Политическая культура индустриальных и постиндустриальных стран
Политическая культура как способ взаимодействия людей в сфере власти включает в себя не все, а лишь определенные качественные характеристики политического сознания и поведения людей. Основными характеристиками гражданской культуры, укоренившейся в наиболее развитых западных странах, Алмонд и Верба считают компетентность, активность и приверженность системе власти [Алмонд и Верба 1992, 128—133]. При изучении данного вопроса мы будем рассматривать те признаки этой культуры, которые используются в сравнительных международных исследованиях. В них обычно изучаются: 1) интерес к политике; 2) удовлетворенность работой демократии; 3) ощущение способности влиять на политику (субъективная политическая компетентность); 4) включенность в политическую жизнь (участие в дискуссиях на политические темы, членство в политических организациях и повседневное участие в их работе, готовность к протесту против нарушения гражданских прав); 5) приверженность демократическим институтам и ценностям [The Civic Culture Revisited, 190, 195, 232, 234, 239, 242; Рукавишников, Халман и Эстер, 119, 134, 165, 166, 173, 179, 180, 201, 214, 224, 283, 295; Eurobarometer, 37-49; 161-167; 200-205; Janda, 14, 55, 240, 250]. Интерес к политике является исходной характеристикой гражданской культуры. Люди не участвуют в том, чем они не интересуются, а вне участия они не могут приобрести навыки, необходимые для осуществления политических функций, и почувствовать себя способными оказывать влияние на власть (компетентными). Политическая компетентность (ощущение способности оказывать влияние на власть и умение самостоятельно принимать политические решения) возникает на основе политической включенности — [238] постоянного участия в политической жизни: выборах, референдумах, митингах, демонстрациях, политических дискуссиях, деятельности политических организаций, акциях гражданского протеста и т.д.)- Результирующей характеристикой гражданской культуры служит удовлетворенность деятельностью демократических институтов и приверженность демократическим ценностям. Исследования общественного мнения в странах Европейского Союза (ЕС) по программе «Евробарометр», которые проводятся ежегодно весной и осенью с 1973 г., позволяют оценить состояние политической культуры отдельных стран и ЕС в целом по двум основным параметрам: интересу к политике и удовлетворенности работой демократии (рис. 51, 52).
Рис. 51. Интерес к политике в странах Европейского союза Источник: Eurobarometer. Public Opinion in the European Union. Trend Variables. 1973 - 1994. November 1994. P. 166. Из рисунка видно, что в течение всего периода в странах ЕС доля тех, кто проявлял высокий и умеренный интерес к политике (42% в 1983 г. и 45% в 1994 г.), была несколько меньше доли тех, кто проявлял незначительный интерес или вообще не интересовался политикой (58% в 1983 г. и 55% 1994 г.). Количество интересующихся и неинтересующихся политикой было почти одинаковым, [239] причем очень интересующиеся и полностью безразличные к политике люди составляли меньшинство (11 и 24% в 1983 г.; 10 и 18% в 1994 г.)- Отдельные страны ЕС существенно отличаются друг от друга по уровню интереса к политике. Так, высокий и умеренный интерес к политике в 1994 г. проявляли в среднем по ЕС 55% опрошенных, в Дании — 72%, в Германии — 42%, в Испании — 37%, в Португалии — 26%. В Великобритании в данном случае наблюдается среднее для ЕС значение этого показателя — 55% [Eurobarometer, 161—166]. В странах «первой волны демократизации»* (1848—1934; Дания, Великобритания), интерес к политике развит выше, чем в странах «второй волны- демократизации» (1949-1968; Германия). В свою очередь в Германии он выше, чем в странах «третьей волны демократизации» (1974—1991; Испания, Португалия). В США уровень интереса к политике по двум первым альтернативам составлял в 1990 г. 61%, т. е. был выше среднеевропейского [Рукавишников, Халман, Эстер, 173]. На основе этих данных можно сделать вывод, что развитие компонентов гражданской культуры зависит от продолжительности опыта участия в деятельности демократических институтов. Сходная картина обнаруживается при анализе ответов на вопрос о степени удовлетворенности работой демократии (рис. 52). На рис. 52 видно, что соотношение удовлетворенных (полностью или частично) и не удовлетворенных (совсем или частично) демократией в целом по ЕС остается практически неизменным в течение всего изучаемого периода: 50/46% в 1987 г. и 51/46% в 1994 г. Колебания значений этого показателя в 1989—1990 гг. не меняют общей картины. В то же время, как и в предыдущем случае, значения этого показателя существенно отличаются в отдельных странах. В 1994 г. доля полностью или частично удовлетворенных демократией составляла в Дании 82%, в Германии — 59%, в Португалии — 48%, в Испании — 34%. В Великобритании значение этого показателя составляет, как и в среднем по ЕС, 51% [Там же, 21—35]. Такой уровень удовлетворенности демократией можно считать нормативным, достаточным для обеспечения стабильности политической системы. Важно отметить, что зафиксированный «Евробарометром» баланс противоположных политических позиций (заинтересованность — незаинтересованность, удовлетворенность — неудовлетворенность) вполне соответствует разработанной Алмондом и Вербой модели гражданской культуры, о которой шла речь в § 12.1. * Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Теория и методология измерения демократии. СПб., 1999. С. 150-151. [240]
Рис. 52. Степень удовлетворенности демократией Источник: Eurobarometer. P. 35. Это обусловлено противоречивой функцией гражданской культуры в системе представительной демократии: она должна одновременно обеспечивать стабильность и эффективность этой системы. Кроме того, нужно учитывать, что культура населения отдельных стран формируется на основе специфического опыта политического участия, поэтому стабильность и эффективность демократии могут обеспечиваться при различном соотношении указанных выше противоположных позиций. Важно, что, несмотря на отмеченное Липсетом снижение уровня доверия к отдельным политическим институтам и лидерам (см. § 8.2), опросы «Евробарометра» не выявили в обследованных индустриальных и постиндустриальных странах статистически значимого снижения уровня удовлетворенности демократией. К такому заключению пришли Фукс и Клингеман на основе обобщения данных «Евробарометра» за период с 1976 по 1991 г. [Рукавишников, Халман, Эстер, 164]. Международное исследование, проведенное институтом Гэллапа в 1985 г., установило, что «по сравнению с гражданами 12 других западных стран, американцы лишь средне удовлетворены их фор- [241] мой демократического правления» [Janda, 55]. На рис. 53 приводятся данные этого исследования по альтернативам: «очень удовлетворен» и «вполне удовлетворен».
