостановился их численный рост. Отдельные организации, не выдержав проверки временем, просто прекратили свое существование, особенно стоявшие на радикальных позициях, ярко политизированные или державшиеся в ходе социально-политических бурь благодаря исключительно сильному активу, ядру, а то и отдельным ярким молодежным лидерам. Нынешний, четвертый период в истории молодежного движения в Украине характерен еще большим снижением активности молодежных организаций, оттоком из них юношей и девушек, стремящихся самостоятельно, без помощи организаций или кого бы то ни было решать свои жизненные проблемы. Именно в этот период в Украине прошли два конгресса, ставшие важными общественно-политическими событиями. Их целью был поиск путей дальнейшего положительного развития молодежного движения. Так, в мае 1997 г. состоялся представительный Конгресс украинской молодежи "Молодежь Украины за социальный прогресс и согласие в обществе". В его работе приняли участие и выступили Президент Украины Л. Д. Кучма, Премьер-министр Украины и другие видные государственные и политические деятели. На конгрессе шла речь об участии молодежи и ее организаций во всех сферах строительства Украины как суверенного, самостоятельного, демократического государства. Конгресс в итоговой резолюции рекомендовал шире привлекать общественные молодежные объединения к разработке и реализации государственной молодежной политики, обеспечить поддержку со стороны высших органов исполнительной власти и местных государственных администраций программ и проектов молодежных и детских общественных объединений, которые содействуют социальному становлению и развитию молодежи и реализации ее общественно полезных инициатив: постоянно поддерживать молодежные, детские общественные организации, "Украинский национальный комитет молодежных организаций в их деятельности по решению проблем молодежи, реализации молодежной политики" [17, 156]. При этом молодежным общественным организациям была дана настоятельная рекомендация значительно больше внимания уделять тем направлениям работы, которые способствуют консолидации, социальному прогрессу и согласию в обществе, созданию хороших условий для жизненного самоопределения и самореализации молодых граждан в украинском обществе. Вопросы практического развития, консолидации, объединения усилий молодежного движения в Украине детально рассматривались также на IV Всемирном конгрессе украинских молодежных организаций (СКУМО), состоявшемся 21—28 августа 1998 г. в г. Киеве. Конгресс, участниками которого были представители молодежных организаций 22 стран мира, в том числе США, Канады, Австралии, сыграл важную роль в развитии молодежного движения в Украине. В докладе оргкомитета по подготовке и проведению IV СКУМО отмечалось, что молодежные организации в демократическом обществе — это "отражатели" молодежных надежд и ожиданий; посредники между государственными органами и молодежью; организаторы решения большинства молодежных проблем; инструмент привлечения молодежи к решению как своих, так и общегосударственных социальных проблем; "кузница" подготовки новых, незаангажированных кадров для решения политических и экономических проблем общества [10, 19]. Работа Конгресса велась на пленарных и пяти секционных заседаниях. Первой была секция "Сотрудничество между молодежными организациями". В заключительных документах секции содержались две основные идеи. Одна касалась необходимости сотрудничества между молодежными организациями как важнейшего условия создания подлинно демократического государства. Другая указывала на реальную потребность развития и углубления сотрудничества молодежных общественных организаций с государством, его структурами в условиях переходного периода в истории украинского общества [10, 73-76]. О снижении в последние два-три года социально-политической активности молодежных общественных организаций, их роли в создании Украинского независимого государства свидетельствуют многие данные. По результатам социальных исследований, проведенных УкрНИИ проблем молодежи (ныне — Украинский институт социальных исследований) в декабре 1997 г., только 8% опрошенных молодых людей заявили, что в течение года они принимали участие в мероприятиях и акциях, проводимых молодежными общественными объединениями, а 86% дали отрицательный ответ. В таких общественных детских и молодежных организациях, как Союз пионерских организаций Украины, например, насчитывается (по их собственным данным) 1 млн пионеров, в Молодежной лиге — 60 тыс. юношей и девушек, украинском детско-юношеском обществе "С1ч" — 15 тыс., Украинском студенческом союзе — 11 тыс., украинском аэрокосмическом объединении "Суз1р'я" — 10 тыс. чел. и т. д. Однако, по нашим подсчетам, во всех вместе взятых общественных организациях принимает участие не более 10% общего количества молодежи Украины [19, 103]. Крайне мало (всего 16%) молодых людей в Украине положительно относятся к существованию политических объединений молодежи [19, 104]. В настоящее время используются разнообразные критерии, на основе которых ученые осуществляют типологизацию молодежных общественных организаций. В целом можно выделить следующие критерии: 1) особенности социальной базы молодежных организаций; 2) специфика генезиса (процесса возникновения), организационные принципы и структура организации; 3) основные функции молодежных общественных организаций; 4) место молодежных организаций в обществе; 5) особенности влияния молодежных организаций на общественные процессы. Типологизация молодежных общественных