ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Соціологія » Історія і теорія соціології

Возрождение
Во второй половине XV в. деятельность гуманистов расширилась до ре-нессансных наук о человеке и человечности, не только культурологических, но и натурфилософских. Представители Возрождения (Н, Кузанский (1401-1464), Л. да Винчи (1452-1519), П. делла Мирандола (1463-1494), Н. Коперник (S473-1543), Парацельс (1493-154!), Б. Телезио (1509-1588), Везалий (1514-1564), Д. Бруно (1548-1600), Т. де Браге (1546-1601), Т. Кампанелла (1568-1639), Г. Галилей (1564-1642), И. Кеплер (1571-1630), Я. Беме (1575—1624) и др.) стремились разрешить проблему разрыва божественного и природного начал в системе всего мироздания. Если для средневековой философии главным объектом познания является бог, то для натурфилософии таковым является природа, и человек понимается как ее часть. При этом сама средневековая философия воспринимается деятелями эпохи Ренессанса негативистски, и основной пафос направлен против теологии и схоластики.
Философия Возрождения (возвращение к истокам) носит характер мифологического воскрешения античных философских систем, что не исключало и творение новых. Возрождается платонизм (Н. Кузапский, Д. Бруно), формируется пантеизм (Мирандола), растворяющий бога в природе: бог находится в самой природе как внутреннее деятельное начало, определяющее внутренний закон движения (а не как сверхприродный творец). Учение деизма (Галилей) утверждало, что бог сотворил природу, но развивается она без его вмешательства, по своим собственным законам. Природа, а не бог, является основой всего сущего и источником знания. Она
70

предназначена служить человеку, он же ее хранитель. Поэтому перед натурфилософией стоит задача познать природу (бога в вещах) и сообразно с вей организовать реальную жизнь. Ренессанснос открытие человека связано с переходом к человекознанию, когда индивид берется как объект научного исследования, а не литературный персонаж или собеседник.
Сама возрожденческая философия перестает быть нерасчлененной наукой. Натуральный (естественный) подход к познанию и объяснению мира ведет к дифференциации и кристаллизации конкретных наук (узкодисциплинарных), что ставит проблему союза (соотношения) философии и естественных дисциплин. Главный вопрос — как уйти от контроля схоластики, ставшей тормозом для естественнонаучной мысли?
Натурфилософия Возрождения — наука о природном, физическом мире — возрождает демократическую натурфилософию и выступает как «качественная физика». Она опирается на концепцию одушевленности природы (анимизм) как всеобщей способности к ощущению, что открывает возможность смешивать научные открытия с мистическими и фантастическими допущениями. Данный организмический подход к мироустройству (живой организм) опирается на наблюдения, свидетельства других авторов, поверья и т. п. Поэтому, с одной стороны, натурфилософия приводит к величайшим открытиям: идея однородности и необъятности Вселенной, подрывающая основы учения о иерархическом различии небесного и земного миров; гелиоцентрическая система мира и др. Они выступают против мнения, что непосредственно очевидное дает полное истинное знание. Есть и нечто скрытое: только тот, кто способен увидеть скрытое, сможет и совершить невозможное. Кроме того, становится понятным, что небесные и земные движения подчиняются принципам единой механики, а библейские сказания являются мифом. Следовательно, и приемы гуманистов, которые годились лишь для овладения словесным искусством работы с античными текстами, заменяются новыми принципами и методами, помогающими относиться к своему предмету объективно (чего не могут сделать гуманисты) — наблюдение, опыт, эксперимент, математический расчет.
С другой стороны, занятия натурфилософией сочетали научность с мистической спекулятивностью, связанной с натуральной магией, кабаллой, алхимией, мифологией и т. п. Поиски «эликсира жизни», «философского камня», путей магического воздействия на таинственные силы природы сопровождались экспериментальными измерениями и опытными исследованиями, приводившими к неожиданным открытиям (порох, фарфор и др.). Но наряду с этим, в сознании современников подобные занятия закрепляли за натурфилософами образ магов, чародеев, не разделявших реальное и мифическое. В частности, линия пантеистического мистицизма, популярная среди астрологов и алхимиков, сосредоточилась на проблеме «самораскрытия» бога в природе. Она опирается на веру в способность внезапных озарений, имеющих принудительный характер (концентрации на внутренних переживаниях); в единство и отказ признавать различия (противоположности) в чем-либо (добро и зло — суть одно); в отсутствие реальности времени (различие прошлого и будущего есть иллюзия) и др. Следование мудрости как интуитивному проникновению «по ту сторону» мира
71

