Связывающим звеном между философской и чистой социологией выступает понимание как орудие познания. Первая, являясь теорией познания, разрабатывает теоретико-познавательные и социологические ориентиры для второй: термины, идеи, предпосылки несоотносимые с опытом (вневременная интерпретация). Являясь средством исторического понимания социальных явлений, философская социология выступает как философская методология познания данных и фактов с помощью общенаучных методов — индукции, типологии и т. п. — в социологическом анализе. По мысли Зиммеля, постижение содержания и смысла исторических событий достигается в тех случаях, когда соответствующему анализу подвергается также и связь исследуемого явления с исследователем: его интересами и интересами представляемой им социальной группы. Данная неизбежная субъективность не является у него тем недостатком (проблема нейтральности социологии), который надо преодолеть. Она есть форма истолкования, посредством ее сырой материал приходит к новому образу (7, 541). Историческая истина не является простой репродукцией, а представляет собой активность духа, которая делает из своих предметов нечто, чем они еще не являются (541). Этот личностный характер познания отличен от биографии (личной жизни) познающего, Личность — это человек данного произведения, носитель этой идеи. «Сначала люди познают, чтобы жить, но существуют люди, которые живут, чтобы познать» (8, 47). Как и вся история, историческая истина приводит все единичное к общему смыслу, какового часто не было в сознании ее «героев». Из своего прошлого она извлекает те значения и ценности, которые способны войти в искомую нами картину.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Философская социология» з дисципліни «Історія і теорія соціології»