организаций может осуществляться с учетом таких факторов: • этнической, расовой принадлежности их участников; . *ч<- • пола участников (например, женские организации); - ^» • региональных, регионально-культурных особенностей; • возраста участников, членов организации (дети, подростки, молодежь); • профессиональных особенностей их участников (студенты, предприниматели, деятели культуры, искусства и т. д.); • состояния здоровья членов организации (например, организации инвалидов и т. п.). Вполне возможна классификация молодежных общественных организаций и по идеологическим признакам: • социалистические (революционные социалистические и социал-реформистские); • коммунистические (ортодоксально-коммунистические, демократические, коммунистические); • либеральные; • анархистские; • консервативные; • традиционалистские; • фашистские и т. п. Приведенную квалификацию предлагает и обосновывает украинский ученый В. М. Якушик в монографии "Государство переходного периода (вопросы теории)" [21, 182—184}. Возможна также классификация молодежных общественных организаций на основании их религиозной принадлежности: • религиозные (как идейно толерантные, так и настроенные радикально, фанатично-фундаменталистские); • атеистические (среди них могут быть и воинствующе-атеистически настроенные, нетерпимые); • светские (считающие, что проблема отношения к религии является не политической, а сугубо личной для каждого гражданина). Молодежные общественные организации подразделяют также на малочисленные и массовые. Такое деление, однако, нельзя ассоциировать и напрямую соотносить со степенью авторитета и влияния организаций. Подчас малочисленные организации, как, например, политические партии, могут иметь куда большую популярность, авторитет и влияние на общество, нежели массовые. Исследователи А. Корниевский и В. Якушик придерживаются точки зрения, что существуют государственные молодежные структуры как составная часть молодежного процесса (молодежного движения). Это, в частности, Комитет Верховной Рады Украины по делам молодежи, физической культуре и спорту, Национальный Совет по вопросам молодежной политики при Президенте Украины (создан Указом Президента Украины от 3 декабря 1995 г.), Министерство Украины по делам семьи и молодежи (создано Указом Президента Украины от 27 июля 1996 г.). Молодежные общественные организации различают также: • по особенностям членства (индивидуальное, коллективное, смешанное); • степени структуризации (аморфные, четко структурированные); • степени демократичности (демократичные и недемократичные, или авторитарные, автократичные); • степени открытости (легальные, полулегальные, нелегальные); • основным сферам деятельности (политические, культурологические, образовательные, хозяйственные и т. п.); • отношению к социально-экономическим отношениям в обществе (ультралевые, левые, левоцентристские, центристские, право-центристские, ультраправые); • степени влияния в обществе на молодежь (очень влиятельные, влиятельные, маловлиятельные, практически не имеющие влияния); • отношению к историческому развитию данного общества, его политической системы (прогрессивные, консервативные, реакционные); • влиянию на существующие в обществе социальные отношения (революционные, реформистские, консервативно-стабилизационные, контрреволюционные). В современной Украине несколько сотен разнообразных молодежных общественных организаций можно попытаться классифицировать по группам. Так, сегодня достаточно много молодежных организаций в стране занимается (что вполне объяснимо в силу социально-эконо- мических проблем) решением разнообразных социальных, профессиональных, образовательных вопросов молодежи, пытаясь обеспечить ей определенную социальную защиту. Среди них — Ассоциация МЖК Украины "Укрмолодьжитло", Всеукраинский совет молодых ученых и специалистов, Молодежная морская лига Украины, Союз молодежных организаций Украины, Украинский фонд студентов, Украинская ассоциация молодежных жилищных комплексов воинов-интернационалистов ("Укринтерстрой"). Существуют молодежные профсоюзные организации: Ассоциация профсоюзных организаций студентов Украины, Первый студенческий украинский профсоюз, Харьковская ассоциация профсоюзных организаций студентов и аспирантов и др. Отдельную группу могут составить молодежные общественные организации, занимающиеся преимущественно благотворительной деятельностью: Благотворительный фонд поддержки рабочей и сельской молодежи Украины, Украинский молодежный благотворительный фонд помощи пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, Южно-украинское благотворительное общество "Молодежь за милосердие" и др. К следующей группе можно отнести молодежные общественные организации, цель которых — удовлетворение различных творческих, научных, спортивных или культурных потребностей. Это всеук-раинская молодежная лига "Е1егпо 1ито" (изучение международного языка эсперанто), Общество Льва, г. Львов, Украинская молодежная экологическая лига, украинское молодежное аэрокосмическое объединение "Сузф'я", всеукраинская спортивная молодежная организация "Клуб Ивана Поддубного" и др. Несколько молодежных общественных организаций Украины можно объединить в группу организаций, занимающихся подготовкой национальной элиты. Это Клуб украинской элитарной молодежи (г. Ровно), молодежный клуб "Новая генерация" (г. Харьков), Политический лицей (г. Днепропетровск) и др. В отдельную группу можно выделить молодежные организации, работающие над решением проблем детей. Среди них — Союз пионерских организаций