Назначением прикладной социологии Теннис считал анализ динамики исторического развития, в ходе которого он наполняет «чистое» понятие (форма) фактическим материалом (конкретное содержание). В прикладной социологии демонстрируется процесс исторических изменений как вытеснение общности (народности и культуры) нарастающей социальностью — обществом (цивилизацией и государственностью). Он рассматривает как воля и разум в конкретных исторических мирах движут исторические процессы (семья, нравы, право, хозяйствование, общественное мнение и др.) в сторону возрастающей рациональности, соотнося ее с дого- 311
вором. Данная идея противоречит распространенным основным установкам философии жизни. В прикладной социологии важным аспектом выступает вопрос минимизации роли традиций при формировании общества, где все как бы создается заново и имеет место максимализация роли рациональности. В социальной мысли XIX века имеет место склонность трактовать термин «традиция» как означающий традиции феодального общества: сословность, натуральное хозяйство, социальная иерархия, отсутствие социальной мобильности. Отсюда и вытекает видение прогресса как процесса детрадицио-нализации, а в качестве разрушителя традиций предстает капитализм. Не избежал ее и Теннис. Несмотря на некоторое увлечение Марксом, он в своей концепции игнорирует учение общественных формаций, основанное на определяющей роли в их смене форм собственности на орудия и средства производства. Конструируя свою линию социальной эволюции не с точки зрения экономических структур, а с позиции «общности» и «общества», возвышающихся над ними, Теннис сближает капитализм и социализм и, напротив, отграничивает феодализм и капитализм. Поэтому он считает, что переломным моментом всемирной истории является прерсход от феодализма (традиции) к капитализму (современность), а не от капитализма к социализму и к идее социалистической революции относится негативно'. Теннис рассматривает гражданское (буржуазное) общество как институт равных эгоистических индивидов, стремящихся к выгоде и переменам. Данное общество нуждается в государственной воле, опирающейся на естественное право — закон, которое является продуктом политики2. Соответствующее данному праву общественное (политическое) государство выступает как машина упорядочения социальных отношений рациональных, расчетливых индивидов3. Состояние до товарно-обменных отношений в гражданском обществе отвечает потребностям всемирного рынка. Следовательно, соответствующее ему политическое государство должно быть «мировым государством».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Прикладная социология» з дисципліни «Історія і теорія соціології»