явлений противостоит дискурсивному аналитическому познанию, терпеливому исследованию истины наукой. Всякое знание, добытое помимо откровения — интеллектуальные аргументы (чувства, рассуждения и анализ), есть заблуждение и выглядит невежеством.
Линия мистического пантеизма вела к признанию, что «свет божий» равно присутствует во всем. Поэтому всякий разумный и добродетельный человек, даже не слышавший о Христе, является, по сути дела, христианином и заслуживает спасения. Идея это вызывала равное неприятие богословов всех направлений христианства1.
Социальный идеал Гуманизма и Возрождения формировался в виде утопии. В частности, «Утопия» Т. Мора (1478—1535) заключает в себе некую внецерковную игру человеческого воображения. То, что сам он был глубоко верующим человеком и под пышной одеждой лорда-канцлера носил власяницу, не имеет в данном случае значения Свобода от церковной традиции (свободомыслие) становится в данную эпоху достаточно распространенной. Мор опирается на «Государство» Платона — первую утопию античного мира. Но он создает свой идеал утопического коммунизма, то есть образ идеальной центрально-административной организации, способной ликвидировать страдания масс — положение английских крестьян под влиянием развития овцеводства. Мор обосновывает, что для установления справедливого общественного строя на основе равенства необходимо ликвидировать частную собственность. При этом производство должно носить се-мейно-рсмссленный характер, сельскохозяйственные работы — осуществляться по принципу трудовой повинности. Тем самым снимается противоположность между городом и деревней. Неприятный труд выполняют рабы, ставшие таковыми за различные гражданские и религиозные преступления. Данная централизованная организация способна обеспечить механизм распределения по потребностям населения через обязательное перераспределение произведенной продукции, систему общественных столовых. Отсутствие паразитизма поддерживает изобилие без особых технических средств. Самое главное, в результате достигается цель коммунистического общества утопийцев — обеспечение граждан свободным временем, необходимым для развития человеческой личности, се образования и духовной свободы.
Проект Т. Мора о наилучшем устройстве государства находится за пределами реальности — в будущем — и является всего лишь литературным вымыслом. Он разворачивается в «Золотой книге» вопреки очевидности и является социальной критикой тогдашней Англии, сочетающейся с мечтой о лучшем общественном устройстве. Мечта Мора (как и всех гуманистов) о наступлении «золотого века» связана с церковной реформой посредством собора (сверху) и просвещенным государем. Поэтому «утопия места» пришла в столкновение с реформационным и контрреформационным движениями, возвышением абсолютной светской власти. Это привело
1 Последователь мистических течений саксонец Кшрин Кульман был сожженн в Москве в 1689 г.
72

к конфликту Мора с «королевской реформацией», направленной на укрепление дворянства и нарождающейся буржуазии, завершившемуся казнью гуманиста1. В силу того, что в «Утопии» не содержалось указаний о путях достижения наилучшего устройства государства, она не была и программой действий. Данное произведение стало наименованием литературного жанра и стиля мышления.
В частности, к данному жанру относится и «Город Солнца» Т. Кампа-неллы (3568—1639) , в котором автор измышлял государство с прекраснодушным правлением, ничего общего не имеющим с реальной политической действительностью, практической политикой. Общество, изображаемое им, застыло в неподвижности, имея лишь туманное прошлое и не имея никакого будущего. В утопии Кампанеллы по отношения к действительному ходу вещей определяющая роль принадлежит субъективным желаниям и представлениям. Его гумманистическая устремленность исходит из интересов плебейско-крестьянских низов общества, для которых социальное неравенство является источником всех бедствий и нищеты. Причиной же неравенства выступает частная собственность. Поэтому в государстве соляриев «вес общее», что делает их всех одновременно равно богатыми (у них есть все) и, вместе с тем, бедными (у них нет собственности) (26, 45). Коммунистическая утопия ликвидирует моногамную семью, устанавливает государственный контроль за деторождением, обучением и воспитанием детей. Применение технических новшеств и изобретений в труде способствует его сокращению при одновременном увеличении получаемой продукции (всего у них в'изобилии). В коммунистической общине политическая власть, религия и наука (в единстве с магией и астрологией) связаны между собой и обеспечивают духовное единство жителей Города Солнца: частная жизнь соляриев согласуется с научной регламентацией, предписаниями правителей и велением звезд. За преступления против господствующего религиозного культа предусматривается смертная казнь. Данная бюрократизация обусловливает казармешю-монастырские черты («казарменный коммунизм») идеального государства.
Стремление Т. Кампанеллы ко всемирному единению, использованию папской церкви для реализации своей социальной программы («тюремных грез») не соответствовало духу времени и было практически неосуществимым. Вместе с тем, утопия «Города Солнца» противопоставляется макиавеллизму, который Кампанелла считал проповедью личной пользы, себялюбия, индивидуализма, основанных на частном интересе и неравенстве: почти все ученые и государи суть политики-макиавеллисты.
Парадоксы переломного периода XV—XVI веков нашли отражение в сформулированных Н. Макиавелли (1469—1527) принципах и технологии власти в государстве (41). С одной стороны, он излагает внутренне совершенные идеалы организации общества, управления и лидерства, которые и сегодня вдохновляют не только политологов, но и специалистов в обла-
1 Вот уж воистину, как выразился О. Уайльд: «Общество часто прощает преступника. Но не мечтателя».
73