Украины (СПОУ), Союз пионерских организаций г. Киева (СПОК), ассоциация молодежных поисковых объединений "Обелиск", ассоциация гайдов Украины, украинская скаутская организация "Пласт", украинское детско-юношеское общество "Оч" (аналог Запорожской Сечи) и т. п. Такие молодежные организации, как Социальный конгресс молодежи, Либеральное объединение молодежи или Конфедерация анархистов-синдикалистов и им подобные, ставят своей целью общественно-политическую деятельность. Это, как правило, молодежные припартийные организации, ориентирующиеся на политику и деятельность конкретных политических партий. Некоторые молодежные общественные организации, такие как Студенческая громада УАПЦ (г. Черновцы), Общецерковное православное движение Одесской области, общество украинских студентов "Обновление" (г. Львов), "УкраТнська молодь Псусу Христу" и им подобные,составляют отдельную группу молодежных религиозных организаций. К перечисленным группам молодежных общественных организаций также относятся занимающиеся предпринимательской деятельностью, объединяющие студенческую и учащуюся молодежь, создающиеся по национальному признаку или из числа молодежи разных стран и континентов, существующие как своеобразные национально-культурные объединения, общества, землячества. Если в целом попытаться охарактеризовать молодежные общественные организации Украины, то большинство из них весьма немногочисленны и непопулярны среди молодежи. Благодаря разнообразной деятельности (достаточно активной, постоянной и последовательной) молодежные общественные орга низации имеют возможность организовать такой духовный и мораль-1 ный климат в стране, который поможет молодому человеку безоши-! бочно найти и определить свой жизненный путь. < Основные функции молодежных организаций такие: органи-\ зационная, воспитательная, коммуникативная и хозяйственная.1 Организационная функция связана не столько с объединением молодежи на основе общих интересов и ценностей в организацию, сколько с обучением умению жить в коллективе, сверяя свои интересы и потребности с интересами других людей, всего коллектива. Воспитательная функция находит свое проявление в том, что организация, практически не нивелируя интересы отдельно взятого человека, сохраняя его автономность, тем не менее воспитывает, учит как хорошему, так и плохому. В организации происходит очень интенсивное влияние людей друг на друга. Коммуникативная функция связана с непосредственным общением людей, состоящих в одной организации. С точки зрения социальной психологии она обогащает личность крайне необходимым навыком социального общения в коллективе, отдельной группе, микрогруппах. Хозяйственная функция предполагает участие молодежных организаций в решении как собственных (материальная база, средства обеспечения деятельности организации), так и общегосударственных народнохозяйственных задач. Анализируя функции молодежных организаций, следует особое внимание обратить на проблему молодежных организаций и политики. Ни одна из молодежных организаций не может стоять вне политики, поскольку такая организация, имея определенные цели и задачи, контактирует со "взрослыми" политическими партиями, движениями, объединениями. А достичь эти цели, сплотиться и объединиться в организацию можно не иначе как на основе системы неких ценностей, идей и взглядов. Считалось, что сами по себе молодежные организации не в состоянии сформировать собственную идеологию. Такое утверждение унаследовано от В. И. Ленина, призывавшего молодежные организации предусмотрительно "заводить связи с социал-демократами", дабы уберечься от ошибок в своей деятельности. Таковой была основная идеологическая установка относительно отношений между РСДРП, затем ВКП(б), КПСС и т. д. с комсомолом — РКСМ, РЛКСМ, ВЛКСМ, которая неоднократно,/а в 80—90-е годы весьма серьезно оспаривалась не только рядовыми членами ВЛКСМ, но и его лидерами. Например, А. Матвиенко — бывший первый секретарь ЦК ЛКСМУ — писал: "Мы в этом отношении (речь шла о формировании молодежной организацией собственной политики — Н. Г.) — заложники партии, зависимые от результатов ее теоретической и политической деятельности. Вместе с тем мы не можем соглашаться на роль безмолвного исполнителя партийной воли" [11, 36]. Любая молодежная общественная организация, не являясь непосредственно политической, имеет тем не менее прямое отношение к политике, ибо занимается воспитанием молодежи, в том числе и формированием идейных убеждений, политической культуры. Такая деятельность не может быть абсолютно политической. Политическую окраску имеет деятельность молодежных организаций во время избирательных кампаний, референдумов, проведения различных, в том числе и массовых, мероприятий другого характера и предназначения. Упомянутое высказывание А. Матвиенко и других лидеров молодежного движения относительно чрезмерной идеологической зависимости комсомола от партии неоднократно подтверждалось и другими событиями в жизни молодежных организаций. Так, на III Республиканской конференции ЛКСМУ (МДС) было высказано опасение, что под влиянием ряда кризисных обстоятельств и процессов в обществе возрастает угроза раскола и противостояния молодежи по политическим мотивам, что "в жестокой борьбе за власть разные политические силы стремятся привлечь на свою сторону как можно больше молодых людей, особенно не задумываясь о возможных последствиях" [7].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПЕРИОДИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УКРАИНЕ» з дисципліни «Соціологія молоді»