Рис. 53. Удовлетворенность демократией Источник: Janda R., Berry J.-M., Goldman J. The Challenge of Democracy. Government in America. Princeton, 1989. P. 55. На диаграмме зафиксирована довольно неоднозначная картина. Уровень удовлетворенности демократией у населения США был намного выше, чем у населения Португалии, что естественно, поскольку до середины 70-х годов здесь существовала диктатура. В то же время он почти такой же, как в Испании, хотя в этой стране до второй половины 70-х годов тоже правила диктатура. И, наконец, США уступают Германии, в которой демократия утвердилась только после Второй мировой войны и которая по многим параметрам гражданской культуры еще в начале 60-х годов уступала США [Almond and Verba, 218, 302, 304]. Например, уделяли «большое внимание» политическим кампаниям в США 43%, а в Германии — 34% опрошенных (табл. 30). В таблице приведены данные, полученные по результатам ответа на вопрос: «Какое внимание вы уделяете политическим кампаниям во время национальных выборов?» Эти данные вполне объяснимы с точки зрения теории гражданской культуры. Дело в том, что неудовлетворенность демократией можно рассматривать как фактор повышенной готовности к активному вмешательству в политическую жизнь в случае низкой эффективности правительства или нарушения гражданских прав. Как свидетельствуют данные исследований, в США по многим повсе- [242] Таблица 30 Отношение к политическим кампаниям, % (Международное сравнительное исследование 1959-1960 гг.)
Варианты ответа США Великобритания Германия Италия Мексика Уделяю большое внимание 43 25 34 17 15 Уделяю небольшое внимание 44 47 34 25 38 Не уделяю внимания 12 29 27 54 45 Источник: Almond G., Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, 1963. P. 89. дневным формам участия уровень реальной активности населения выше, чем в Германии (см. табл. 24), в частности по такой форме протестного поведения, как бойкоты. Вообще готовность к протесту против нелегитимного насилия со стороны властей является одним из основных признаков гражданской культуры, она представляет собой показатель, «указывающий на реальную вовлеченность в политику (политическую жизнь)» [Рукавишников, Халман и Эстер, 179]. Как правило, готовность к протесту и реальное участие в акциях протеста не совпадают. Эта «потенциальная влиятельность» граждан служит одним из факторов повышения ответственности элит, осознания ими возможности и правомерности активного вмешательства граждан в процесс управления в случае игнорирования их законных интересов [Алмонд и Верба 1992, 125-126]. Данные международного исследования [Рукавишников, Халман и Эстер, 180] свидетельствуют о наличии различий в готовности населения США и европейских стран к участию в акциях протеста (рис. 54). На диаграмме видно, что в США уровень готовности к протесту в форме бойкотов, демонстраций и несанкционированных забастовок существенно выше, чем в среднем по перечисленным европейским странам. По обращениям он существенно ниже, а по такой форме протеста, как захват зданий и блокада дорог, практически одинаков. Максимальная готовность к участию в сборе подписей под обращениями наблюдается в Португалии; к участию в бойкотах — в Италии; к участию в демонстрациях — в Португалии; к участию в забастовках, а также захвате зданий и блокаде Дорог — во Франции. Отличается и конфигурация перечисленных форм протеста практически во всех странах. В целом по всем [243]
формам готовность участвовать в акциях протеста выразили и в европейских странах, и в США около трети опрошенных. Кроме готовности к протесту, к числу показателей политической включенности относятся различные формы проявления конвенциональной активности: обсуждение политических событий с друзьями и коллегами, повседневное участие в решении местных проблем, контакты с представителями официальных властей и политиками. Международное сравнительное исследование (1979) выявило следующее распределение стран по этим трем показателям гражданской культуры (рис. 55). По всем этим показателям население США превосходит население Великобритании и Германии, хотя по уровню участия в выборах оно уступает не только этим западным странам, но и некоторым странам Восточной Европы. Этот факт свидетельствует о том, что не все формы политического поведения можно считать формами проявления гражданской культуры. Так называемые простые избиратели на самом деле в большинстве своем являются политически пассивными, поскольку в промежутках между выборами не проявляют никакого интереса к политической жизни. Уровень развития этого интереса, как отмечалось ранее, у населения США выше, чем у населения Великобритании и Германии. Потому в этой стране выше и степень включенности в повседневную политическую жизнь.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Политическая культура индустриальных и постиндустриальных стран» з дисципліни «Політична соціологія»