В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Северной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийского общества) и привело к американской революции 1776 г., образованию США. Философское мировоззрение американских пуритан основывается на авторитете Священного писания, превращая его тексты в свод практических рекомендаций по устройству общинной и социальной жизни. Оно развивается в трудах Т. Хукера (1586—1647), Д. Уинтропа (1588-1649), Д. Кот-тона (1584-1652), Р. Уильямса (1603-1683), Д. Элиота (1604-1690) и др., имеющих пуританско-кальвинистскую ориентацию (2, 4). Познание мира они рассматривают как познание божественного плана: всякий, кто стремится обрести спасение, должен стремиться к знанию мира — воплощения божественного замысла. Таким образом, происходила абсолютизация учености, приобретение последней теологического характера. Ученость, широкая образованность, практические знания высоко ценились в процессе капиталистической колонизации Нового света. В частности, в 1636 году был заложен первый американский университет — Гарвардский колледж (по имени Дж. Гарварда, завещавшего учебному заведению свой капитал). Особым авторитетом пользовалась социальная философия Ф. Бэкона, который ратовал за активное использование американских земель и разработал свод правил для устроения колоний. В целом, ранняя американская философия была тесно связана с религиозным сознанием — пуританизмом. Она являлась мощным мобилизирующим средством и способствовала физическому и духовному выживанию в условиях ожесточенной колонизации (первоначального накопления капитала) Нового Света. Пуританские теоретики во многом опирались на методологические принципы французского гугенота П. дс ла Рамэ (1515—1572), погибшего в Варфоломеевскую ночь. Он боролся против католицизма и аристотелизма и разрабатывал концепцию синтеза протестантизма и платонизма. Развенчивая схоластизированнуго аристотелевскую логику, Рамус систематизировал платоновскую диалектику и высветил сократическую «майевтику», позволившую поднять чувственное познание до уровня созерцания мира, истинно сущего бытия. Он особо выделяет «диалектику» как искусство мыслить сообразно природе вещей, которое проявляется в языке. Анализ последнего позволяет проникать во «врожденный человеческий дух», то есть в тайны самого бытия.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Американский пуританизм» з дисципліни «Історія і теорія соціології»