Нетерпимость и фанатизм составляют необходимую принадлежность каждого религиозного чувства и неизбежны у тех, кто думает, что обладает секретом земного или вечного блаженства. Эти черты встречаются в каждой группе людей, восстающих во имя какого-нибудь убеждения, «Якобинцы времен террора были так же глубоко религиозны, как и католики времен инквизиции, и их свирепая пылкость вытекала из одного и того же источника» (17, 163). Поэтому наиболее важные исторические события только тогда становятся понятными, когда мы вполне уясним себе ту религиозную форму, в которую всегда, в конце концов, облекаются все убеждения толпы. Лебон констатирует: «Однако все насилия, революции, убийства, потребность в прапаганде, объявление войны всем королям, легко объясняются, если смотреть на них просто как на возникновение нового религиозного верования в душе толпы»2 (17, 165). Среди подготовительных факторов верований и мнений толпы Лебон выделяет следующие3 (17, 167): а) раса, выражающая влияние предков; б) традиции, выражающие синтез души расы; в) время, подготавливающее упрочение (разрушение) верований; г) политические и социальные учреждения как продукт идей, чувств и нравов; д) образование и воспитание. Рассматривая роль образования и воспитания, формирующих элементы сознательного, Лебон исходит из установки, что они могут дать лишь практические результаты в смысле развития профессиональных способностей и подготовки к занятию общественных должностей. Но в этом как раз и заключается серьезная опасность: существующая система образования (особенно латинская) не подготавливает людей для жизни.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Религиозное чувство» з дисципліни «Історія і теорія соціології»