Механистическое течение (Г. Кэри (1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механическому агрегату (Кэри) и установление законов социальных процессов по аналогии с процессами неорганического (механика) мира. Учитывая новые достижения физических наук, механицисты обращаются к «энергетическому» редукционизму (Оствальд). Последний обосновывает, что энергия (а не материя) есть самая общая «субстанция мира», к трансформациям которой сводятся все, в том числе и социальные явления (закон рассеивания энергии и роста энтропии). Игнорируя качественное своеобразие социального, Оствальд создает физиосоциологическую концепцию социокультурного процесса как трансформацию свободной энергии в связанную. Данный процесс соответ-вует «энергетическому императиву» (23), который заключает в себе формулу: «Не растрачивай энергии, используй ее». Отсюда вытекает критерии трансформации: чем больший объем связанной энергии получен, тем более значителен прогресс в социокультурной сфере. Социальная эволюция протекает на основе постоянного совершенствования организации, функций человека и человеческих групп. Она включает: а) дифференциацию — разделение труда и б) усложнение организации — комбинации труда. Эти средства реализуются с помощью социального порядка и государства, которые создают наилучшие условия для использования свободной энергии мира и обеспечивают социальный прогресс.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Механистическое течение» з дисципліни «Історія і теорія соціології»