сти научного менеджмента и социологии управления. С другой стороны, как реальный политик. Макиавелли «рассуждал» уничтожающим образом, изолируя рассмотрение политических проблем от морали и религии, мешавших его свободному анализу усложняющейся новой жизни Здесь он следует формуле «не бойся греха, если в грехе спасение». Поэтому он оправдывает цинизм, интриги, жестокость, корысть как инструменты политического деятеля, который в достижении государственных интересов не гнушается никакими средствами.
Государство выступает гарантом справедливости, получения основных благ и самой жизни граждан. Поэтому оно является высшей ценностью В таком понимании образцом идеального государя для Макиавелли является Цезарь Борджиа, превративший Флоренцию в «лабораторию политического опыта», основанного на тезисе: «Нравственность рождается в момент выбора* (цель оправдывает средства) Следовательно, для укрепления государства, достижения политического успеха правомерно использовать обман, хитрость, насилие и т. п.
Политическая деятельность Макиавелли приходится на время смены мирохозяйственной конъюнктуры, эпохе хозяйственного расцвета итальянской буржуазии приходит конец, приоритетную роль начинают играть земледельческие классы, открывающие новый период католическо-феодальной реакции. Формирующиеся европейские национальные государства, наоборот, переживают подъем: начинаются освобождение от итальянской эксплуатации, насилия римской церкви и ликвидация старых (сюзеренс-ких) феодальных отношений.
Идеал Макиавелли — это республиканская свобода и равенство под эгидой промышленно-торговой буржуазии и при неограниченной власти государя. Национальное государство абсолютистского типа должно служить интересам широких слоев общества: высшим классам (аристократия) и средним буржуазно-бюргерским слоям — народу (popolo). Бесправную бедноту он именует plebe. Но в республике, которая хочет' благоденствовать, дворянство нужно искоренить, а массы — взять в руки. При этом дворяне (земельная феодальная аристократия) являются «заклятыми врагами гражданственности», противниками всякого организованного общественного порядка (коммуна, республика) и подлежат уничтожению.
Н. Макиавелли не вписывался в гуманистичеко-возрожденческий канон. Во-первых, он начал изучать человека и человеческие отношения не с этической, а с социологической точки зрения как существо «общежительное». Во-вторых, он создал политическую теорию и положил начало реальной политике как научной дисциплине. Однако освобождение последней от морали и религии послужило основанием для полемики против макиавеллизма и при жизни, и особенно после смерти его автора. При этом необходимо отметить, что и сам Макиавелли относился к гуманистам как к людям, воскрешающим «мертвые вещи» — античную поэзию, живопись, скульптуру, а ренессансный культ красоты воспринимал как нечто «бесполезное»: важно в жизни то, что нужно.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возрождение» з дисципліни «Історія і теорія соціології»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аналізатори протоколів
Технічні засоби для організації локальних мереж типу ETHERNET. Пр...
Аудит витрат на виробництво продукції рослинництва
Ризики, властиві банківським інвестиціям
Перевірка постановки обліку капітальних інвестицій на підприємств...


Категорія: Історія і теорія соціології | Додав: koljan (02.12.2012)
Переглядів: 557 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП