Центральной идеей социологии Конта является проблема достижения во всяком обществе основного порядка, позволяющего реализоваться всему лучшему и благородному, что есть в природе человека. Данной проблеме посвящена его работа «Система позитивной политики» (1851 —1854). В ней, подобно тому, как наука об организме подразделяется на анатомию и физиологию, контовская социология разграничивается на социальную динамику (учение о прогрессе) и социальную статику (учение о порядке). Завершается она учением о «позитивной политике», которое указывает пути перестройки общества и реформы нравов. Законы социальной динамики составляют последовательную и беспрерывную цель порядка, где социальное развитие есть результат различных комбинаций одних и тех же элементов. При этом смена типов обществ предоставляет возможность реализации лучшего в человеке. Кроме того, она благоприятствует постепенному расцвету его альтруистических склонностей. Тем самым законы динамики гарантируют, что будущее как лучший порядок — состоится. Поэтому прогресс рассматривается только в качестве состояния развития основного порядка. Социальная статика заключает в себе законы функционирования (связи и взаимодействия) общества, которые влияют на его стабильность (организацию) и равновесие (гармонию). Наличный основной порядок выступает как неизменное условие прогресса (13, 122) . Поэтому динамика подчинена статике: все начинается с постижения любого общества, где законы статики — это законы неизменного порядка. Данная неизменность заключена в элементах социальной жизни, в человеческой природе (склонности заданы изначально) и естественных законах. Конт оценивает современное ему общество как переживающее кризис из-за умственной анархии. Для перехода от теологического порядка к позитивному характерно глубокое разногласие (философский плюрализм) по всем вопросам социальной жизни, стихийное противоборство живых интересов реально существующих групп и слоев населения: 183! г. — восстание во Франции (Лион), 1838, 1842 гг. — в Англии (чартисты), 1848 г. — в Герма-' нии. Но без согласия не может быть социального порядка. Отсюда вытекала потребность создания общей идеи — социальной доктрины, которая позволила бы конструировать организацию общественных отношений и контролировать массовые процессы, происходящие в обществе в результате1 интенсивной индустриализации. Формирующаяся социология была ориентирована на существенное повышение эффективности социального познания и управления, стабилизирующих социальные процессы и оптимизирующих организацию нового (индустриального порядка). Конт исходит из естественного права (потребности) на счастье каждого человека. Однако возможность данное право практически реализовать — это вечный конфликт, который подпитывает идеи 152
«человек человеку — волк», классовой борьбы и т. п. Эгоистический индивидуализм, излишнее разделение труда, порождают обстановку конкуренции, узкой специализации работников, эксплуатиции подрывающую единство и разрушающую солидарность в обществе. Поэтому главная проблема статики заключается в том, как из множества сделать единство, как согласовать социальные интересы отдельных элементов общества и добиться социальной гармонии? (единства разнообразного). Конт исходит из установки, что если человек откроет законы, управляющие обществом, то он сумеет управлять и своей судьбой подобно тому, как естественные науки позволяют нам управлять событиями в физическом мире. Изменить ход — эволюцию — исторических событий (насилие, планирование и т. п.) нельзя. Мы не можем исправить прошлое, но мы можем исправить будущее. Задача позитивной социологии состоит в обнаружении законов, управляющих социальными явлениями, и обеспечении базы для их научного предвидения и контроля по формуле: «уметь предсказывать означает уметь управлять». На этой основе возможно ускорить (замедлить) протекающие процессы, уменьшить их издержки. Социология как средство постижения прогрессивной поступательности и организации порядка, помогает переустройству общества. Ставка делается па эффективность организации: главное не разрушать (революции), а организовать (1, 3, 551) в соответствии с принципом: «Видеть, чтобы знать, знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь». Таким образом, не свободная конкуренция (либерализм), не социалистическое устройство (плановое хозяйство), а деятельность ученых-реформаторов и организаторе в-политехников способствует позитивной (полезной, конструктивной и реальной) реорганизации индустриального общества. При этом Конт учитывает и роль здравого смысла как средства прагматического разрешения теоретических проблем. Последний видит вещи такими, как они есть «сами по себе», без специальных аналитических усилий и без применения особых процедур «различия». Из здравых социологических умозаключений вытекают практические значения, присущие позитивной науке.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учение социальной статики» з дисципліни «Історія і теорія соціології»