Рассматривая роль общественных отношений, Зомбарт выделяет в качестве внешних источников происхождения капиталистического духа государство, переселения, умножение денежного запаса и технику. 1. Государство В качестве способствующих развитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капиталистических интересов. 1) Само государство, являясь одним из первых крупнейших предпринимателей, действует в качестве образца, поучающего и воспитывающего частный предпринимательский дух. Оно само ведет коммерческие дела, строит хозяйственную (меркантилистскую) политику, силой убеждения и привилегиями (покровительством) побуждает частных лиц к выгодам. 354
Культивирование школьного дела, сметных и коммерческих учебных заведений способствовало распространению, углублению коммерческих знаний и капиталистического духа. Путем ломки меркантилистско-цеховой системы раннскапиталистической эпохи государство ввело в новом хозяйственном праве XIX века «промышленную свободу»1, Вместе с тем, по Зомбарту, государство оказывало воздействие на расцвет капиталистического духа и своим несуществованием (12, 218), то есть тем, что подданным в определенных ситуациях недостает опоры на его могущество. В силу этого отдельные торгашеские элементы капиталистического духа развиваются в борьбе за «место под солнцем» (за границей) без государственного прикрытия тыла. Представители таких наций приспосабливаются и развиваются за счет напряжения собственных сил, завоевывая себе рынок сбыта искусством убеждения и хорошим исполнением дела. Зомбарт выделяет отдельные ветви государственного управления, оказывающие преимущественное влияние на выработку капиталистического духа. 2) Военное дело дифференцировало требования, предъявляемые к действиям подданных государства. Возникновение профессионального войска (рыцарского, наемного) разделило военную и хозяйственную деятельности. Благодаря этому «мещане» (чуждые воинской природе) подвергалась отбору, а мещанские добродетели могли сильнее воспитываться. Постоянное побуждение добиться положения в государстве путем приобретения денежного богатства культивирует коммерческие способности и деятельность. Например, евреи, которых судьба заставила «в течение двух тысячелетий прожить без воинской деятельности, благодаря чему все воинские натуры постепенно изгонялись из их национального тела» (12, 219) Кроме того, военное дело поощряло дисциплину, военную выправку и военные добродетели, оказывающие благотворное влияние на развитие определенных сторон капиталистического духа: в нем культивировался круг способностей по вопросам администрации и организации: экипировка, организация транспорта и снабжения войска, а также командование и дипломатия. В частности, отмечает Зомбарт, в Германии, обладающей «блестящей военной организацией», капиталистические предприятия приобретают характер гигантских военных ополчений, отражающих превосходство 1 Зомбарт также рассматривает те причины, которые во многих отношениях препятствуют развитию капиталистического духа. К ним он относит, во-первых, преувеличенный фискализм, способный убить пред при нимательский дух: высокие налоги, чересчур сокращающие прибыль, повышение заработной платы, снижающее конкуренцию товара, и др. Неправильные мероприятия торговой (промышленной) политики уменьшают желание использовать свои деньги в качестве капитала и па-рализующе действуют на капиталистического предпринимателя. Во-вторых, организация публичного долга: трата невероятных сумм на военные цели, распространение публичных облигаций за большие проценты, когда богатые люди вкладывают деньги не в капиталистические предприятия, а начинают покупать ренту. В-третьих, покупка должностей (другая форма выдачи публичных долговых обязательств) как институт извлечения доходов, оказывающий парализующее влияние на предпринимательский дух потерей интереса к капиталистическим предприятиям. 355
немецких предпринимателей и рабочих, одинаково понимающих, что порядок необходим для всякой организационной силы (промышленной или военной). 3) Финасы: выработка финансовой организации означала сильное по ощрение капиталистического духа: коммерческая бухгалтерия, статисти ческие сведения (изображения социального мира в цифрах), отчетность. Финасовое хозяйство создает капиталистический мсждухозяйственный обо рот, публичное договорное устройство и др. Наряду с этим, устройство «крупных договорных систем» связывается также и с крупными спекуля тивными (шарлатанскими — грюндерскими) предприятиями. Зомбарт особо отмечает роль влиятельных еврейских финансовых деятелей, принимающих крупное участие в военных делах государств, предоставляя им денежные средства, жизненные и военные припасы (12, 220). Благодаря этому они не только богатели, но и улучшали свое социальное (эмансипация) положение в стране. Тем самым не только распространялся, но и сильно поощрялся свойственный евреям капиталистический дух. 4) Церковная политика: порождение в государстве «еретичества» как источника капиталистического духа. Зомбарт отмечает, что выработка «го сударственной церковности» разделяет граждан на полноправных и полу граждан (и?юверцев или еретиков) по их вероисповеданию. Первые при надлежат государственной (официальной) церкви и обладают всеми граж данскими правами. Вторым был закрыт или затруднен доступ к обществен ным должностям и званиям. Такое положение иноверцев усиливало их при обретательские интересы и повышало деловую активность: «исключенные из общественной жизни еретики должны были отдать всю жизненную силу на хозяйство» (12, 222—223). Только так они могли достичь уважаемого по ложения в обществе, которого государство их лишало. Положение иноверцев влекло за собой потребность сильнее развивать свои экономические способности в добывании денег, так как у «исключенных» обладание деньгами ценилось выше, чем у других слоев населения, ибо деньги означали единственный путь к могуществу. Капиталистические предприятия обещали наибольший успех в достижении богатства, а через него и видное общественное положение. Поэтому иноверчество с особым рвением занимается ими, способствуя развитию капиталистического духа. Так было с евреями, протестантами (реформаторами), отрешенными в католических странах от государственных должностей и военного дела. Приспосабливаясь к потребностям клиентуры, они «своим разумным поведением и своей честностью» в торговых, финансовых делах завоевывали себе твердое положение. Подвергаясь отбору, еретичество усиливало капиталистические задатки и выступало источником капиталистического духа. 2. Переселения Прослеживая связи между переселенцами и историей капиталистического духа, Зомбарт рассматривает роль иноземцев как давление извне на развитие народов. При этом он выделяет единичные и массовые переселения. 1) Единичные: смена места жительства хозяйствующими субъектами по индивидуальному поводу. Такие эмигранты переселялись в данную страну (местность) в связи с расширением хозяйственного оборота семьи или 356
достижением полного расцвета промышленности на родине. Перебираясь в новые места и устраивая свой очаг, буржуа-иноземец организует свое предприятие, принося высшие формы ведения хозяйства, хозяйственного оборота и двигая вперед капиталистический дух. Все должно начинать вновь, как бы из ничего и среди чужих: никакой традиции, никакой связи в местом, никаких личных отношений (12, 235). Достижение выгоды теперь связано: а) с быстрой сменой ощущений и мыслей; б) с решимостью к законченной выработке экономико-технического рационализма; в) с еврейским правом сободной промышленности и свободной торговли. Это дает больше шансов для получения наживы на новом месте.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общественные отношения» з дисципліни «Історія і теорія соціології»