Изначально Зомбарт ставит целью продолжить и завершить труд К. Маркса «Капитал», учитывая новизну времени, которую последний не мог видеть. Однако антипатия к индустриальной цивилизации обусловливает его критическую оценку марксистской прогресс и стекой концепции развития общества и обещания счастливого исторического финала — победы коммунизма1. Отдавая дань Марксу как теоретику капитализма, Зомбарт разрабатывает антимарксистсткий вариант истории капитализма, отбрасывая (расколдовывая) основополагающие идеи прибавочной стоимости, обнищания пролетариата, усиления классовой борьбы, установления равенства для всех, исчезновения средних слоев, наций и государств. Он отвергает единый (монистический) фундамент исторического материализма — экономический — как исходный пункт анализа и переустройства социального мира в соответствии с коммунистической теорией. Зомбарт отбрасывает принцип «экономического монизма» как продукт догматического философствования, опора па который позволяет марксизму с «естественноисторической» точностью констатировать переворот в производительных силах, соответственно, и революционный переворот в формациях (эпохах). В таком контексте экономический строй буржуазного общества имеет исходным пунктом феодальный строй (с чем согласен и Вебер): разложение феодализма в XVI веке порождает элементы нового строя. При этом окончательная победа капиталистического строя имеет революционный (неорганический) характер. 1 В частности, Зомбарт был свидетелем «реального» социализма в СССР и показывал социальные опасности и экономическую несостоятельность практики «большевизма», строящего «новый мир» по Марксу. 318
Основополагающее кредо Зомбарта: эпоха — это дух, а экономика лишь явление (продукт) духовной жизни (12, 6). Капитализм он рассматривает как чудо истории, которое исходит из жизни духа, проявляющегося в хозяйственной деятельности, — «духа хозяйственной жизни». Последний есть совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование. Поэтому исходным пунктом понимания капитализма у Зомбарта является установка, что важные, решающие моменты его образования необходимо искать вне хозяйственной жизни (ремесла). Такая трактовка источника капитализма обусловливала понимание того, что его нарождение и развитие протекало с развитием хозяйственного духа — органически, без насильственных переворотов. Поэтому он обращается к и стор и ко-систематическому изучению капитализма для выяснения своеобразия уникальности последнего и прояснения судьбы общества, а не для поиска путей радикального уничтожения (Маркс). В рассмотрении причин, вызвавших к жизни капиталистический дух и капитализм, Зомбарт осуществляет плюралистический подход: рассматривая многие образующие их факторы как непосредственные, так и косвенные (сочиненности), случайные, он считает совершенно безнадежным делом сводить их к одной — основной причине. Такой подход является альтернативным по отношению к материалистическому пониманию истории, сводящему ее развитие к одному (монизм) экономическому фактору.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учение «понимающей» экономики» з дисципліни «Історія і теорія соціології»